Пояснительная записка к рабочей программе по алгебре в лицейском физико-математическом классе, 7 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

лицей № 14 имени Ю.А. Гагарина

Щелковского муниципального района Московской области

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

по предмету алгебра

(расширенное изучение)$

7б класс лицейский физико-математической направленности

учителя Гудковой Аллы Борисовны

Рабочая программа составлена в соответствии с рекомендациями Министерства образования России от 12.01.2006 № 01-10.

выходные данные примерной программы Примерная программа основного общего образования по математике (руководитель проекта вице-президент РАО А.А. Кузнецов, академик-секретарь отделения общего образования РАО М.В. Рыжаков, член-корреспондент РАО А.М. Кондаков)

выходные данные авторской программы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова, под редакцией С.А. Теляковского «Алгебра» 7-9 класс

количество часов в неделю по программе — 5 часов – $в I четверти, 3 часа – во IIIV четвертях (всего 120 часов), по учебному плану – 5 (всего 170 часов)

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2020 года, с Методическими рекомендациями по составлению рабочих программ общеобразовательных учреждений Московской области Министерства образования Московской области Академии социального управления, с Программой № 3 развития МАОУ лицея № 14 имени Ю.А. Гагарина на период с 2010 по 2015 год, Образовательной программе лицея 2013-2014 года.

Общие требования программы: программа составлена на основе образовательного минимума содержания физического образования для основной школы в соответствии с БУП 2004 года.

Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частност$и, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важнейшей задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

Цели

Изучение алгебры в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.$

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе преподавания алгебры в 7 классах, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного яз$ыка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

  • поиска, систематизации, анализа $и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Результаты освоения курса:

Личностные результаты:

  • сформированность познавательных интересов;

  • убеждённость в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного познания, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике, как элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • развитость теоретического мышления;

  • готовность к выб$ору жизненного пути;

  • мотивация образовательной деятельности;

  • приобретение ценностных межличностных отношений.

Метапредметные результаты:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

Тематическое планирование учебного материала в 7 Б классе:

5 часов в неделю, итого 170 часов

  1. Выражения и их преобразования. Уравнения (25 часов, из них 2 часа контрольные работы)

Числовые выражения и выражения с переменными. Числовое значение буквенного выражения. Равенство буквенных выражений. Тождество, доказательство тождеств. Простейшие пре$образования выражений с переменными. Уравнение с одним неизвестным и его корень. Линейное уравнение. Решение задач с использованием линейных уравнений.

  1. Статистические характеристики (15 часов)

Среднее арифметическое, размах и мода. Медиана как статистическая характеристика.

  1. Функции (20 часов, из них 1 час контрольная работа)

Понятие функции. Область определения функции. Способы задания функции. График функции. Функция y = kx + b и её график. Геометрический смысл коэффициентов. Функция y = kx и ее график (прямая пропорциональность).

  1. Степень с натуральным показателем (19 часов, из них 1 час контрольная работа)

Степень с натуральным показателем и её свойства$. Одночлен. Функции y = x2, y = x3 и их графики. Измерение величин.

  1. Многочлены (25 часов, из них 2 часа контрольные работы)

Многочлен. Степень многочлена. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочлена на множители: вынесением общего множителя за скобки, способом группировки.

  1. Формулы сокращённого умножения (26 часов, из них 2 часа контрольные работы)

Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы, квадрат разности, куб суммы и куб разности. Формула разности квадратов, формулы суммы кубов и разности кубов. Применение формул сокращенного умножения к разложению на множители.

  1. Системы линейных уравнений (23 часов, из них 1 час контрольная работа)

Линейное уравнение с двумя переменными, его графическая интерпретация. Система уравнений, понятие решения системы уравнений с двумя переменными; решение линейных систем подстановкой и алгебраическим сложением. Графическая интерпретация системы линейных уравнений с двумя переменными. Решение задач методом составления линейных систем уравнений.

  1. Повторение. Решение задач (13 часов)

  2. Промежуточная аттестация (4 часа)

  3. Программа отражает расширенный стандарт образования.

$В авторскую программу внесены изменения в связи с формированием лицейского компонента по физико-математическому профилю. Программа расширена за счет рассмотрения следующих тем:

  • Задание функции несколькими формулами – 4 часа.

  • О простых и составных числах – 1 час.

  • Деление с остатком – 2 часа.

  • Возведение двучлена в степень – 3 часа.

  • Линейные неравенства с двумя переменными $и их системы – 3 часа.

  • Статистические характеристики – 3 часа.

  • Решение комбинаторных задач – 8 часов.

Добавлены часы на изучение следующих тем для решения задач повышенного уровня сложности:

  • Выражения, тождества, уравнения – 4 часа.

  • Функции и их графики – 1 час.

  • Линейная функция – 2 часа.

  • Степень с натуральным показателем – 3 часа.

  • Многочлены – 3 часа.

  • Формулы сокращенного умножения – 6 часов.

  • Системы линейных уравнений – 3 часа.

  • Итоговое повторение – 2 часа.

