Методические рекомендации «Система опережающей работы по подготовке к выполнению заданий в формате ЕГЭ на этапе обучения русскому языку в 5-7 классах.»

Муниципальное образовательное учреждение «Днестровская средняя школа№1»

$Методические рекомендации

«Система опережающей работы по подготовке к выполнению заданий в формате ЕГЭ на этапе обучения русскому $языку в 5-7 классах.»

Составила учитель

русского языка и литературы

1кв. категории

Дальниченко Рита Николаевна

Днестровск, 2014

$Методические рекомендации

Система опережающей работы по подготовке к выполнению заданий в формате ЕГЭ на этапе обучения русскому языку в 5-7 классах.

$Как известно, в экзаменационную работу по русскому языку включены задания, проверяющие лингвистическую компетенцию (то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений) ; языковую компетенцию (практическое владение русским языком ,его словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых норм);коммуникативную компетенцию(владение разными в$идами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания .Поскольку цель ЕГЭ-проверить знания выпускников по всему курсу русского языка ,то и задания КИМов охватывают все разделы русского языка как на теоретическом ,так и на практическом уровне. А это значит, что подготовку к новой форме аттестации нельзя откладывать на последние дни. В данном контексте сегодня смело можно утверждать, что первые шаги в этом направлении следует на$чать уже в 5-7 классах. Какой же понимается эта система работы ? Прежде всего она основывается на организации эффективной работы по овладению учащимися прочными осознанными знаниями, способствующими формированию языковой, коммуникативной и лингвистической компетенций. Безусловно, невозможно перечислить все составляющие указанной системы работы ,но необходимо отметить стремление к совершенствованию методики развития речи учащихся, усиление практической ежедневной словарной работы, обучение способам структуирования, обобщения теоретического м$атериала, стремление к разнообразию учебного процесса: поиск новых форм проведения уроков , новых видов контроля полученных знаний как элементов опережающего обучения. . Например, на этапе обучения в 5-7 классах активное введение тестов как новой формы проверки знаний учащихся на уроках русского языка позволяет ,с одной стороны, оценить уровень усвоения материала по всем разделам программы, закрепить навыки грамотного письма и грамотной речи и в целом оценить уровень лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций ,с другой стороны, макси$мально адаптировать учащихся к современному виду контроля знаний .Содержание программного материала в 5-7 классе(УМК под редакцией М.Т. Баранова, Т.Л. .Ладыженской ) в максимальной степени охватывает такие разделы как морфология и орфография, уделяется значительное внимание лексике и фразеологии, в меньшей степени затрагивает синтаксис и пунктуацию . В центре преподавания данного курса-формирование орфографического навыка .В расширенном арсенале сред$ств контроля по сформированности орфографического навыка учитель умело прибегнет и к тестовому виду. Главное$, чтобы эта работа не носила эпизодический характер и имела практическую направленность по повторению теоретического и закреплению практического материала. На каком этапе целесообразно ввести тестовую форму контроля полученных знаний? Практика убеждает, что это необходимо сделать при изучении той или иной темы только после того как отработана теоретическая справка, выполнен достаточный блок тренировочных упражнений, закреплены и отработаны навыки, связанные с различными видами анализа языковых явлений . Проверочная тестовая работа способн$а развить опорные умения и навыки учащихся. К примеру, орфографический навык успешно формируется на базе более простых навыков и умений :а)умение производить звуко-буквенный и слоговый анализ слов; б)умение распознавать части речи; в) умение устанавливать морфемный состав слов; г) умение подбирать однокоренные слова; д) умение опознавать орфограммы. Рассмотрим алгоритм обращения к тестовой форме ,учитывая упомянутые умения и навыки ,то есть обратимся$ к обучающему тесту :например, в 6 классе, обобщая изученное по теме «Чередующиеся гласные в корне слова», полезно предварить выполнение теста упражнением следующего характера:

Запишите слова в два столбика:1) с проверяемой гласной в корне ; 2) с чередующейся гласной в корне;3)с непроверяемой гласной в корне.

Прим…риться (с другом),предст…влять, зам…рать(от восторга),р…внина,изл…гать,спл…титься,разоч…рование,скл…ниться,р…скошный,раств…рить(окно),обл…котиться,б…гряный,п…томн$ик,в…ранда,з…ря,в…негрет,отп…рать .

Только после выполнения нескольких тренировочных упражнений подобного характера следует предложить учащимся тестовое задание(по аналогии с А-13 экзаменационных материалов):в каком ряду во всех с$ловах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)снар…жение, распл…статься, предпол…гать

2)ин…циатива, впр…гать, дост…жение

$3)т...рговать, ж…лище, пл…снуть

4)отр…вление, комп…тентность, зар…сли

Обязательно выполняем коллективно тестовое задание, графически выделяем условия выбора букв, подробно даём комментарий каждому выбору написания. Так ребята учатся мыслить логически ,приходят к пониманию определенного хода рассуждения . Уже в среднем звене ребята привыкают к спецификации и кодификатору. На полях в рабочих тетрадях простым карандашом$ делаем помету, когда выполняем тестовые задания для отработки каждого правила (А-13, А- 14 и т . д.) На следующем этапе предлагаются обобщающие тесты и только затем к$онтрольные тестовые задания.

