Элективный курс по русскому языку для 11 класса "Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку"

МБОУ «Учхозская СОШ»

Краснослободского района

Республики Мордовия

Рабочая программа элективного курса$

по русскому языку 11 класс

«Ловушки ЕГЭ.

Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»

Учитель : Данилина Г.О.

$

2014 год

$

Пояснительная записка

Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала за курс средней (общей) школы по предмету «Русский язык». Предлагаемый элективный курс предназначен для подготовки учащихся 11 класса к сдаче государственного экзамена по русскому языку в форме и по материалам ЕГЭ.

Программа рассчитана на 1 года (34 часа) с учетом одного часа в неделю.

В 10-11 классах на изучение русского языка отводится 1 час, поэтому для успешной сдачи экзамена данный элективный курс будет востребован выпускниками. Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка повторяются на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях правописания. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.

Курс способствует психологической адаптации учащихся на экзамене, позволяет выпускникам легко ориентироваться в выпускной работе, подготавливает ребят к написанию сочинения-рассуждения, знакомит с правильным оформлением ответов на бланках экзамена.

Актуальность данного курса несомненна. Данный курс учитывает новые условия проведения ЕГЭ, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного варианта ЕГЭ$, даются подробные методические рекомендации для выполнения каждого задания, акцентируется внимание на трудных случаях. Учащиеся смогут овладеть навыками выполнения всех заданий ЕГЭ, узнать, какие трудности, «ловушки», подстерегают их при выполнении заданий, а также «подсказки» для успешного их выполнения. Также учащиеся овладеют приемами написания сочинения-рассуждения по текстам разных стилей.

Элективный курс «Система подготовки учащихся к ЕГЭ» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

$Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение, которое создается на основе предложенного текста. Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на всех без исключения заданиях, а также на наиболее характерных ошибках, особенно сложных случаях орфографии, пунктуации, стилистики.

Элективный курс «Система подготовки учащихся к ЕГЭ» направлен на достижение следующих целей и задач:

Цель курса:

- совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.

Задачи курса:

$- Познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку.

-Помочь преодолеть психологические трудности, связанные с экзаменом.

- Познакомить ребят с процедурой проведения ЕГЭ по русскому языку.

- Научить правильному оформлению бланка регистрации, бланков №1 и №2 на экзамене.

-Помочь старшеклассникам подготовиться к ЕГЭ, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке.

- Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.

$- Опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание.

- Углубленное изучение отдельных тем курса.

- Упорядочить процесс обучения путем алгоритмизации всех правил: орфографических, пунктуационных, речевых.

Основные компоненты содержания курса.$

В основе элективного курса лежит повторение, систематизация и углубление сведений, полученных в 5-9 классах.

Повторение проводится по основным разделам русского языка:

фонетика;

лексика;

морфемика и словообразование;

орфография и морфология;

синтаксис;

пунктуация;

речь;

языковые нормы;

вырвзительность русской речи.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения работы.

1.Различные виды анализа.

$ Проводить различные виды анализ языковых единиц, языковых явлений и фактов.

Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковых норм.

Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов.

2. Чтение.

$ Использовать основные виды чтения знакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи

Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных

текстов, справочной литературы, средств массовой информации.

Владеть основными приёмами информационной переработки письменного текста

3. Письмо.

Создавать письменные высказывания различных типов и жанров в социально-

$культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст

Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,

грамматические нормы современного русского литературного языка; исполь-

зовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка

Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка

$Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения,

в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.

$

Содержание элективного курса. Тематическое содержание.

Содержательный раздел русского языка

Количество часов

1

Речь. Текст.

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Средства связи предложений в тексте.

Текст как речевое произведение.

Смысловая и композиционная целостность текста.

Функционально-смысловые типы речи.

2

$

2

Лексика и фразеология.

Лексическое значение слова.

Синонимы. Антонимы.

Омонимы. Фразеологические обороты.

Группы слов по происхождению и употреблению.

Лексическое значение слова.

2

3

Речь. Нормы орфографии.

Правописание корней. $

Правописание приставок .

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-).

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.

Правописание НЕ и НИ.$

Слитное, дефисное, раздельное написание слов.

Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи.

5

4

Речь. Нормы пунктуации.

Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами)

Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

(определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями)

$Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами

предложения

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

5

5

Речь. Язы$ковые нормы.

Орфоэпические нормы (постановка ударения).

Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической

сочетаемости).

Морфологические нормы (образование форм слова).

Синтаксические нормы.

Нормы согласования.

$Нормы управления.

3

6

Речь. Выразительность русской речи.

Языковые средства выразительности.

2

7

Развитие речи. Сочинение.

Информационная обработка текста.

Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации

15

Всего часов:

34

$

Календарно-тематическое планирование

п/п

$

$

Тема урока

Коли-

чество

часов

Вид занятия

Виды самостоя

тельной работы

$

Дата проведения

Факти

чески

По плану

1

Вводное занятие.

Особенности ЕГЭ-2015. Изменения в структуре КИМов.

1

Урок- усвоения новых знаний

Знакомство с КИМами ЕГЭ.

2

$Информационная обработка текстов. Основная мысль текста.(Задание 1, 2, 20)

1

Урок-практикум

Выполнение заданий аналогичных заданиям 1, 2, 20.

3

Лексическое значение слов. Работа со словарной статьей.

(Задание 3, 22)

1

Повторительно - обощающий урок.

Урок-практикум

Выполнение заданий 3,22.

