Обучение написанию сочинения части С. Подготовка к ЕГЭ, 10 класс

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 81 Калининского района

Санкт-Петербурга

$

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 10 КЛАССЕ

Тема: «Обучение написанию сочинения части С. Подготовка к ЕГЭ»

$

ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

И ЛИТЕРАТУРЫ

Коваленко Наталья Васильевна

Санкт-Петербург

2013 год

$

Пояснительная записка.

$Данный урок русского языка является одним из серии уроков развития речи по подготовке учащихся к ЕГЭ - написанию сочинения части С. На уроке использован отрывок из повести Ольги Фёдоровны Берггольц «Дневные звёзды». Использована кейс-технология, направленная на разви-тие навыков анализа информации как индивидуально, так и в составе группы, при этом процесс обучения требует не только знания и понимания терминов, но и умения оперировать ими; на умение аргументировать своё мнение, на получение навыков презентации и обощений. Урок направлен на формирование информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.

Цель урока: научить учащихся создавать собственное высказывание по предложенному тексту в письменной форме.

Задачи: способствовать формированию следующих компетенций:

  1. информационной – используя теоретические сведения по теме, анализировать текст, выделять проблему, предлагать пути её решения;

  2. $коммуникативной – работая в группах, общаться с товарищами, уметь слушать, защищать свою точку зрения, вырабатывать общий взгляд на проблему;

  3. рефлексивной – анализировать работу свою и всей группы, оценивать, находя «плюсы» и «минусы».

$ Оборудование:

  • ноутбук, мультимедийный проектор;

  • мультимедийная презентация;

  • раздаточный материал

План урока.$

  1. Объявление темы урока, цели, задач

  2. Повторение.

  3. Работа с текстом.

  4. Групповая работа.

  5. Презентация итогов групповой работы.

  6. Домашнее задание.

  7. Рефлексия.

Ход урока.

$До урока ученикам розданы рабочие листы, памятки, отрывок из повести О. Ф. Берггольц «Дневные звёзды». Ученики поделены на 4 группы.

  1. Объявление темы урока, цели, задач.

Учитель. Тема нашего урока – «Обучение написанию сочинения части С. Подготовка к ЕГЭ».

- Как вы думаете, какова цель урока? (Научиться писать сочинение в формате ЕГЭ).

$ Для того, чтобы научиться писать сочинение по предложенному тексту, мы должны решить следующие задачи:

  1. учиться формулировать проблему исходного текста;

  2. учиться работать в группах, общаться с товарищами, слушать, защищать свою точку зрения, вырабатывать общий взгляд на проблему;

  3. $учиться анализировать работу свою и своей группы;

  4. к концу урока собрать материал для написания сочинения.

  1. Повторение.

Часть С предусматривает анализ текста как речевого произведения, выявление его художественных и лингвистических особенностей, поэтому не обойтись без знания лингвистических терминов, которые мы сейчас вспомним.

  1. Терминологический диктант. Задание: по лексическому значению написать слова-термины.

  1. Ряд предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

  2. $Основной вопрос в тексте, требующий разрешения.

  3. То, о чём говорится в тексте.

  4. Отношение автора к предмету и содержанию речи, то, что он доказывает, в чём желает убедить читателя, то, для чего написан текст.

  5. $ Главное утверждение текста, которое необходимо доказать.

  6. Доказательства, приводимые в поддержку текста.

  7. Система более узких тем, каждая из которых излагается по отдельности и оформляется как отдельный абзац.

  1. Самопроверка. Слайд 3.

  1. Работа с текстом.

Учитель. $Сочинение мы будем писать по отрывку из книги Ольги Фёдоровны Берггольц «Дневные звёзды».Совсем недавно мы отметили очередную годовщину освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В эти тяжёлые 900 дней жителей города поддерживал голос ленинградской писательницы, поэта Ольги Берггольц. Послушайте сообщение о Берггольц.

  1. Сообщение ученика об О. Ф. Берггольц.

  2. Чтение стихотворения О. Берггол$ьц.

  3. Знакомство с текстом. Чтение (учитель). Задание: внимательно слушайте, постарайтесь определить проблему, приготовьтесь ответить на вопросы по содержанию.

  4. Ответить$ не вопросы учителя.

- Когда происходит действие?

- Кто главный герой?

- От чьего лица ведётся повествование?

