Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ. Комментарий к проблеме. Критерий К2ерий к проблеме, 11 класс

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

$средняя общеобразовательная школа № 81 Калининского района

Санкт-Петербурга

$КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 11 КЛАССЕ

Тема: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ. Комментарий к проблеме (критерий К2)»

ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

И ЛИТЕРАТУРЫ

Коваленко Наталья Васильевна

$

Санкт-Петербург

2013 год

Пояснительная записка.

Практика работы по подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ показала, что выпускники испытывают трудности при написании комментария к проблеме исходного текста (критерий К2). Данный урок имеет целью формирование умений создавать комментарий.$ Стандарты второго поколения требуют внесения изменений во все компоненты учебного процесса, поэтому на уроке идёт работа по формированию УУД: личностных, метапредметных, предметных.

Цель урока: формирование умений создавать комментарий к проблеме исходного текста в соответствии с критерием К2 КИМов ЕГЭ по русскому языку.

Задачи:

  • совершенствовать умение понимать прочитанный текст;

  • научить определять различные виды информации в исходном тексте и использовать их при написании комментария;

  • $

    формировать коммуникативные компетенции;

  • соверше$нствовать умение создавать связный текст в письменной форме,

  • учить умению определять личные цели и оценивать свою деятельность на уроке.

Оборудование: ноутбук

мультимедийный проектор

мультимедийная презентация;

С. И. Ожегов. Словарь русского языка

приложения (раздаточный материал)

Оформление доски: подтекст

лицемери$е, ханжество

в унисон

План урока

  1. $Организационный момент.

  2. Повторение. Работа с таблицей видов информации.

  3. Заполнение листа целеполагания и самооценки.

  4. Работа с текстом и заполнение таблицы в тетрадях.

  5. $ Сообщение ученика о фразеологизме «крокодиловы слёзы».

  6. Выполнение тестового задания (А28).

  7. Составление комментария.

  8. Запись домашнего задания.

  9. Рефлексия.

Ход урока

  1. $Организационный момент.

1 слайд. Заполнение тетрадей (дата, тема урока).

Учитель объясняет порядок работы на уроке:

на партах лежат приложения в том порядке, в каком они понадобятся на уроке (Требования к комментарию. Таблица видов информации. Критерии оценивания сочинения. Лист целеполагания и самооценки. Текст Ал. П. Чехова «Слёзы крокодила». Информация о тексте. )

В ходе урока учитель работает с Таблицей требований, в которую вносятся результаты деятельности учеников («+» и «- «). Отметка за урок складывается из количества «+»: «5» - 6-7 «+», «4» - 5 -4 «+», 3 – 3 «+» (отметка «3» выставляется по желанию ученика). Отрицательные отметки на уроке не выставляются, т. к. урок носит обучающий характер.

  1. $

    Повторение.

  1. Вспомните, что значит «прокомментировать» проблему и каковы задачи комментария.? В ответе на этот вопрос используйте памятку «Требования к комментарию».

  2. Что нужно для того, чтобы написать комментарий?

- Нужно понять текст.

$3. Что значит «понять текст»?

- Уметь прочитать его, т. е. извлечь из него информацию, понять авторский замысел, идею.

2 слайд. 4. Вспомните, какого вида информация может содержаться в тексте? (Таблица видов

информации).

5. Что значит «фактуальная» информация?

$- Корень слова –факт-, т. е. это информация на уровне факта, это то, о чём говорится в тексте. Чтобы вычленить фактуальную информацию, нужно ответить на вопрос: О ком (о чём) говорится в тексте?

3слайд. 6. Что вы можете сказать о подтекстовой информации?

- Подтекстовую информацию читатель получает, анализируя композиционные особенности текста, реплики героев, их мысли, детали портрета, название текста.

7. Дайте лингвистическую справку о том, что такое подтекст.

$Ученик по Словарю русского языка С. И. Ожегова даёт определение понятия «подтекст».

4 слайд. 8. Какой ещё может быть информация в тексте?

- Концептуальной. От слова «концепция» - система взглядов на что-нибудь, основная мысль. (Словарь С. И. Ожегова). Это основная информация, т. к. текст будет понят только тогда, когда будет раскрыт авторский замысел, и$дея. Чтобы вычленить концептуальную информацию, мы должны ответить на вопрос: «Что хотел сказать автор?», т. е. именно в концептуальной информации заложена идея текста.

9. Положите перед собой памятку «Критерии оценивания сочинения». Проведите

параллель между критериями оценивания сочинения и видами информации. Какой

из видов информации какому критерию соответствует?

- Критерию К2 (к$омментарию) соответствуют фактуальная и подтекстовая информации.

Критерию К3 (позиция автора) соответствует концептуальная информация.

10. В соответствии с темой попробуйте сформулировать цель нашего урока.