При обычной организации обучения рекомендуется одна проверочная работа в конце темы, промежуточные же результаты усвоения материала не учитываются( они выводятся на основе общих наблюдений за работой всего класса, выполнения тренировочных упражнений. Самоанализ собственного опыта показал, что крайне необходимы систематическая проверка усвоения опорных знаний и формирование на их основе умений и навыков учащихся. Осуществлять её можно с помощью проверочных тестовых работ, которые позволяют выявить уровень подготовленности каждого уч$еника, проследить темпы его продвижения в обучении, а также своевременно обнаружить и устранить пробелы в знаниях отдельных учащихся, предупредить неуспеваемость. На начальном этапе введения полезно предложить задания ,ориентирующие на поиски разнообразных вариантов выполнения задания. Такая форма работы позволяет рассматривать те или ины$е лингвистические явления не однолинейно, не по шаблону, а под разными углами зрения, находить варианты решения одной и той же проблемы. Например:

Сколько вариантов группировки слов вы можете предложить? Укажите, что лежит в основе группировки слов: $мяч, дочь, с пастбищ, ландыш, молодежь, река Сож, без калош, из училищ, город Керч , течь. Учащиеся могут предложить следующие варианты группировки: наличие ь и его отсутствие, тип склонения, род, собственные нарицательные, одушевленные неодушевленные, с предлогами без предлогов и др.

Ка$к показывает опыт, современные дети обладают хорошей памятью, но репродуктивным интеллектом ,затрудняются в выполнении логических и творческих операций ,употребляют слова ,значение которых не всегда могут объяснить. Поэтому готовя учащихся к выполнению теста ,нужно максимально разнообразить работу со словом : давать толкование значения слова с максимальным набором дифференциальных признаков, знакомить с этимологией слова, заниматься подбором синонимов и$ антонимов, составлять словосочетания и предложения и т. п. Но, на мой взгляд ,этого недостаточно .Необходимо, чтобы слово ,было включено в повседневную речевую деятельность, а это предполагает изменение мотивации овладения словом(осваиваем слова не для того ,чтобы правильно выполнить тест, а для того, чтобы точно понимать их смысл и пользоваться ими.)Положительными моментами в развитии языкового чутья учащихся является и наблюдение над нормативным употреблением в речи слов и сло$воформ. В системе работе по опережающей подготовке к ЕГЭ в 5-7 классе приоритетной является и работа по тексту, которая видится в совершенствовании умений анализировать тему текста, уточня$ть её границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства. Так как УМК под редакцией Т. Л. Ладыженской, М. Т. Баранова не предусматривает в достаточной степени работу по анализу текста, стараемся предлагать учащимся раздаточный материал, подобранный с учётом возрастных особенностей учащихся, степени их познавательной активности. В качестве примеров необходимо обращаться к образцам искусс$тва-художественным текстам. Текст наглядно демонстрирует, как «работает» слово под пером писателя-мастера. Кроме того, работа с художественным текстом даёт возможность повторить изученное по грамматике, проверить орфографию и пунктуацию, развивать собственную речь учащихся. Рассмотрим пример текста для 7 класса:

ДЫХАНИЕ

  1. Ночью был дождик, и сейчас переходят по небу тучи, изредка брызнет слегка.

  2. $ Я стою под яблоней отцветающей - и дышу. 3) Не одна яблоня, но и травы вокруг сочают после дождя - и нет названия тому сл$адкому духу, который напаивает воздух. 4) Я его втягиваю всеми легкими, ощущаю аромат всею грудью, дышу, дышу, то с открытыми глазами, то с закрытыми - не знаю, как лучше.

5) Вот, пожалуй, та воля - та единственная, но самая дорогая воля, которой лишает нас тюрьма: дышать так, дышать здесь. 6) Никакая еда на земле, никакое вино, ни даже поцелуй женщины не слаще мне этого воздуха, этого воздуха, напоенного$ цветением, сыростью, свежестью.

7) Пусть это - только крохотный садик, сжатый звериными клетками пятиэтажных домов. 8) Я перестаю слышать стрельбу мотоциклов, завывание радиол, бубны громкоговорителей. 9) Пока можно еще дышать после$ дождя под яблоней - можно еще и пожить!

Задания к тексту

    1. Определите и прокомментируйте основную проблему текста.

    2. $Сформулируйте авторскую позицию.

    3. Выскажите собственное мнение по поднятой проблеме.

    4. Определите тип речи и стиль текста$. Обоснуйте свое мнение.

    5. Из 7-9-го предложений выпишите все частицы.

    6. Из предложений 7-9 выпишите слова, образованные способом сложения, и укажите, какое это сложение - с суффиксацией или без нее.

    7. Объясните значение слов:$ напаивают и сочают$ (предл. 3).

