практикум по русскому языку "Подготовка к ЕГЭ" 11 класс

Муниципальное образовательное учреждение

«Образцовская средняя общеобразовательная школа»

Администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области

$

Занятие

( практикум ) по русскому языку «Подготовка к ЕГЭ»

$для 11 класса

русского языка и литературы

Учителя_____________________________

Герасимовой Н.Н.

ФИО_______________________________

2011/2012 г.

Подготовка к ЕГЭ (68 часов)

Программа практикума по русскому языку для 11 класса.

Разработала: учитель русского языка и литературы

МОУ «Образцовская СОШ» Герасимова Н.Н.$

Пояснительная записка

В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество об$разования в целом.

Целями практикума по русскому языку являются:

-укрепление и расширение орфографических и пунктуационных навыков обучающихся на базе повторения грамматики и осознания сущности русской орфографии и пунктуации;

- обогащение словарного запаса обучающихся, овладение культурой письменной и устной речи, видами речевой деятельности, литературоведческими и лингвистическими терминами, правилами и способами использования языка в разных условиях общения;

- оказание практической помощи обучающимся в решении заданий ЕГЭ;

- овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности.

Указанные цели реализуются$ на основе личностно-ориентированного и деятельностного подходов к обучению и воспитанию в процессе развития мыслительной и речевой деятельности школьников, формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций.

В соответствии с целями занятие состоит из нескольких разделов:

- «Фонетика и орфоэпия»;

- «Морфемика и словообразование»;

- «Лексика и фразеология»;

- «Морфология и орфография»;

- «Синтаксис и пунктуация».

- «Текст. Типы речи. Стили речи».

- «Культура речи».

- «Анализ текста. Создание сочинения-рассуждения.

Лингвистические и литературоведческие термины»;

Курс рассчитан на 68 часов.

Содержание программы

  1. Раздел «Фонетика и орфоэпия».

Обобщающее повторение основных разделов науки о языке. Фонетика.

Обобщающее повторение фонетики. Предмет изучения данного раздела. Звуко-буквенный состав русского языка. Звук$и речи: гласные и согласные, состав согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки.

Фонетическая транскрипция. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Основные фонетические процессы, происходящие в слове.

Раздел 2. Морфемика и словообразование.

Значимые части слова, их особенности. Части $речи и формы слова.

Понятие производной и непроизводной основы. Разбор слова по составу. Способы словообразования в русском языке. Суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую, сокращение слов. Вопросы словообразования в заданиях ЕГЭ.

Раздел 3. Лексика и фразеология.

Повторение ранее приобретенных учащимися знаний о лексике русского языка. Разграничение лексических и грамматических значений слова. Лексические омонимы. Паронимы. Лексические синони$мы и антонимы. Диалектизмы, профессионализмы; разговорно-бытовая, книжная лексика. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Эмоционально - окрашенные слова.

Понятие фразеологизма. Классификация фразеологизмов. Лексико-грамматические разряды фразеологизмов. Крылатые слова, пословицы. Поговорки.

Раздел 4. Морфология и орфография.

Классификация частей речи в русском языке, их опознавательные признаки. Имя существительное, его морфологические признаки и синтаксическая функция.

Основные признаки имени прилагательного. Качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Склонение прилагательных.

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Склонение числительных, употребление в речи.

$Разряды местоимений, склонение местоимений.

Глагол. Значение глагола, его морфологические признаки. Спряжение глагола.

Причастие, его признаки. Правописание причастий.

Деепричастие. Разряды по значению, образование деепричастий.

Особенности служебных частей речи: предлог, союз, частица.

Принципы русской орфографии. Безударные гла$сные корня, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередование в корнях. Правописание согласных в корне слова.

О-E после шипящих и - Ц- в различных частях слова.

Правописание приставок. Буквы З-С на конце приставок. Правописание Ы-И. Правописание Ъ и Ь.

Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи.

Буквы – Н - и –НН- в словах различных частей речи.

Слитное и раздельное написание слов. Основные случаи дефисных написаний.

Написание – НЕ - с разными частями речи. Разграничение частиц НЕ и НИ.