5 слайд. - Научиться создавать комментарий к проблеме исходного текста в соответствии с критерием К2 КИМов по русскому языку.

Верно, это конечная цель, чтобы её достичь, каждому из вас необходимо обладать определёнными умениям$и:

6 слайд Задачи:

- понимать прочитанный текст;

- определять различные виды информации, использовать их при написании сочи-

нения;

- научиться создавать связный текст в письменной форме;

- научиться следовать требованиям критериев при написании сочинения.

III. Работа с листом целеполагания и самооценки.$

Эти задачи перечислены в листе целеполагания и самооценки. Прочитайте ещё раз внимательно и определите, что для каждого из вас является главным, чему вы хотели бы сегодня научиться, отметьте нужные цели кружочком, т.е. мы будем учиться ставить личные цели и совершенствовать умение оценивать свою деятельность. (Ученики отмечают для себя цели).

IV.Работа с текстом и заполнение таблицы в тетрадях.

  1. Чтение текста Александра Павловича Чехова (брат А. П. Чехова) «Слёзы крокодила»

(учитель).$

Перед чтением дать задание: внимательно послушайте текст (тексты распечатаны каждому ученику) и ответьте на вопрос: «Каким вы увидели главного героя?»

  1. Итак, кто главный герой рассказа, каким вы его увидели?

- Главный герой рассказа – Поликарп Семёнович Иудин. Думает одно, а поступает по-другому, т. е. внешняя сторона личности героя и внутренняя не совпадают.

3. Работа в тетрадях.

Сделайте $таблицу.

Поликарп Семёнович Иудин

Мысли героя

Поступки героя

$

1.

2.

3.

4.

5.

$6.

4.С чего начинается текст? $

- С размышлений главного героя.

5. О чём он думает? Заполнение левого столбика.

7 слайд Мысли героя.

  1. В мире «слёз больше, чем смеха» (11 пр.)

  2. В мире «нищета, продажность, позор», которые созданы человеком (13, 14 пр.)

  3. «Как легко можно было бы помочь человек$у». (18 пр.)

  4. Осуждение поступков богатых. (23-26 пр.)

  5. Бедная старушонка «быть может, укладывает в могилу… дневное пропитание». (35-36 пр.)

  6. Дама, сидящая в карете, не даст ей «хоть копейку». (37 пр.)

6.Каков же характер мыслей Поликарпа Семёновича?

- Мысли благие: жалость, сочувствие бедным, осуждение богатых.

7$. Но вот герой начинает действовать. Каковы его поступки? Заполнение правого столбика.

- Приходит женщина, приносит костюм, просит «семь – детишки больны, надо лечить». Помощник просит Иудина помочь оценить.

8 слайд. Поступки героя.

  1. «И шесть много. Больше п$яти не давайте».

Приходит старуха - шубу принесла, помощник спрашивает, сколько дать.

  1. Шуба «крепка», «рублей пять стоит. Дайте три… и проценты, разумеется, вперёд»…

8.Какого вида информацию мы искали, следя за поступками и мыслями героя?

- Фактуальную.

9. Что можно сказать о герое, исходя из этой информации?

- Неискренен: поступки не соответствуют размышлениям. Мысли говорят о сочувствии, а поступки противоположны мыслям – он обирает бедных.

10. Как$ это характеризует героя?

- Он лицемерен.

11. О чём же этот текст?

- О лицемерии.

12. Каково лексическое значение слова «лицемерие»?

Ученик смотрит по Словарю С. И. Ожегова.

Лицемерие – поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью.

Ещё его можно назвать ханжой.

$ 13. Как вы определили, что текст о лицемерии, ведь в тексте этого слова нет?

- Из названия «Слёзы крокодила». Есть фразеологизм «крокодиловы слёзы», здесь этот фразеологизм видоизменён.

V. Сообщение ученика о фразеологизме “крокодиловы слёзы».

(происхождение, значение фразеологизма, употребление в речи).

  1. $Почему рассказ назван «Слёзы крокодила», а не «Крокодиловы слёзы»?

- Автор даёт возможность читателю самому сделать выводы. Если бы рассказ имел название «Крокодиловы слёзы», это была бы прямая оценка, а так читатель должен подумать сам.

2. Что ещё помогло определить, что текст о лицемерии?

- «Говорящая» фамилия героя – Иудин. Иуда – предатель, он предал Иисуса Христа, хотя называл себя его учеником, последователем.

- Несоответствие поступков героя его мыслям (см. таблицу).

- Обращает на себя внимание тот факт, что возвышенная, пафосная лексика соседств$ует с приземлёнными жестами: «страдания», «в мироздании не было нищеты, продажности, позора», «человечество… породило этот бич» - и жесты: «вынул из кармана правую руку и почесал затылок», «вынул левую руку», скорбно провёл по лицу.