  • $

  • Промежуточная аттестация – 2 часа.

Требования к уровню подготовки семиклассников

В результате изучения алгебры в 7 классе ученик должен уметь:

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач, осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул од$ну переменную через остальные;

  • выполнять основные действия со степенями с натуральным показателем, с многочленами; выполнять тождественные преобразования целых выражений; выполнять разложение многочленов на множители;

  • решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений,

  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

  • изображать числа точками на координатной прямой

  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;

  • находить значение функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;

  • описывать свойства изученных функций (y = kx + $b, y = kx, y = x2, y = x3) и строить их графики.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

      • выполнения расчётов по формулам, составления формул, выражающих зависимость между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах

      • моделирования практических ситуаций и исследование построенных моделей с использованием аппарата алгебры; описания зависимости между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;

      • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

$

Календарно-тематическое планирование

§

$

$

пункт

Содержание материала

Кол-во

часов

Плановые сроки изучения

Коррекция сроков изучения

1

Выражения

$

8

3-14.09

1

Числовые выражения

3

2

Выражения с переменными

3

3

Сравнение значений выражений

2

2

$

Преобразование выражений

8

16-25.09

4

Свойства действий над числами

3

5

Тождества, тождественные преобразования выражений

$

4

Контрольная работа № 1 по теме «Выражения с переменными. Преобразование выражений»

$1

3

Уравнение с одной переменной

9

27.09-08.10

6

Уравнение и его корни

2

7

Линейное уравнение с одной переменной

3

$

8

Решение задач с помощью уравнений

3

Контрольная работа № 2 по теме «Решение линейных$ уравнений и задач с помощью линейных уравнений».

1

08.10

4

Статистические характеристики

7

09-19.10

9

Среднее арифметическое, размах и мода

3

$

10

Медиана как статистическая характеристика

3

11

Формулы

1

$

5

Функции и их графики

7

21-29.10

12

Понятие функции. Область определения и множество значений функции.

2

$13

Вычисление значений функции по формуле

2

14

Понятие графика функции

3

$

6

Линейная функция

13

30.10-23.11

15

Прямая пропорциональность и ее график

4

16

Линейная функция и ее график

4

17

Задание функции неск$олькими формулами

4

Контрольная работа № 3 по теме «Понятие функции. Линейная функция и ее график»

1

7

$

Степень и ее свойства

10

25.11-07.12

18

Определение степени с натуральным показателем

3

19

Умножение и деление степеней

3

$20

Возведение в степень произведения, степени и частного

4

8

Одночлены

9

9-20.12

21

$

Одночлен и его стандартный вид

2

22

Умножение одночленов. Возведение одночленов в степень.

3

23

Функции y = x2 и y = x3 и их графики

2

24

О простых и составных числах

1

Контрольная работа № 4 по темам «Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлены».

1

9

$

Сумма и разность многочленов

6

21-28.12

25

Многочлен и его стандартный вид, степень многочлена.

2

26

Сложение и вычитание многочленов

4

10

$

Произведение одночлена и многочлена

8

13.01-22.01

27

Умножение одночлена на многочлен

4

28

Вынесение общего множителя за скобки

3

Контрольная работа № 5 по теме «Сумма и разность многочленов. Умножение одночлена на многочл$ен».

1

11

Произведение многочленов

11

23.01-05.02

29

Умножение многочлена на многочлен

4

$

30

Разложение многочлена на множители способом группировки

4

31

Деление с остатком

2

Контрольная работа № 6 по теме «Произведение многочленов. Разложение многочлена на множители».

1

$

12

Квадрат суммы $и квадрат разности

6

06.02-14.02

32

Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений

3

33

Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности

3

$

13

Разность квадратов. Сумма и разность кубов

9

15.02-28.02

34

Умножение разности двух выражений на их сумму

2

$

35

Разложение разности квадратов на множители

3

36

Разложение на множители суммы и разности кубов

3

Контрольная работа № 7 по теме «Формулы сокращенного умножения»

1

$

14

Преобразование целых выражений

11

01.03-15.03

37

Преобразование целого выражения в многочлен

$

3

38

Применение различных способов для разложения на множители

4

39

Возведение двучлена в степень

3

Контрольная работа № 8 по теме «Преобразование целых выражений»

1

$

15

Линейные уравнения с двумя переменными и их системы

6

17.03-03.04

40

Линейное уравнение с двумя переменными и их системы

$

2

41

Г$рафик линейного уравнения с двумя переменными

2

42

Системы линейных уравнений с двумя переменными

2

16

Решение систем линейных уравнений

17

04.04-26.04

43

Способ подстановки

4

$

44

Способ сложения

3

45

Решение задач с помощью систем уравнения

6

46

Линейные неравенства с двумя переменными и их системы

3

$

Контрольная работа № 9 п$о теме « Системы линейных уравнений с двумя переменными»

1

Решение комбинаторных задач

8

28.04-07.05

Итоговое повторение материала

13

08.05-22.05

Промежуточная аттестация

4

$

Еще записи

Leave a Comment