Конспект урока по Алгебре «Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки». «Решение задач на проценты» 9 класс

МБОУ «Шыгырданская средняя $общеобразовательная школа №1»

Тема: «Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки».

«Решение задач на проценты».

Класс: 9

Учитель биологии: Белалова Ф.И.

Учитель математики: Шапка Т.М.

Авторы учебников: Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Биология. «Общие закономерности».9 класс

Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова. Алгебра 9 класс

$

Цель – более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.

Задачи:

Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями по биологии и математике, полученными на предыдущих уроках, обобщить материал как систему знаний.

Воспитательные: воспитывать общую культуру, пропагандировать здоровый образ жизни, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.

Развивающие: развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности:, закономерности:, анализировать:,$ сопоставлять:, сравнивать

Оборудование: мультимедийный проектор.

Тип урока – повторительно-обобщающий.

По характеру познавательной деятельности использовались методы:

– метод словесной передачи и слухового восприятия информации (беседа, рассказ, дискуссия);

-метод наглядной информации и зрительного восприятия (медиапрезентация);

-метод стимулирования и мотиваци$и учащихся: эмоциональные (создание ситуации успеха),

познавательные (создание проблемной ситуации, выполнение заданий на смекалку),

социальные (создание ситуации взаимопомощи);

-метод контроля и самоконтроля:

устные (индивидуальный опрос, фронтальный опрос),

письменные (тест, задача).

Формы организации работы на $уроке: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Данное построение урока решает следующие задачи:

-создается творческая поисковая обстановка, имеющая четкую мотивацию действия, адекватную рефлексию.

Ход урока:

/Парты расставлены для 3 рабочих групп;

$Слайд 1

I. Организационный этап (1 мин). Дети, заходя в класс, выбирают бумажные фигуры одного из 3 цветов: желтого, зеленого или красного. Так произвольно формируются рабочие группы. Проверяется настроение, готовность детей к уроку.

Математик: Дорогие ребята, мы предлагаем Вам на этом уроке продемонстрировать ваши знания одновремен$но по двум дисциплинам биологии и математике. Чтобы определить тему урока, постарайтесь ответить на вопросы.

Биолог: Какая наука изучает вещества и их превращения? -химия

Все живые организмы состоят из ……-клеток (слайд №1)

Таким образом, постарайтесь сформулировать тему урока по биологии.

Формулируют тему урока: «Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки» и записывают тему в тетради по биологии. (слайд №2)

  • Математик: Как называется процесс выполнения действий или мыслительных операций, направленный на достижение цели, заданной в рамках проблемной ситуации?-решение задач

Как называется сотая часть числа? -проценты (слайд №3)

Записывают тему урока в тетради по математике. «Решение задач на проценты» $(слайд №4)

Сегодня на уроке мы вместе вспомним понятие процента. Конечно же, будем решать задачи на эту тему. (слайд №5)

Как выразить проценты дробью ( десятичной или обыкновенной)?-число, стоящее перед знаком % разделить на 100

39%=39:100=0,39

Как выразить число в процентах$? –надо его умножить на 100

0,54=0,54*100=54%

Математик: Задание 1. Найдите соответствие(слайд№6)

Биолог: Вы уже знаете, что все живые организмы состоят из клеток(слайд №7).

В состав клетки входят разные элементы. (слайд №8)

Элементы в клетке находятся в виде химических соединений. Элементы, содержащие в клетке делятся на …? Есть еще био$элементы. (слайд№9)

Какие вещества вы знаете? -органические и неорганические. (слайд №10)

Какие неорганические вещества вы знаете? – вода и минеральные соли. (слайд №$11)

Математик: Объясните, как найти процент от числа. (слайд №12)

Как найти 30% от 200?

Проверяйте:

1) 200 : 100 * 30 = 60 2) 30%=0,3 3) составлением пропорции 200 ——100%

200*0.3=60 ?———-30%

200*30:100=60

$А как найти числа по его процентам? (слайд №13)

8% числа составляют 2,4 . найдите это число.