- Неестественность мыслей подчёркивается в предложении 4: «рассуждал в унисон с плачущим небом».

Ученик даёт по Словарю С. И. Ожегова толкование слова «в унисон».

В унисон – созвучие из двух или нескольких звуков одинаковой высоты (воспроизводимых разными голосами или инстр$ументами);

перен. : согласно, согласованно.

  1. Как называется вся эта информация(«говорящая фамилия, название, лексика, жесты)?

- Подтекстовая, скрытая.

3. Цель урока – научиться создавать комментарий к проблеме исходного текста. Чего нам для этого не хватает?

- Формулировки проблемы.

$4. Какая проблема волнует автора?

- Проблема лицемерия.

5. Попробуйте сформулировать проблему в форме вопроса. В случае затруднения

обратитесь к памятке.

9 слайд. Какова связь между лицемерием и «нищетой, продажностью, позором», существу-

щими в мироздании?

6. Сформулируйте позицию автора.

$

Часто причиной «нищеты, продажности и позора», существующими в мироздании, является человеческое лицемерие.

  1. Из какой информации мы определили позицию автора?

$ - Из концептуальной.

Часто в художественных текстах позиция автора бывает выражена не прямо, а опосредованно, как в данном тексте. Именно позицией автора будет заканчиваться комментарий (см. требования к комментарию).

VI. Выполнение тестового задания.

Кроме фактуальной и подтекстовой информации при составлении комментария может помочь задание А28 КИМов.

10 слайд. Обратимся к заданию А28: Какое высказывание противоречи$т содержанию теста?.

  1. Поликарпу Семёновичу доставляет удовольствие мысленно сочувствовать обездоленнвм людям, чувствовать себя их моральным заступником, осуждающим несправедливость жизни.

  2. Иудин искренне стремится помочь людям, попавшим в затруднительное положение.

  3. Философствуя на тему несправедливого устройства мира, Иудин осуждает богатых за равнодушие к людскому горю.

  4. Ростовщик беззастенчиво и безжалостно обирает бедняков.

Ответ:2.

Убираем его. Все остальные варианты – не что иное, как аспекты проблемы лицемерия, двуличия, ханжества, которые и следует прок$омментировать.

Материал для комментария собран, начнём его составлять.

VII. Составление комментария.

  1. Чтение требований к комментарию.

  2. Попробуйте передать сюжет рассказа 1-2 предложениями.

  3. $Обратимся к деформированному тексту (метод незаконченного предложения).

11 слайд. Главный герой ростовщик Поликарп Семёнович Иудин размышляет о ______________ , сочувствует ____________, осуждает_____________ и в то же время____________________.

Ученики вставляют пропущенные фразы, затем появляется содержание фразы полнлстью.$

Главный герой ростовщик Поликарп Семёнович Иудин размышляет о несправедливости, существующей в мире, сочувствует обездоленным людям, осуждает богатых и в то же время беззастенчиво и безжалостно обирает нищую старуху, принёсшую в скупку шубу по причине нужды.

VIII. Запись домашнего задания.

Д/з: завершить работу над созданием комментария.

Не забудьте, что комментари$й следует завершить формулировкой авторской позиции.

IX.Рефлексия.

  1. Какие цели вы поставили в начале урока? Чему учились?

  2. В листе целеполагания и оценки отметьте, достигли ли вы поставленной перед собой цели.

Наверняка не все цели были вами достигнуты, поразмышляйте об этом и укажите в листе самооценки, что и по какой причине не получилось.

Оцените свою деятельность на уроке в листе самооценки и сдайте их.. Учитель озвучивает отметки, полученные учениками за урок. Насколько совпадают наши отметки, выясним, когда я проанализирую ваши листы самооценки.

Спасибо за работу.

$

$

Литература

  1. Г. Т. Егораева. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Изд-во «Экзамен», М., 2013.

  2. $Н. А. Сенина, А. Г. Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. М.: «Просвещение», 2010.

  3. А. Г. Нарушевич. Формулируем, комментируем, аргументируем. Учимся писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку. // Газета «Русский язык» №12, 2006.

  4. И. Р. Гальперин Текст как объект лингвистического исследования. М.: «Просвещение», 1981.

  5. Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: «Просвещение», 1976.

  6. А. Г. Асмолов. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. М.: «Просвещение», 2011.

  7. Обр$азовательная система «Школа 2100» - качественное образование для всех. Сб. материалов. М.: Баласс, 2006.

Приложение.

$

ПРОБЛЕМА

ПОЗИЦИЯ АВТОРА

Какова связь между лицемерием и «нищетой, продажностью, позором», существующими в мироздании?

Часто причиной «нищеты, продажности и лицемерия», существующими в мире, является человеческое лицемерие.

$

Post Comment