МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА«Формы и методы подготовки к ГИА и ЕГЭ по русскому языку»

$

МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 Г.Льгова»

КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Формы и методы подготовки к ГИА и ЕГЭ по русскому языку»

Разраб$отку подготовила:

учитель русского языка и литературы

Красникова Ольга Ивановна

$

$

2014г.

Русский язык относится к числу наиболее трудных учебных предметов.

 А цель работы учителя – обучить каждого ученика.

Одна из главных причин низкой грамотности обучаю$щихся – в нацеленности обучения на знания правил, а не на их применение. Но опыт работы в школе показывает, что знание правил и умение их применять на практике – это далеко не одно и то же. Значит, большее внимание нужно уделить не заучиванию правил, а практиче$ской отработке навыков правописания. Тем более, что на экзамене в  11 классе часть заданий части А нацелена на проверку грамотности учащихся.

В 10–11 классах идет подготовка к сдаче экзамена в форме ЕГЭ. И задача учителя — построить процесс обучения таким образом, чтобы максимально эффективно использовать отведенное время, обеспечить усвоение изучаемог$о материала, формирование  знаний и умений для всех обучающихся.

Анализ первых результатов показал, что задания ЕГЭ синтезируют в себе весь учебный материал по русскому языку с 5 по 9 классы (основное изучение русского языка заканчивается в 9 классе), а в 10-11-м классах стало традиционным повторение изученного материала.

Таким образом, необходимой стала задача организации наиболее эффективного повторения на последнем этапе обучения, а на предшествующем – создание единых требований к  оцен$ке умений, навыков обучающихся.  Поэтому систематическая работа должна вестись с 5 класса.

$Система работы в 5–11 классах

Обязательное условие – введение тестовой формы проверки знаний, умений и навыков учащихся с 5-го класса. При этом, безусловно, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционных форм: различные диктанты, сочинения, изложения. Тесты может составить и сам учитель, можно использо$вать и те, которые предлагаются современными пособиями, тем более выбор есть.

Это и тесты для проверки знаний определений и правил, и для проверки осознанности определений и правил, и для проверки сформированности умений применять знания при решении практических задач, где требуется выбрать не один правильный ответ.

5–7 классы

На этой ступени обучения русскому языку можно осуществить интенсивную работу по решению заданий части А. Уч$ащиеся обычно без труда справляются с подобными заданиями.

С 5–7 класс происходит изучение всех орфограмм. Считаю целесообразным составление таблиц орфограмм, которые мы активно используем на уроках ,а также  ведение справочников.

$ Когда такая работа выполняется на каждом уроке, к концу 7-го класса дети без труда определяют орфограммы и могут их объяснить грамотно.

$ Также на данном этапе изучаются сложные для детей этой возрастной группы темы: «Словообразование, основные способы образования слов в русском языке», «Разбор слова по составу». С изучения этих тем начинаем с детьми собирать лингвистическую папку таблиц и схем для ЕГЭ.

Работу можно организовать по-разному: предоставить ученикам готовые схемы, составить вместе или предложить ребятам составить самим (в сильном классе). Составление$ схем помогает обучающимся учиться анализировать изученное, сопоставлять, сравнивать, систематизировать материал, что способствует более качественному усвоению темы, активизирует мыслительную деятельность, развивает логику и творчество.

Не существует конкретных однозначных правил, регулирующих произношение слов в русском языке. Орфоэпич$еские диктанты призваны сформировать практические навыки расстановки ударения в словах. В каждом классе в конце учебника по русскому языку  имеется перечень слов для запоминания их произношения. В течение года осуществляю знакомство с данными словами, затем провожу промежуточные орфоэпические диктанты, в конце года –итоговый тест.

В период обучения русскому я$зыку с пятого по седьмой класс можно также осуществлять изучение грамматических и морфологических норм русского языка. В седьмом классе систематизируем с учениками пройденный по теме материал в таблицы и схемы. По окончании седьмого класса можно предложить учащимся итоговый тест по изученным заданиям части А и В.