1)2,4:8*100=30 2) 8%=0,08 3) составлением пропорции ?——100%

2,4:0,08=240:8=30 2,4—–8%

2,4*100:8=30

Биолог. Как вы думаете, какое самое распространенное вещество на планете Земля? -вода. Вода –это межклеточное вещество, тканевая жидкость$ (сл.№14)

Давайте выясним, какими свойствами обладает вода и ее биологическая роль

(работа с учебником).

Заполним таблицу (Слайд №15)

Проверяем (Слайд №16)

Выводы о значении воды (слайд№18)

Я вижу, что все группы справились со своим заданием. После такой напряженной умственной работы настало время физкультминутки.

Физкультминутка (1 мин) слайд№19

Математик: Прочитайте задачу и постарайтесь ее решить. (слайд№20)

Новорожденный $организм на 90% состоит из воды. Сколько килограммов воды содержится в организме новорожденного, если он весит 3,8 кг?

Решают задачу № 1(один ученик у доски другие в тетради). Устная проверка.

Биолог: К старосте в организме у человека остается 62% воды. Как вы думаете, какие изменения происходят в организме ? $

-в организме накапливается больше минеральных солей; клетки организма становятся менее эластичными и не могут удерживать запас воды.

Биолог. Как вы думаете, какие животные долгое время могут обходиться без воды? – верблюды. Что вы знаете о них?

Математик: Предлагаем вам следующую задачу (слайд №21).

Особенность верблюдов состоит в том, что они способны терять до 25 % массы за счет потери воды. Масса взрослого верблюда — 680кг. Сколько он будет весить после потери воды?

Биолог: Минеральные соли в клетке могут содержаться свыше 1 %. Давайте выясним их значение для клетки. (работа с учебником) (Слайд №22)

Заполним таблицу (Слайд №23)

Проверяем (Слайд №24)

$Математик: обратимся к предмету математика и решим следующую задачу. (Слайд№25)

Вес человека 80 кг. Из них 1,24 кг- минеральные соли. Каково процентное содержание минеральных солей в организме человека ?

Биолог: Выводы о значении воды (слайды№26- 29)

Домашнее задание (Слайд №31-32

Рефлексия (3 мин) (Слайд №30)

Что удивило вас сегодня на уроке?

Что нового вы узнали?

$Чему научились?

Где сможете применить свои знания?

Оцените свое участие в работе группы и сдайте Рабочие листы на проверку.

Всем спасибо за работу. Урок окончен!

$

Функции элементов в клетке.

$

Элемент

Функция

1) О, Н

Входят в состав воды ;

а) среда для протекания биохимических реакций;

б) донор электроно$в при фотосинтезе;

в) обуславливает рН среды;

г) транспорт веществ;

д) универсальный растворитель;

е) теплопроводность, теплоемкость.

2) С, О, Н, N

входят в состав белков, жиров, липидов, нуклеиновых кислот, полисахаридов.

3) K, Na, Cl

$проводят нервные импульсы.

4) Ca

компонент костей, зубов, необходим для мышечного сокращения, компонент свертывания крови, посредник в механизме действия гормонов.

5) Mg

структурный компонент хлорофилла, поддерживает работу рсом и митохондрий

6) Fe

$

структурный компонент гемоглобина, миоглобина.

7) S

$в составе серосодержащих аминокислот, белков.

8) P

в составе нуклеиновых кислот, костной ткани.

9) B

необходим некоторым растениям

10) Mn, Zn, Cu

активаторы ферментов, влияют $на процессы тканевого дыхания

11) Co

входит в состав витамина В12

12) F

состав эмали зубов

13) I

состав тироксина$

 

Прочитайте текст по теме «Химический состав клетки». В$ставьте подходящие по смыслу слова.

1. В зависимости от количественного содержания выделяют две группы элементов: ___ и ___ . 2. Неорганические вещества, входящие в состав клетки представлены ___ и ___ . 3. Вещества, растворимые в воде, называется ___ , а нерастворимые – ___ . 4. Вода обладает следующими свойствами: ___ , ___ , ___. 

Еще записи

Leave a Comment