- О чём этот текст? (О жизни автора в осаждённом фашистами Ленинграде).

- Какая проблема волнует автора? (О. Берггольц поднимает проблему противостояния в борьбе с врагом-невидимкой).

Запишите в рабочих листах формулировку проблемы.

  1. Словарная работа.

$- От какого слова образовано слово «противостояние»? Каким способом? (От глагола «противостоять» суффиксальным способом, с помощью суффикса – ни- )

- Как вы понимаете лексическое значение слова «противостоять»? Найдите его в словаре С. И. Ожегова.

1) сопротивляться действию чего-либо, сохраняя устойчивое положение;

$ 2) быть противопоставленным.

- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы произносите слово «противостояние»? Составьте кластер.

состояние силы антагонизм соперничество

борьба ПРОТИВОСТОЯНИЕ оппозиция

противодействие конфронтация моральное превосходство

После коллективного составления кластера показать слайд 5.

- В каком стиле речи уместно использование слова «противостояние»? (В публицистическом).$

- Следовательно, в каком стиле мы будем писать сочинение? (В публицистическом).

- Какое ключевое слово можно выделить в определении слова «противостоять»? (Сопротивляться).

- Найдите в тексте, как героиня противостояла незримому врагу.

$Ученики. Продолжала жить, не склоняя голову.

Лавина снарядов, крыша дома пробита, стёкла выбиты – жила.

Нет воды – носила вёдрами на 5-й этаж.

Не сдавалась.

Неизвестно, выживет ли сама, уцелеет ли город – каждый вечер садилась за письмен-

ный стол работать.

Ни жалоб, ни паники.

  1. $Работа в группах. 10-12 минут.

Задание (распечатано для каждрй группы).

  1. Сформулировать и записать проблему.

  2. Прокомментировать проблему, о$братив внимание на языковые средства.

  3. Определить позицию автора.

  4. Выразить своё согласие или несогласие с точкой зрения автора.

  5. Выражая свою точку зрения, подобрать два аргумента, опираясь на знания литературы и жизненный опыт.

В работе вам помогут памятки: «Учимся понимать исходный текст», «Памятка для подготовки к сочинению». (Памятки розданы каждому ученику). После выполнения работы каждая группа представляет свой вариант сочинения (наброски или план).

$

  1. Презентация работы групп.

Каждая группа выступает не более 2-х минут.

Задание: слушая выступления своих товарищей, вносите дополнения в свою работу, отметьте наиболее интересные моменты в работе каждой группы.

Учащиеся слушают выступления групп, дополняют, отмечают наиболее удачные, с их точки зрения, подходы к выполнению задания.$

  1. Проверка правильности выполненной работы. Смотри мультимедийную презентацию (слайды 6-10). Ученики вносят дополнения в рабочие листы.

Учитель. - Как вы думаете, чего не хватает в сочинении? (Вступления и заключения).

Действительно, любое сочинение должно иметь начало и конец, т. е. вступление и заключение. Вступление – это I часть, в которой осуществляется подход к проблеме через установление соотношения либо со временем, либо с творчеством автора, либо с собственным жизненным опытом, либо с какими-то идеями, связанными с проблемой. Заключение надо логически связать с вступлением.

$- Подумайте, как можно начать сочинение и как закончить?

Спросить 2-3 человек. Затем показать слайды 11-12.

Запись домашнего задания. Слайд13.

  1. Рефлексия.

- Какие трудности возникли у вас в ходе подготовки к сочинению?

- Чему вы научились на уроке?$ (Каждый отмечает в рабочем листе, чему он научился).

- Чему хотели бы научиться? (Напишите это в рабочем листе).

- Комфортно ли было работать в группе?

$ - Руководители групп, оцените работу всей группы и вклад каждого ученика в общее дело.

Всем спасибо!

Литература.

  1. О. Ф. Берггольц. Дневные звёзды.

  2. ЕГЭ по русскому языку. Как писать сочинение-рассуждение. Под ред. Н. Т. Свидинской. Санкт-Петербург, «Дидактика Плюс», 2007.

  3. $ Г. Т. Егораева. Практикум по русскому языку. Подготовка к выполнению части С. М., «Экзамен», 2012.

  4. Г. Т. Егораева. ЕГЭ. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. М., «Экзамен», 2013.

Post Comment