8–9 классы

$ На этом этапе активно ввожу тесты типа части В, тем более что они составлены на базе программного мате$риала этого этапа обучения.

В3 – определение вида подчинительной связи в словосочетании;

В4 –виды односоставных предложений;

В5 — обособленные члены предложения;

В6- виды придаточных предложений.

Эти темы изучаются в 8–9 классах, а также задания части А на знание синтаксиса и пунктуации рассматриваются на$ этом этапе.

При изучении указанных тем использую уже описанные выше приемы и методы: устные и письменные зачеты, составление схем и таблиц обобщающего характера, решение тестов тематических и итоговых, работа с текстом, сопутствующее повторение пр$ойденного с использованием контрольных работ по орфографии (печатные задания на разные виды орфограмм) и другие формы.

Большинство итоговых работ по окончании изучения отдельной темы в девятом классе также провожу не только в форме диктанта, как это бывает обычно, но и в форме тестов. Эффективно помогаю$т при подготовке к ЕГЭ мини-диктанты с творческими грамматическими заданиями.

При подготовке к выполнению задания В8 использую возможности уроков литературы. Прежде всего, при изучении художественных произведений особое внимание обращаю на средст$ва художественной выразительности, провожу литературные диктанты по данной теме. Обязательным условием анализа стихотворения является также анализ средств выразительности, начиная с пятого класса.

$ Задание В7 целесообразно рассматривать при знакомстве обучающихся с текстом ещё в пятом классе, а затем на уроках развития речи при подготовке к сочинению, изложению и другим творческим работам обязательно осуществлять повторение средств связи предложений в тексте.

10–11 класс

$ Таким образом, к десятому классу учащиеся подходят уже со знанием и структуры ЕГЭ, и содержанием заданий, умеют выполнять  части А и В.В 10–11 классе остается только текущее повторение, практическая отработка полученных умений и навыков и тщательная подготовка к сочинению части С.

10 класс – активно использую обобщающие таблицы, которые есть у каждого ребёнка для работы. Обучающиеся отрабатывают пройденные задания на время. Определённый срок – определенное количество заданий.

$

Каждое полугодие учащиеся сдают обязательные зачёты по русскому языку в форме заданий ЕГЭ.

В 10 классе (если обучение веду не с этого года) и в 11 классе (если преподаю с десятого) проводится самая глубокая работа по выполнению заданий части С.

$Все предлагаемые тексты вариантов ЕГЭ по поднимаемым в них проблемам можно разделить на несколько групп, Я предлагаю обучающимся эти основные проблемы: проблемы семьи, проблемы экологии, проблемы нравственности и т. д. Затем мы определяем вытекающие из $этих глобальных проблем более частные, и по ним учимся писать вступление, заключение, подбираем аргументы, а потом прикладываем их к так называемому конкретному материалу, т. е. тексту.

$ После того, как совместно с обучающимися  разобраны и обсуждены вышеназванные проблемы, проведена должная работа, ученику легче справиться с сочинением, так как у него уже накоплен определенный практический материал.

Кроме того, при изучении любого художественного произведения в курсе литературы обязательно определяем его тему, идею, проблематику, находим связи с современностью, отвечаем на проблемные вопросы: что есть красота, по Толстому, и твое представление $о красоте; в чем современность романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»; Большую работу провожу по построению предложений сочинения части С. Подбираем синонимы, чтобы избегать повторов, составляем предложения по комментированию  проблемы, учимся, как лучше оформить авторскую позицию, аргументы и т. д.

$Эффективной оказывается работа по анализу сочинений одноклассников, такая работа помогает детям видеть ошибки других и не допускать подобных самим. Учит видеть структуру работы (распечатывать сочинения прошлых лет)

Для того, чтобы эта система работала эффективно, нужна методическая база для каждого урока. Мною она собиралась многие годы и была систематизирована в папки по темам, по классам и частям заданий ЕГЭ. Это очень сложный, трудоёмкий процесс, но он позволяет обеспечить каждого школьника индивидуальными контрольно-измерительными материалами для подготовки к ЕГЭ$.

