Урок на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»
Урок на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦ$ЕНКИ
ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»
В условиях гуманизации общего математического образования соответствующее изменение содержания и методов обучения с необходимостью влечет и адекватное совершенствование форм и видов контроля и оценки учебной деятельности учащихся. Главное – положить в основу принцип гуманизации, предполагающий: поворот к ребенку; уважение его личности, достоинства; доверие к нему; принятие его личностных целей, запросов и интересов; создание благоприятных условий для раскрытия и развития способностей ребенка. В этой связи следует отметить, что традиционная система контроля и оценки знаний в школьном обучении математике не в полной мере отвечает идеям гуманизации. Она носит нередко субъективный характер и базируется на оценке качества случайных выборок устных ответов учащихся. Если ребенок получает “2” за незнание одного параграфа учебника, то в дальнейшем он исправляет оценку и, возможно получает “5” за счет знания другого параграфа. Это не является пополнением пробелов в знаниях и исправлением “2”. При такой системе контроля и оценки учебной деятельности школьников, получив отметку за определенные конкретные знания, умения и навыки, дети редко возвращаются к ним с целью пополнения и совершенствования.
Система кон$троля и оценки учебной деятельности учащихся в условиях гуманизации общего образования, с нашей точки зрения, должна быть в большей степени ориентирована на объективность контроля, учет индивидуальных особенностей каждого ученика, стимулирование творческой активности учащихся. Эта система должна обеспечивать не только объективную оценку знаний и умений учащихся, но и регулярную обратную связь в учебном процессе, подкреплять у учащихся ощущение собственного достоинства и уверенн$ости в своих силах.
Нередко, в школьной практике, новые методы обучения рассматриваются как универсальные, альтернативные традиционным и искусственно им противопоставляются. Для успешной реализации всех компонентов системы контроля и оценки учебной деятельности учащихся в условиях гуманизации, по нашему мнению, необходимо использовать в едином комплексе и традиционную систему, и элементы новых, развивающихся систем: зачетной; балльно-рейтинговой и элементы тестовых технологий. Преимущества тестовых технологий: объективность оценки; эффективность – одновременно можно тестировать большое число учащихся; надежность; дифференцирующая способность; реализация индивидуального подхода в обучении; сравнимость результатов. Элементы зачетной системы позволяют осуществить контроль; обобщить и систематизировать знания, умения учащихся; организовать самостоятельную и индивидуальную работу. Элементы балльно-рейтинговой системы (оценка заменена баллом) позволяют активизировать интерес к предмету у самого слабого ученика; во время урока сокращается число не работающих учеников.
С нашей точки зрения, сочетание “новых” и “старых” методов позволяет осуществить процесс контроля и оценки знаний и умений более эффективно.
Содержание:
- 0.0.1 Так, на обществен$ном смотре знаний можно успешно сочетать элементы тестового контроля и балльно-рейтинговой системы. Общественные смотры знаний являются эффективным средством систематизации, обобщения и проверки знаний учащихся, по определенному и обычно достаточно большому разделу программы. Готовясь к ответу сразу по большой теме, учащиеся лучше вникают в неё, в их сознании выстраивается общая картина того, что они выучили. Предстоящий смотр побуждает учащихся к глубокой и систематической работе над темой. Смотры знаний являются эффективным средством, способствующим повышению качества обучения.
- 0.0.2 Если говорить о положительных моментах вытекающих из практического применения, то выстраивается цепочка, которая ведет к качественному изменению учебного процесса:
- 0.0.3 увеличивается объем усваиваемого материала и глубина его понимания;
- 0.0.4 сокращается число учеников, не работающих на уроках;
- 0.0.5 возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
- 0.0.6 — растет уровень самокритичности и самооценки;
- 0.0.7 дети приобретают навыки необходимые для жизни в обществе: такт и ответственность.
- 0.0.8 Ф.И учащегося
- 0.0.9 Самооценка
- 1 ТЕМА УРОКА: « Решение неравенств с одной переменной и их систем»
- 2 ЦЕЛИ УРОКА:
- 3 обучающие: обобщить и систематизир$овать знания учащихся по данной теме; отработать умение использовать, при решении линейных неравенств и их систем, графическую иллюстрацию; коррекция знаний и умений учащихся;
Так, на обществен$ном смотре знаний можно успешно сочетать элементы тестового контроля и балльно-рейтинговой системы. Общественные смотры знаний являются эффективным средством систематизации, обобщения и проверки знаний учащихся, по определенному и обычно достаточно большому разделу программы. Готовясь к ответу сразу по большой теме, учащиеся лучше вникают в неё, в их сознании выстраивается общая картина того, что они выучили. Предстоящий смотр побуждает учащихся к глубокой и систематической работе над темой. Смотры знаний являются эффективным средством, способствующим повышению качества обучения.