    8. Из предложений 2-4 выпишите существительные, имеющие форму только единственного числа.

    9. Из текста выпишите глаголы-исключения.

    10. Из предложений 5-6 выпишите прилагательное в форме простой сравнительной степени.

    11. $Из предложений 4-6 выпишите наречия.

    12. Из предложений 2-5 выпишите все определительные местоимения.

    13. Из предложений 1-4 выпишите действительное причастие настоящего времени.

    14. $Из предложений 1-3 выпишите все предлоги.

    15. $Укажите вид связи в словосочетании: брызнет слегка (1-е предложение).

  1. $ Среди предложений 5-9 найдите простое с составным глагольным сказуемым, укажите его номер.

  2. Среди предложений 1-4 найдите сложные, в состав которых входят безличные предложения, укажите их номера.

  3. Найдите в тексте предложение с вводным словом. Укажите номер этого предложения.$

  4. Укажите номера предложений с обособленными причастными оборотами.

  5. Укажите кол$ичество грамматических основ в 5-м предложении.*1

___________________________________________________

1*По материалам тренировочных текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Зиновьева Е.Н. Библиотечка «Первого сентября» выпуск № 35,2011г.

$Последний тезис особенно актуален, так как не всегда учащиеся справляются с самостоятельным конструированием текстов. Опыт работы убеждает ,что опора на языковой аспект текста позволяет более эк$ономно и результативно сформировать у учащихся приёмы построения текстов, предупредить такие ошибки ,как нарушение логичности, последовательности, связности высказывания. Например, для того чтобы показать учащимся наличие в текстах смысловых и грамматических связей между предложениями , на уроках следует предлагать фрагменты текстов с заданием определить наиболее важное по смыслу предложение и указать ,какими предложениями оно уточн$яется, раскрывается, конкретизируется. Например: На дворе темно и холодно ,воет ветер. На море буря. А в хижине тепло и уютно. (Л. Н. Толстой).

Разбор данного фрагмен$та текста позволяет учащимся увидеть одинаково важное смысловое значение всех его предложений : первые два предложения связаны с третьим отношением противопоставления.

Целенаправленная работа с текстом на уроке русского языка позволяет научить детей правильно его воспринимать, на начальных этапах создавать собственный текст на основе авторского (от изложения –миниатюры с элементами интерпретации к$ сочинению –продолжению, к сочинению-отклику, к сочинению-рассуждению по тексту. Так учащиеся не только овладевают умениями вычленять из готового текста его языковую схему, но и осознают роль изучаемых языковых явлений в тексте. Чтобы схема текста могла наполняться живым содержанием ,помогала в работе над будущим сочинени$ем ,необходима, как мы убедились, постоянная работа над текстообразующими возможностями рассматриваемых на уроках языковых средств. При изучении любой части речи, любого типа предложения мы отрабатываем и вопрос их роли в организации связного высказывания. Большим подспорьем в этом вопросе в практике преподавания является сборник Е. И. Никитиной. Русская речь.5-7кл.Учебное пособие по развитию связной речи учащихся. М.: «Просвещение»,1994г.

Таким образом, система опережающей подготовки учащихся 5-7кл.к выполнению заданий в формате ЕГЭ основана на создании эффективной работы по овладению учащимися прочными базовыми знаниями, которые станут$ фундаментом успешной сдачи выпускного экзамена в будущем, на активном введении в учебный процесс тестовых заданий промежуточного ,итогового контроля ; на совершенствовании работы по тексту, согласно возрастным характеристикам учащихся.$

$Список использованной литературы.

1. Методические рекомендации по выполнению и оцениванию задания с развернутым ответом ЕГЭ по русскому языку/ сост. Т.О.Скиргайло, О.В.Волкова.- Казань: РИЦ «Школа», 2010. – 172 с.

2. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: книга для учителя/ Н.Г.Гольцова, М.А.Мищерина. – 5-е изд., испр. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.- 304 с. $

3. Русский язык: 10-11 классы: 34 урока подготовки к ЕГЭ / Т.Ю.Угроватова. – М.: Эксмо, 2008. – 336 с. – (Мастер-класс для учителя);

4.Бажанова Н.А. Подготовка к ЕГЭ по теме «Словообразование» (11 класс) //РЯШ.-2010.-№7.

5. Кульгавчук М.В. Ещё раз об обучении созданию письменного текста на уроках русского языка и литературы в целях подготовки к ЕГЭ //РЯШ.-2010.-№6.

6. Журавлёва Е.Б. Работа над сочинением-рассуждением в 11 классе при подготов$ке к ЕГЭ//РЯШ.-2010.-№9.

7. Крайник О.М. Пути предупреждения типичных ошибок и недочётов учащихся при работе с текстовым материалом //РЯШ.-2010.-№9.

8. Шаповал С.А. Работа с рамочными компонентами на уроках русского языка // РЯШ.-2010.-№9.

9. Беднарская Л.Д.Обучение сочинению-рассуждению при подгот$овке к ЕГЭ по русскому языку //РЯШ.-2009.- №9,10.

Post Comment