Структура и содержание ГИА по русскому языку

$Первая часть экзамена – написание сжатого изложения по прослушанному тексту – требует от школьника мобилизации памяти, владения нормами орфографии, навыками информационной обработки текста (выделить главное, отсечь второстепенное, при этом используя уместные лексические и грамматические средства). В наш информационный век способность воспринимать и обрабатывать информацию – это отнюдь не школьно-академическое ,отвлеченное требование, а важное умение, постоянно используемое в жизни.

$ Вторая часть работы выполняется на основе прочитанного текста и проверяет глубину и точность понимания его содержания, выявляет уровень постижения школьниками культурно-ценностных категор$ий: понимание основной проблемы или ее аспектов, позиции автора или героя, характеристики героя, авторского отношения к героям; опознавание изученных средств выразительности. В этой части работы проверяется также лингвистическая база учащихся.

Задание третьей части проверяет умение строить собственное высказывание-рассуждение, при этом особое внимание уделяется умению аргументировать. Именно оно необходимо ш$кольникам в дальнейшей образовательной и профессиональной сферах деятельности. Кроме того, умение отстаивать свою позицию, уважительно относиться к собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры.

$ Все три части работы взаимосвязаны и воспроизводят логику познавательной деятельности ученика, а также комплексно проверяют умения в области владения русским языком.

Методы и приемы подготовки к ГИА

Анализ экзаменационных работ показывает, что большая часть выпускников испытывае$т затруднения при выполнении всех видов заданий ГИА, что объясняется преимуществом информационного принципа преподавания над практико-ориентированным подходом к обучению русскому языку в основной школе. Необходимо пересмотреть формы контроля знаний и умений учащихся.  Оптимальной формой контроля может стать тест, комплексная работа с текстом, творческое сочинение на лингвистическую тему, но нельзя исключать и диктанты.

Целесообразно знакомить ка$ждого девятиклассника с критериями оценивания изложения и сочинения, что позволяет избежать ошибок в построении текста, выделении микротем , помогает объективно оценивать собственную работу. В процессе подготовки можно предложить учащимся проанализировать варианты экзаменационных работ, выполненных девятиклассниками в предыдущем учебном году. В ходе такой работы возникает понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание. Данный аналитический подход будет полезен как ученику, так и учителю. Обучение п$риемам компрессии текста – важнейшая составляющая работы каждого учителя. Систематическая деятельность в этом направлении позволит отработать навыки сжатия при информационной переработке текста.

$Формированию комплекса умений на основе работы с текстом способствует использование метода межпредметной интеграции. На уроках литературы предлагаю такие формы деятельности, как конспектирование, составление планов и отзывов. Результаты показывают, что учащиеся, систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками.

Названные аспекты были учтены мною при планировании факультативного курса по подготовк$е к ГИА.

$

Список использованной литературы:

  1. Павлова С.А. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: алгоритмы рассуждения при выборе $правильного ответа. – М.: Просвещение,2009.- 192с -ISBN 978-5-09-017011-6.

  2. Баранов М.Т. Русский язык: справочные материалы: пособике для учащихся общеобразоват. учреждений , М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М. Шанского – 11 изд. – М.: Просвещение, 2009

  3. $Розенталь Д.Э.Ю Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. – М. Московская международная школа переводчиков, 1994

  4. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 кл., [И.И.Постникова, И.М.Подгаецкая, М.Н. Везерова и др.] -М.: Просвещение, 2007: -ISBN 978-5-09-016009-4.

  5. Арбатова Е.А. Правила русского языка в таблицах и схемах. – СПб.: Изд.Дом “Ли$тера”, 2012, ISBN 978-5-94455-713-1

  6. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЕ-2012.- Ростов н,Д: Легион, 2011, -524 с.  ISBN 978-5-9966-0170-7

  7. Загидулина М.В. Русский язык: полный курс подготовки к ЕГЭ. М.: АСТ. 2014.- 320с. ISBN 978-5-17-079480-5

Post Comment