Правописание служебных частей речи.

Раздел 5. Синтаксис и пунктуация.

Строение и грамматическое значение словосочетаний. Способы связи слов в словосочетании. Согласование, управление. Примыкание.

Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Грамматическая основа. Виды сказуемых. Типы простых предложений. Виды односоставных предложений. Однородные члены предложения. Тире в простом предложении.

Вводные конструкции. Обращение. Уточняющие члены предложения. Обособление.

Виды сложных предложений .Союзы и союзные слова. Сложносочиненные предложения$. Сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Сложные с разными видами связи.

Виды придаточных. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Раздел 6. Текст. Стили реч$и. Типы речи.

Текст как тематическое, смысловое, стилевое, структурное и грамматическое единство.

Строение текста. Способы и средства связи между частями текста.

Основные признаки текста.

Типы речи: повествование, описание, рассуждение.

Функциональные стили речи.

Научный стиль. Основные признаки научного стиля. Особенности научного стиля речи: в лексике, в составе слова, в морфологии, в синтаксисе. Основной тип речи.

Публицистический стиль речи. Основные признаки публицистического стиля речи. Лексические, синтаксические, морфологические особенности публицистического стиля речи.

Основные признаки официально-делового стиля речи. Отличие от других стилей речи.

Раздел 7. Культура речи.

Нормы ударения, нормы словоупотребления, морфологические нормы.

Синтаксические нормы: согласование, управление; сочетание однородных членов; построение предложений с чужой речью.

Раздел 8. Анализ текста и создание сочинения-рассуждения. Лингвистические и литературоведческие термины.

Тема и главная мысль текста. Опознавательные призна$ки рецензии и эссе.

Содержание и структура сочинения-рассуждения. Лексические, морфологические, синтаксические, стилистические средства художественной выразительности.

Специальные художественно-изобразительные средства ( тропы): эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, литота, перифраз…

Варианты вступительной и заключительной части сочинения-рассуждения.

Речевое оформление сочинения. Смысловая цельность и композиционная стройност$ь. Точность, богатство и выразительность речи.

Учебно – тематический план

$

$

Разделы программы

$

Всего часов

Формы контроля

1.

«Фонетика и орфоэпия».

3

задание по карточкам

2.

Морфемика и словообразование.

4

задание по карточкам

3.

Лексика и фразеология.

5

задание по карточкам

4.

Морфология и орфография.

10

$

к/р, тесты

5.

Синтаксис и пунктуация.

16

к/р., тесты

6.

Текст. Стили речи. Типы речи.

3

тесты

7.

$

Культура речи.

3

задание по карточкам

8.

Анализ текста и создание сочинения-рассуждения. Лингвистические и литературоведческие термины.

15

5

сочинение;

ЕГЭ В-8;

9.

$

Итоговый контрольный тест

4

ЕГЭ.

Итого: 68 час.

Т$ематическое планирование ( 68 часов )

занятия

$

$

$

Тема занятия

Формы работы

Литература

1.

Фонетика. Орфоэпия.

Введение. Задачи курса. Содержание программы$. Структура и особенности ЕГЭ

лекция

Н.А. Сенина «Подготовка к ЕГЭ»

2.

Обобщающее повторение фонетики и орфоэпии.

практикум

Н.А. Сенина «Подготовка к ЕГЭ$»

3.

Фонетическая транскрипция. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.

тест

Н.А. Сенина «Тематические тесты».

4.

Морфемика и словообразование.

Значимые части слова, их особенности. Части речи и формы слова.

Понятие производной и непроизводной основы.

практикум,

карточки

В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко «Пособие для занятий по русскому языку»

$

5-6.

Разбор слова по составу. Способы словообразования в русском языке. Суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую, сокращение слов.

$

практикум

И.Б. Голуб «Русский язык без репетитора», стр. 113.

Н.А. Сенина «Подготовка к ЕГЭ» В1.

7.

Вопросы словообразования в заданиях ЕГЭ.

тест, с/р.

Н.А. Сенина «Подготовка к ЕГЭ»;

8.

Лексика и фразеология.

