Программа специального курса «Функции» 9 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАЧУЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

на заседании методического заместитель директора директор школы

объединения школы по УВР______ /Полева В.П./ ­____/Захаров Д.И. /

27. 08 . 2012 г. 30. 08. 2012 г. 30. 08. 2012 г.

Протокол № 1

$

Программа курса

«ФУНКЦИИ»

9 класс

Составитель:

учитель математики

высшей квалификационной категории

МБОУ «Качульская СОШ»

Каратузского района

Красноярского края

Кармышева Т.И

2012 – 2013 учебный год

«Что значит владение математикой? Это

есть умение решать задачи, причём не только

$

стандартные, но и требующие известной

независимости мышления, здравого смысла,

оригинальности, изобретательности»

Д. Пойя

Пояснительная записка

В конце 1911 года в Петербурге работал I Всероссийский съезд преподавателей математики. В его решении было записано: «Съезд признаёт своевременным провести через весь курс математики и ярко осветить идею функциональной зависимости». Сейчас, 98 лет спустя, следует сказать, что выбранное направление реформирования школьного курса математики оказалось стратегически верным и выдержало испытание временем. Следует отметить один из важных этапов на этом пути: введение в 50-е годы новой дисциплины «алгебра и элементарные ф$ункции».В основной школе вводятся такие понятия, как функция, область определения, график функции, возрастание и убывание, нули функции, промежутки знакопостоянства. Знание графиков элементарных функций и правил их преобразования очень важно для изучения некоторых тем алгебры и начал анализа в старшей школе. Исследование функций проводится элементарными средствами, без использования производной. Тем самым применение аппарата дифференциального исчисления не заслоняет смысла фундаментальных характеристик функций. В этом разделе нет формул, и наличие только лишь словесного текста может создать иллюзию того, что данный материал носит второстепенный, подчиненный характер. Это не так. Умение читать графики, т.е. по графику описывать сво$йства функции (промежутки монотонности, экстремальные значения, интервалы знакопостоянства), необходимо и врачу (кардиограмма!), и экономисту (график производительности труда и выпуска), метеорологу (суточное изменение температуры) и другим специалистам.

Изучение программы курса построено таким образом, что рассмотрение теоретических вопросов неразрывно связано с практическими заданиями на:

  • построение графиков основных элементарных функций;

  • описывание свойств данных функций;

  • преобразование графиков.

Предполагается использование такие типы учебных занятий как урок-сообщение, семинар, урок решения задач. Форма итогового контроля — проверочная работа. Продолжительность курса составляет 8 часов.

$

ЦЕЛЬ: расширение и углубление знаний учащихся о функциях

ЗАДАЧИ:

  • систематизировать знания о свойствах элементарных функций;

  • познакомить с правилами преобразования графиков;$

  • научить выполнять параллельный перенос графиков функций вдоль осей координат;

  • формировать пространственное воображение

Учебно — тематический план

п.п

Тема занятия

Вид занятия

Часы

1

$

Линейная функция, её график и свойства.

урок — сообщение

1

2

Квадратичная функция, её график и свойства.

семинар

1

3

Обратная пропорциональность,

график и свойства.

$урок — сообщение

1

4

Функции у=|х|, у=х,

графики и свойства.

семинар

1

$

5

Параллельный перенос графиков функции вдоль осей координат

урок — сообщение,

урок решения задач

2

6

Симметрия относительно осей

урок решения задач

1

$9

Проверочная работа

урок решения задач

1

$

Содержание программы

( 8 часов)

1. Линейная функция, график, основные свойства. ( 1 час)

2. Квадратичная функция, график, основные свойства. (1 час).

  1. Обратная пропорциональность, график и свойства.. (1 час).

$4. Функции, их графики и основные свойства. (1 час).

  1. Преобразование графиков функций: параллельный перенос вдоль осей

ординат и абсцисс; растяжение и сжатие от оси ОХ к оси ОУ. (2 час).

  1. Симметрия относительно осей.. (1 час).

7.$ Проверочная работа. (1 час)

Учащиеся при изучении данного курса должны:

  • $ знать формулы линейной, квадратичной функций, обратной пропорциональности;

  • уметь выполнять построения прямой, параболы, гиперболы;

  • уметь строить графики функций у=|х |, у=х ;

  • знать основные виды преобразования графиков функций;

  • уметь выполнять параллельный перенос графиков функций вдоль координатных осей;

  • производить сжатие и растяжение графиков функций;

  • выполнять симметричные графики относительно осей абсцисс

и ординат.

$

Литература

1.Ю.Н. Макарычев. Алгебра — 7-9. Дополнительные главы.

Москва. 2005г. Дрофа.

2. Практикум по решению задач школьной математики.

$ Москва. Просвещение. 1981г.

3. И.Н. Антипов и др. Методика факультативных занятий. Избранные

вопросы математики. Москва. Просвещение. 1983г.

4. Справочник по методам решения задач по математике. Москва.

$ Наука. 1989г.

5. И.Ф.Шарыгин. Факультативный курс по математике. Москва.

Просвещение. 1989г.

Еще записи

Leave a Comment