Конспект компетентностно-ориентированного урока по теме: «Решение систем двух уравнений с двумя неизвестными способом подстановки» 7 класс

Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 108»$

г. Омска

КОНСПЕКТ

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА

по теме:

«Решение систем двух уравнений с двумя неизвестными

$способом подстановки»

7 класс.

подготовила

учитель математики

Аверченко Галина Алексеевна

$

г. Омск

2012

Тема: «Решение систем двух уравнений с двумя неизвестными способом подстановки».

Тип урока: Постановка и решение учебной задачи (Первый урок из трех).

Обучающие цели урока:

Ученик, знающий:

1). Название сп$особа, с помощью которого решается система двух уравнений с двумя неизвестными;

2) Формулирующий алгоритм решения системы с помощью способа подстановки, а именно:

а) выразить одну переменную через другую,

б) подставить полученное выражение во второе уравнение системы,

в) найти значение переменных,

г) записать ответ в виде пары чисел (х;у)

3) Объясняющий шаги алгоритма решения системы способом подстановки;

4) Приводящий примеры на применение алгоритма

5) Решающий системы двух уравнений с двумя неизвестными способом подстановки.

На данном уроке я продолжаю отрабатывать такие компетенции, которые прописаны в компетентностной мо$дели выпускника школы, тем самым преследую развивающие и воспитательные цели.

Коммуникативная компетентность:

  1. Владение устной коммуникацией, т.е. ученик, умеющий вести монолог, диалог, задавать вопросы, защищать свою точку зрения;

  2. Владение продуктивной коммуникацией, т.е. умение работать в группе – ученик, демонстрируюший активную деятельность (организатор порядка, генератор,$ оформитель идей, оратор, критик).

Учебно-познавательная компетентность, т.е. ученик, умеющий логически мыслить, соотносить пройденный материал с$ настоящим, применять имеющиеся знания в новой ситуации, выявлять возникающие проблемы, осуществлять поиск альтернативных решений.

Методы обучения: метод взаимообучения (групповая работа), учебный диалог, дискуссия.

Педагогическая технология: проблемно-диалогическое обучение.

Используемые средства обучения: учебник «Алгебра-7» под редакцией Ш.А. Алимова и др., компьютер, проектор, экран, школьная доска.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащи$хся

1.Организационный (1 мин.)

2.Мотивационный (2 мин.)

Стимул для КОЗ.

Задачная формулировка КОЗ

3.Постановка УЗ.

(5 мин.)

В нашей школе на параллели 7-х классов будет проходить математический вечер, где наряду с разными викторинами, конкурсами надо будет уметь решать задачки-игры, такие как: Один ученик загадывает два числа, говорит два условия про эти числа , а все остальные должны найти $их.

Давайте попробуем.

Ваня загадывает числа, пишет на листочке, отдает его учителю и проговаривает условия, которым удовлетворяют эти числа.

Что нужно сделать, чтобы решить эту задачу?

Мо$лодцы. Давайте запишем эту систему:

х+у=15,

2х-у=6

— Сможете ли вы решить эту систему уравнений?

— Почему? В чем затруднение?

— Чем же мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?

— Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

— Открываем тетради и записываем тему урока:

Решение систем уравнений (но точку в конце предложения не ставим)

$

Найдите два числа, если сумма этих чисел равна 15, а разность удвоенного первого числа и второго числа равна 6.

Если мы не знаем эти числа, то можно обозначить первое число Х, второе число – у.

Если для этих чисел выполняются два условия, то по условию задачи нужно составить два уравнения, записать их систему и решить ее.

Учащиеся записывают систему уравнений в тетради.

— Нет.

— Мы не зна$ем способа решения систем уравнений.

— Искать способ решения систем уравнений.

— Решение систем уравнений.

Учащиеся$ записывают тему урока.

4. Решение УЗ

(20 мин.)

— Ребята, а есть ли у вас предположения о том, как решить эту систему уравнений?

— Давайте проверим первую гипотезу и попробуем подобрать два числа, которые удовлетвор$яют обоим условиям.

Учитель показывает числа, задуманные Ваней, дети видят, что решили задачу верно.

— Как вы думаете, можно ли методом подбора решить любую систему?

— Верно! Например, вот такую систему мы уже не сможем решить подбором:

1,25у – 3,5х = 12,5

-2,5х + 1,3у = 5,8

— Значит, метод подбора не является универсальным для решения систем уравнений. Давайте проверим другую гипотезу.

— Нашли ли вы решение системы уравнений?

$

— Умеем ли мы преобразовывать уравнение так, чтобы исключить одно неизвестное?

— Давайте вновь обратимся к нашей системе и попробуем исключить одну неизвестную.

— Подставим полученное выражение во второе уравнение системы:

— Молодцы! Вы нашли способ решения системы уравнений. А как вы думаете, какое самое важное действие мы выполняли при решении системы?

— Молодцы, вы нашли ключевое слово этого метода решения – ПОДСТАВЛЯЛИ, именно поэтому данный способ решения систем равнен$ий и называется «способ подстановки».

Допишите, пожалуйста в теме урока название способа:

(Решение систем уравнений способом подстановки.)

Давайте вспомним пошаговую последовател$ьность наших действий, при решении этой системы и составим общий алгоритм способа подстановки.

Работая в группах, учащиеся начинают выдвигать гипотезы по решению данной системы:

— Можно попробовать подобрать решение.