Повторе$ние ранее приобретенных учащимися знаний о лексике русского языка. Разграничение лексических и грамматических значений слова

$

И.Б. Голуб «Русский язык без репетитора»

9.

Лексические омонимы. Паронимы. Лексические синонимы и антонимы.

практикум, карточки

Н.А. Сенина «Подготовка к ЕГЭ»;

$

10.

Диалектизмы, профессионализмы; разговорно-бытовая, книжная лексика. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Эмоционально - окрашенные слова

практикум

В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко «Пособие для занятий по русскому языку»

11.

Понятие фразеологизма. Классификация фразеоло$гизмов. Лексико-грамматические разряды фразеологизмов. Крылатые слова, пословицы. Поговорки.

практикум

И.Б. Голуб «Русский язык без репетитора»

12.

Вопросы лексики в заданиях ЕГЭ.

тест, с/р

Н.А. Сенина «Тематические тесты».

Н.А. Сенина «Подготовка к ЕГЭ»;

13.

$

Морфология и орфография.

Классификация частей речи в русском языке, их опознавательные признаки. Имя существительное, его морфологические признаки и синтаксическая функция.

Основные признаки имени прилагательного. Качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Склонение прилагательных.

комбиниро$ванное занятие

И.Б. Голуб «Русский язык без репетитора»

14.

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Склонение числительных, употребление в речи.

Разряды местоимений, склонение местоимений.

практикум

И.Б. Голуб «Русский язык без репетитора»

15.

Глагол. Значение глагола, его морфологические признаки. Спряжен$ие глагола.

практикум

И.Б. Голуб «Русский язык без репетитора»

16.

Причастие, его признаки. Правописание причастий.

Деепричастие. Разряды по значению, образование деепричастий.

Особенности служебных частей речи: предлог, союз, частица.

практикум

И.Б. Голуб «Русский язык без репетитора»

17-18.

Принципы русской орфографии. Безударные гласные корня, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередование в корнях. Правописание согласных в корне слова.

практикум

И.Б. Голуб «Русский язык без репетитора»

$

19.

20-21.

О-E после шипящих и - Ц- в различных частях слова.

Правописание приставок. Буквы З-С на конце приставок. Правописание Ы-И. Правописание Ъ и Ь.

Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи.

Буквы – Н - и –НН- в словах различных частей речи.

Слитное и раздельное написание слов. Основные случаи дефисных написаний.

Написание – НЕ - с разными част$ями речи. Разграничение частиц НЕ и НИ.

Правописание служебных частей речи.

тест

комбинированное занятие;

карточки.

И.Б. Голуб «Русский язык без репетитора»

И.Б. Голуб «Русский язык без репетитора»;

В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко «Пособие для занятий по русскому языку»

$

22.

Вопросы морфологии и орфографии в заданиях ЕГЭ.

Тест, с/р.

Н.А. Сенина «Подготовка к ЕГЭ»;

А10; А11;А12 – А18; В2.

23.

Синтаксис и пунктуация.

Строен$ие и грамматическое значение словосочетаний. Способы связи слов в словосочетании. Согласование, управление. Примыкание.

комбинированное занятие

Н.А. Сенина «Подготовка к Е$ГЭ»;

В3-В4;

24-25.

Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Грамматическая основа. Виды сказуемых.

комбинированное занятие

Н.А. Сенина «Подготовка к ЕГЭ»;

А8-А9

26.

Типы простых предложений. Виды односоставных предложений.

комбинированное занятие

И.Б. Голуб «Русский язык без репетитора»;

В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко «Пособие для занятий по русскому языку»

27.

Однородные члены предложения. Тире в простом предложении.

$

практикум

И.Б. Голуб «Русский язык без репетитора»;

В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко «Пособие для занятий по русскому языку»

28-29.

Вводные конструкции. Обращение. Уточняющие члены предложения. Обособление.

теоретико-практические задания по карточкам

$

И.Б. Голуб «Русский язык без репетитора»;

В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко «Пособие для занятий по русскому языку»

30-31.

Виды сложных предложений .Союзы и союзные слова. Сложносочиненные предложения.

