Методическая разработка урока русского языка в 10 классе "Правописание безударных гласных в корнях" (подготовка к ЕГЭ)

МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов Апастовского муниципального района» Республики Татарстан

Методическая разработка урока русского языка в 10 классе

"Правописание безударных гласных в корнях "

(подготовка к ЕГЭ)$

подготовила Харитонова Наталья Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

$

2013 г.

Цели: сформировать представление о правильном написании проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корнях; сформировать способность к написанию гласных в корне слова; закрепить ЗУН по теме «Словообразование»; развивать орфографическую зоркость, связную речь; развивать мыслительные операции, необходимые для подготовки к ЕГЭ с целью выполнения заданий А14, В1; воспитывать интерес к предмету, культуру речевого поведения.

Оборудование:

1. Мультимедийный проектор, презентация.

2. К$арточки и перфокарты для самостоятельной работы (по вариантам).

3. Карта самоанализа (у каждого учащегося).

4. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Русское слово, 2011.

Ход урока

I. Мотивация

Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (Морфология и орфография)

Какой раздел предшествовал данному разделу? (Морфемика и словообразование)

Какую тему мы изучили на прошлом уроке? (Безударные гласные в корне слова)

$Как считаете, достаточно полны наши знания? Для чего нам нужно углублять их?

(Чтобы грамотно писать, всегда интересно узнавать что-то новое, сдать успешно ЕГЭ)

II. Актуализация знаний

  1. В течение всего урока вы будете себя оценивать: если задание выполнено правильно, ставите «+», если ошиблись «- » (У каждого уч-ся – карта самоанализа)

«Карта самоанализа» (для учащихся)$

Вид работы

Оценка (+ или -)

Задание «Способы образования слов» (В1)

Тест «Безударные гласные в корне» (А14)

Графический диктант

$

Упражнение 105

2) Повторим тему «Словообразование» и выполним словообразовательный разбор указанных на слайде слов: (слайды №2-3)

Рассмотреть – приставочный (от слова «смотреть»),

Предложение – суффиксальный (от слова «предложить»),$

Прибрежный – приставочно-суффиксальный (от слова «берег»),

Приход – бессуффиксный (от слова «приходить»)

Юннат – сложение

3) Самостоятельная работа по карточкам (по теме «Словообразование» (ЕГЭ, В1) (слайд №4)

(см. Приложение 1)

4) Взаимопроверка (на слайде – ответы), отметка в карте самоанализа (слайд №5)

1. предрассветный 2. юннаты 3. закинув 4. изредка 5. шёпот

$ 6. перенесли 7. по-летнему 8. стук 9. очистка 10. слегка, наушники

III. Постановка проблемы

(На слайде – 4 ряда слов с орфограммами в корне) (слайд №6)

- Чем интересны данные слова? Какая закономерность прослеживается?

1) зап...вать лекарство, прим...рять спорщиков, разм...гчить

2) б...дон, к...чан, в...нтиляция

3) зам...рать, сл...жение, пл...вучий

$

4) аб...немент, нагр...вание, настр...ение

- Какие вопросы-задания могут быть сформулированы к данным рядам слов?

1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?(1)

$2. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся безударная гласная?(3)

3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, не проверяемая ударением?(2)

-  В чем причина затруднения при написании гласных в этих корнях?

IV. Решение проблемы

- Какая опорная схема может нам помочь? (слайд №7)

Безударные гласные в корне

Проверяемые

Непроверяемые

$

Чередующиеся

- …

?

?

?

?

Можно ли найти общий принцип написания букв в корн$ях? (вывод делают уч-ся)

Ответьте на вопросы по теме «Чередующиеся гласные в корне»: (слайд №8)

  • На какие 4 группы делятся чередующиеся гласные в корне?

  • Перечислите корни, зависящие от суффикса А

  • В чём происходит зависимость от суффикса А?

  • Перечислите исключения из этого правила

  • Перечислите корни, зависящие от согласного звука

  • Как происходит зависимость?

  • Перечислите исключения из этого правила

  • Перечислите корни, зависящие от ударения

  • $Расскажите правило

  • Перечислите исключения из этого правила

  • Перечислите корни, зависящие от смысла, с их значениями

  • Назовите исключение из этого правила

(слайд №9)$

Чередующиеся гласные в корне слова

Корни, зависящие от суффикса А

Корни, зависящие от согласного

Корни, зависящие от ударения

Корни, зависящие от смысла

Бир-бер

Пир-пер

Дир-дер

Тир-тер $

Мир-мер

Блист-блест

Стил-стил

Чит-чет

Им

Ин

$Кас-кос

Лаг-лож

ИСКЛ! Сочетание, сочетать

Раст-ращ-рос

Скак-скоч

ИСКЛ! Росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, отрасль;

скачок, скачу

Гор, клон, твор

НО

Зар, плав

ИСКЛ! Выгарки, пригарь, зорянка, зоревать, пловец, пловчиха, утварь

Мак – макать, опускать в жидкость,

МОК – мокрый$, пропитанный жидкостью,

РАВН – равный одинаковый

РОВН – ровный, гладкий

ИСКЛ! равнина

V. Самоконтроль с взаимопроверкой

Теперь мы можем самостоятельно выполнить задание, а затем проверить себя. (слайд №10)

Задание (по вариантам): Тест «Безударные гласные в корне» (ЕГЭ, А14) (см. Приложение 2)

Проведем взаимопроверку. (на слайде – ответы) (слайд №11)

Кто допустил ошибки? Над чем надо поработать?

Молодцы и те, кто нашел и исправил ошибки. Поставьте в лист самоа$нализа + или -.

У кого нет ошибок?

VI. Закрепление знаний

1) Графический диктант ($слайды №12-13)

Перед проведением графического диктанта учитель проводит инструктаж по заполнению специальных карточек, в которые школьники будут вписывать только гласные буквы: а/о, е/и.

Сгоревший дом, замирать от счастья, опираться на шест, маленький росточек, поравняться с прохожим, постелить скатерть, непромокаемый плащ, написать изложение, слегка прикас$аться, поклониться до земли, опершись на седло, сравнять счёт, зарницы, равнина, заросли травы, раствориться, скакалка, плавучий, придираться, блистающий, благотворительный, заниматься в секции, отрасль производства, полагаться на удачу, обмакнуть в чай.

$- Выполним самопроверку. (слайд №14)

Отметим получившийся результат в листе самоанализа.

2) Работа с учебником

А сейчас выполним упражнение, пользуясь необходимым способом действия. (слайд №15)

(с.70, Упражнение 105). (1 вар.- нечетные, 2 вар.- четные).

VII. Рефлексия учебной деятельности

Какие затруднения $мы испытали? В чем? Объясните и проговорите свое затруднение.

Подведение итогов по «Карте самоанализа».

VIII. Домашнее задание: (слайд №16)

$ 19-20, Упр.93 (составить кроссворд из 15 слов)- на отдельном листе А4;

Упр.106-107 (подготовиться к выборочному словарному диктанту$).

Использованная литература:

1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Русское слово, 2011.

2.Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык.10-11 классы. Книга для учителя.- М.: Русское слово, 2011

3.И.В.Золотарева, Л.П.Дмитриева. Поурочные разработки по русскому языку.10 класс – М. ВАКО. 2008

Post Comment