— Можно попытаться решить каждое уравнение системы, ведь мы умеем находить общее решение уравнения с двумя неизвестными.

Учащиеся находят подбором пару чисел (7;8) которая является решением данной системы.

— Наверное — нет, ведь в нашем случае система была простой, а если у неизвестных будут дробные коэффициенты, то будет уже не так просто найти решение системы.

$

Учащиеся решают каждое равнение системы в общем виде и получают ответ:

(х; 15-х)

(х; 2х-6)

— Нет, мы нашли решение каждого уравнения системы, но не нашли решения самой системы, значит это предположение тоже неверно.

— Да. Вместо неизвестного можно подставлять в уравнение числовое значение или выражение, полученное из второго уравнения.

Учащиеся работают в тетрадях и проговаривают каждый шаг решения:

$

  1. х+у=15

х=15-у.

  1. 2(15-у)-у=6

30-у=6

-3у=6-30

3у=24

у=8.

х=15-8=7

Ответ: (7;8)

— Выражали одну переменную через другую из одного уравнения и подставляли это выражение в другое уравнение.

Учащиеся с помощью учителя формулируют алгоритм решения систем уравнений способом подстановки и записывают его в тетради$.

  1. Выразить одну переменную через другую,

  2. Подставить полученное выражение во второе уравнение системы,

  3. Найти значение переменных,

  4. Записать ответ.

5. Первичное закрепление.

(4 мин.)

Один учащийся у доски решает систему с комментированием алгоритма решения систем уравнений способом подстановк$и.

Учащиеся в тетрадях решают систему самостоятельно и сверяют $каждый шаг решения с решением написанным на доске.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой.

(8 мин.)

Решение КОЗ (на подобном примере)

Инструмент проверки: модельный ответ (см. приложение)

— А сейчас самостоятельно, по вариантам решите способом подстановки систему уравнений:

1 вариант:

х+у=7;

5х-7у=11

2 вариант:

$ х+у=6;

5х-2у=9

Оценивание.

4+ — (5),

3+ — (4)

2+ — (3)

1+; 0 — (2)

Учащиеся решают в тетрад$ях предложенную учителем систему уравнений, сверяют решение и ответ с заранее написанным учителем (но закрытым) решением на доске.

Находят ошибки в своем решении и оценивают свою работу с последующим комментированием по пунктам.

Верно ли:

  1. Выразили одну переменную через другую,

  2. Подставили полученное выражение во второе уравнение системы,

  3. Нашли значение переменных,

  4. Записали ответ.

7.$ Итоговая рефлексия.

Домашнее задание.

(5 мин.)

— Какая проблема сегодня возникла у нас на уроке?

— Какими способами$ мы пытались решить эту проблему? Какие затруднения возникли?

— А какой результат вы получили?

Ребята, давайте посмотрим, как вы сегодня работали, как хорошо вы поняли новую тему. Определите, на каком уровне знания вы находитесь:

— знаю и объясню другому;

— знаю,

— сомневаюсь, что знаю,

— не знаю.

Подводится итог урока. Активно работавшим учащимся выставляются отметки.

— Молодцы! Запишите, пожалуйста, домашнее задание: выучить алгоритм решения систем уравнений способом подстановки.

№ 136 (2,3)

№ 138 (2,3)

$

Спасибо за урок.

— Мы не смогли решить систему уравнений.

— Мы искали способ решения системы уравнений. Сначала мы предложили метод подбора, но выяснили, что этим способом нельзя решить любую систему, а затем мы попробовали решить каждое уравнение с$истемы отдельно, но не смогли получить решение всей системы.

— Мы нашли универсальный способ решения систем уравнений – способ подстановки и научились решать системы уравнений этим способом.

Для этого надо:

  1. Выразить одну переменную через другу,

  2. Подставить полученное выражение во второе уравнение системы,

  3. Найти значение переменных,

  4. Записать ответ.

Значит наш результат соответствует цели урока – научиться решать системы уравнений способом подстановки.

Ребята поднимают руку на выбранный ими уровень знаний.

$

Учащиеся в дневниках записывают домашнее задание.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Самостоятельная работа.

Вариант 1.

х+у=7,

5х-7у=11;

а) х= 7-у; или а) у=7-х

б) 5(7-у)-7у=11 б) 5х-7(7-х)=11

35 – 5у – 7у =11 5х-49$+7х=11

-12у=11-36 12х=60

-12у= -24 х=5

у=2

в) х=7-2=5 в)у=7-5=2

г) (5;2) г) (5;2)

Вариант 2.

х$+у=6,

5х-2у=9;

а) х = 6-у; или а) у=6-х

б) 5(6-у)-2у=9; б) 5х-2(6-х)=9

30 – 5у – 2у =9; 5х-12+2х=9

-7у=-21; 7х=21

у=3; х=3

в) х=6-3=3; в)у=6-3=3

г) (3;3). г) (3;3)

Список литературы.

  1. Алгебра: Учеб. Для 7 кл. общеобразоват. учреждений / Ш.А.Алимов и др. – М.: Просвещение, 2000.

  2. Материалы Телекоммуникационного обучающего проекта-конкурса

для учителей, аспирантов, магистрантов педагогических вузов

«Компетентностно-ориентированный урок».

http://school.omgpu.r$u/course/view.php?id=431

Еще записи

Leave a Comment