практикум

Н.А. Сенина «Подготовка к ЕГЭ»;

А19-А26;

32-33.

Сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Сложные с разными видами связи.

теоретико-практические задания по карточкам

$

И.Б. Голуб «Русский язык без репетитора»;

Н.А. Сенина «Подготовка к ЕГЭ»;

В5-В6;

34-35.

$Виды придаточных. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

теоретико-практические задания по карточкам

И.Б. Голуб «Русский язык без репетитора»;

36-38.

Вопросы синтаксиса в заданиях ЕГЭ.

$

тест

Н.А. Сенина «Подготовка к ЕГЭ»;

Н.А. Сенина «Тематические тесты».

39.

Текст. Стили речи. Типы речи.

Текст как тематическое, смысловое, стилевое, структурное и грамматическое единство.

Строение текста. Способы и средства связи между частями текста.

теоретико-практические задания по карточкам

Н.А. Сенина «Тематические тесты»; п.$6.

40.

Основные признаки текста.

Типы речи: повествование, описание, рассуждение.

Функциональные стили речи.

практикум

Н.А. Сенина «Подготовка к ЕГЭ»;

А6-А8;

А27-А30;

41.

В$опросы стилистики в заданиях ЕГЭ.

теоретико-практические задания по карточкам

Н.А. Сенина «Тематические тесты»; п. 23, 24;

42.

Культура речи.

Нормы ударения, нормы словоупотребления, морфологические нормы.

теоретико-практические задания по карточкам

Н.А. Сенина «Тематические тесты»; п. 1-5;

$

43-44.

Синтаксические нормы: согласование, управление; сочетание однородных членов; построение предложений с чужой речью.

$

теоретико-практические задания по карточкам.

Н.А. Сенина «Тематические тесты»; п.1-5;

45-46.

Анализ текста и создание сочинения-рассуждения. Линг$вистические и литературоведческие термины.

Тема и главная мысль текста. Опознавательные признаки рецензии и эссе.

Содержание и структура сочинения-рассуждения

практикум

Н.А. Сенина «Тематические тесты»; п.25(теория)

47-49.

Лексические, морфологические, синтаксические, стилистические средства художественной выразительности.

Специальные художественно-изобразительные средс$тва ( тропы): эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, литота, перифраз…

Лексические, морфологические, синтаксические, стилистические средства художественной выразительности.

практикум

Н.А. Сенина «Подготовка к ЕГЭ»;

В7-В8;

50.

$

Формулируем проблему.

практикум

Презентация;

Нарушевич А.Г.

«Сочинение на ЕГЭ»

51-53.

Учимся комментировать.

практикум

Презентация;

Нарушевич А.Г.

«Сочинение на ЕГЭ»

54-56

Учимся аргументировать. Естественные и искусственные доказательства.

практикум

Презентация;

Нарушевич А.Г.

«Сочинение на ЕГЭ»

57-58.

Варианты вступительной и заключительной части сочинения-рассуждения. Композиция.

Речевое оформление сочинения.

$

практикум

Презентация;

Нарушевич А.Г.

«Сочинение на ЕГЭ»

59-60.

Смысловая цельность и композиционная стройность. Точность, богатство и выразительность речи.

практикум$

Н.А. Сенина «Тематические тесты»;

61-64.

Модели сочинений.

тест

Н.А. Сенина «Тематические тесты»;

65-68

Итоговый тест

$

тест

Н.А. Сенина «Подготовка к ЕГЭ»;

Литература

  1. Н.А. Сенина «Тематические тесты: Подготовка к ЕГЭ. Учебное пособие для 10-11 классов.- Ростов-на-Дону: Легион, 2010г.».

  2. $

    А.Г. Нарушевич «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. – М.: Просвещение, 2009».

  3. ЕГЭ-2009. Русский язык без репетитора. Сдаем без проблем / И.Б. Голуб. – М.: Эскимо, 2009г.

  4. Сенина Н.А. «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ -2010. Учебно-методическое пособие.- Ростов-на-Дону: Легион, 2009».

  5. В.Ф.Греков, С.Е. Крючков «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М.: Просвещение».

10

Post Comment