$

4

Орфоэпия. Особенности орфоэпических норм. (Задание 4)

Слова-паронимы. (Задание 5)

$1

Урок-практикум

Выполнение заданий аналогичных заданиям 4,5.

5

Морфологические нормы. Особенности употребления форм слов разных частей речи.

(Задание 6)

1

Повторительно - обощающий урок.

Урок-практикум

Выполнение задания 6.

6

Грамматические нормы.

Особенности построения предложений с причастным и деепричастным оборотом, с косвенной речью. Согласование подлежащего и сказуемого, построение предложений с однородными членами.

(Задание 7)$

1

Повторительно - обощающий урок.

Урок-практикум

Выполнение задания 7.

$

7

Орфография. Правописание корней (Задание 8)

Орфография. Правописание приставок (Задание 9)

1

Повторительно - обощающий урок.

Урок-практикум

Выполнение заданий аналогичных заданиям 8,9.

8

Орфография. Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий (Задание 10,11)

1

Урок-практикум

$

Выполнение заданий аналогичных заданиям 10,11.

$

9

Орфография. Слитное, раздельное написание НЕ с разными частями речи, различие НЕ и НИ (Задание 12)

1

Урок-практикум

Выполнение заданий аналогичных заданиям 12.

10

Орфография. Слитное, раздельное и дефисное написание слов разных частей речи (наречий, предлогов, союзов, частиц). (Задание 13)

1

Урок-практикум

Выполнение заданий аналогичных заданиям 13.

$

11

Орфография. Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи (Задание 14)

1

Урок-практикум$

Выполнение заданий аналогичных заданиям 14.

12

Пунктуация. Знаки препинания в простом и сложносочиненном предложениях (Задание 15)

Пунктуация. Знаки препинания в предложениях с причастным и деепричастным оборотом (Задание 16)

1

Урок-практикум

Выполнение заданий аналогичных заданиям 15,16.

13

Пунктуация. Знаки препинания в предложениях с вводными и вставными конструкциями (Задание 17)

1

Урок-практикум

Выполнение задания 17.

$

14

$Пунктуация. Знаки препинания в СПП (Задание 18)

1

Урок-практикум

Выполнение задания 18.

15

Пунктуация. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи (Задание 19)

1$

Урок-практикум

Выполнение задания 19.

16

Информационная обработка текстов разных стилей и жанров .

Типы речи (Задание 21)

1

Урок-практикум

Выполнение задания 21.

17

Средства связи предложений в тексте (Задание 23)

1

Урок-практикум

Выполнение задания 23.

$

18-19

Изобразительно-выразительные средства языка (Задание 24)

2

Повторительно - обощающий урок.

Урок-практикум

Выполнение заданий аналогичных заданию 24.

$

20

Сочинение-рассуждение, требования к написанию, критерии и нормативы оценки задания.(Задание 25)

1

Урок- усвоения новых знаний

Анализ требований к написанию и оценки сочинения-рассуждения

21

Принципы написания сочинения. Форму$лировка проблем, поставленных автором текста

Комментарий проблемы текста

1

Урок-практикум

Определение проблем текстов .

$

Оформление комментария к проблеме текста.

22

Позиция автора текста

1

Урок-практикум

Анализ позиции автора текста.

23-24

Согласие или несогласие с точкой зрения автора прочитанного текста.

Аргументация собственного мнения с опорой на читательский и жизненный опыт.

2

$

Урок-практикум

Аргументация собственно

го мнения с опорой на читатель

ский и жизненный опыт.

25-26

$

Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту художественного стиля.

2

Урок-практикум

Написание сочинения-рассуждения

$

27-28

Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту публицистического стиля.

2

Урок-практикум

Написание сочинения-рассуждения

29-30

Контрольное сочинение

2

Урок контроля

Написание сочинения-рассуждения

31-34

Выполнение тренировочного ЕГЭ.

4

Урок контроля

$Выполнение тренировочного ЕГЭ

Литература

Для учащихся

ЕГЭ-2015: русский язык: самые новые реальные задания/авт.-сост. А.Ю.Бисеров, Н.В.Соколова. – М.: АСТ: Астрель, 2014. – 158с. – (ФИПИ)

Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2014: Русский язык/ авт.-сост. И.П.Цыбулько, А.Ю.Бисеров, И.П.Васильевых и др. – М.: АСТ: Астрель, 2014. – 191 с. – (ФИПИ)

Русский язык: сочинение на ЕГЭ: формулировки, аргументы, ком$мент.: пособие для учащихся/ А.Г.Нарушевич. – М.: Просвещение, 2013.- 161 с.

Для учителя

1. Методические рекомендации по выполнению и оцениванию задания с развернутым ответом ЕГЭ по русскому языку/ сост. Т.О.Скиргайло, О.В.Волкова.- Казань: РИЦ «Школа», 2013. – 172 с.

2. ЕГЭ по русскому языку без ошибок / О.В. Волкова

3. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: книга для учителя/ Н.Г.Гольцова, М.А.Мищерина. – 5-е изд., испр. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 20012.- 304 с.

4. Русский язык: 10-11 классы: 34 урока подготовки к ЕГЭ / Т.Ю.Угроватова. – М.: Эксмо, 2014. – 336 с. – (Мастер-класс для учителя);

Средства обучения

$

Технические средства обучения

Мультимедийный проектор

Компьютер

Печатные пособия

1. Словари русского языка

2. Таблицы, схемы

Post Comment