Если говорить о положительных моментах вытекающих из практического применения, то выстраивается цепочка, которая ведет к качественному изменению учебного процесса:
-
увеличивается объем усваиваемого материала и глубина его понимания;
-
сокращается число учеников, не работающих на уроках;
-
возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
— растет уровень самокритичности и самооценки;
-
дети приобретают навыки необходимые для жизни в обществе: такт и ответственность.
Общественный смотр знаний по алгебре$ в VIII классе, с элементами тестирования и балльно-рейтинговой системой оценивания по теме: «Решение неравенств с одной переменной и их систем».
Основные вопросы теории и критерии оценивания (учитель по своему желанию может разработать и менять критерии отметок) вывешиваются за две недели до смотра в кабинете математики. Проводится инструктаж по правильному составлению и оформлению ребусов и кроссвордов по теме смотра.
Пер$ечень вопросов теории:
-
Определение неравенства.
-
Виды неравенств.
-
Свойства неравенств, которые используются при доказательстве и решении неравенств первой степени и их систем.
-
$ Что называется решением неравенства?
-
Что, значит, решить неравенство?
-
Какие неравенства называются равносильными?
-
Что называется решением системы неравенств?
-
Что, значит, решить систему неравенств?
На общественном смотре знаний используется балльная система оценивания знаний и умений учащихся (за каждый правильный ответ и правильно выполненное задание, учащийся получает определенное количество баллов). Именно при такой оценочной системе, даже у самого слабого ученика появляется возможность получить высокую отметку за активную работу на смотре. На смотре используются также и элементы тестового контроля (тест через копирку). Листы для тестирования готовятся заранее. Два одинарных листа, между которыми заложена копирка, соединены скрепкой. По окончанию тестирования, первый лист сдается учителю, второй остается у учащегося и используется для самопроверки. Учитель зачитывает правильные ответы, а учащиеся самостоятельно находят и исправляют ошибки, подсчитывают общее количество баллов за тест.
Все заработанные учащимися на смотре баллы фиксируются и заносятся в таблицу результатов.
Оформление листа для тестирован$ия.
Самооценка | |||
$ № п/п | Да/нет (или а / б) | Верно/неверно + / — | |
1. … 10. | $ | Итоговая оценка за урок | |
Количество баллов за тест |
Таблица результатов.
Ф.И Учащихся | $ Устный опрос | Работа у доски | Чтение таблицы промежутков | «Найди ошибку!» | Тестирование | Ребусы, кроссворды, историч. справки | Дополнительное задание | Общее количество баллов за урок | $ Итоговая оценка за урок | |
1. | $ | |||||||||
… | $ | |||||||||
$ 25. | $ |
ТЕМА УРОКА: « Решение неравенств с одной переменной и их систем»
ЦЕЛИ УРОКА:
обучающие: обобщить и систематизир$овать знания учащихся по данной теме; отработать умение использовать, при решении линейных неравенств и их систем, графическую иллюстрацию; коррекция знаний и умений учащихся;
развивающие: развитие правильной математической речи; развитие интереса к предмету; развитие личностных качеств учащихся; расширение кругозора и пополнение словарного запаса; развитие навыков самоконтроля; развитие правильной самооценки.
воспитательные: воспитание чувства ответственности за порученное дело; воспитание воли и упорства в достижении поставленной цели.
ПЛАН УРОКА.(80 мин.)
-
Организационный момент.
-
Устный опрос.
-
Решение задач с использованием свойств числовых неравенств.
-
Устный опрос.
-
Тестирование.
-
Чтение таблицы промежутков.
-
$ Работа у доски по карточкам.
-
Изображение числовых промежутков на координатной прямой и запись соответствующего неравенства.
-
Изображение объединения и п$ересечения числовых промежутков на координатной прямой.
-
Решение неравенств первой степени с одной переменной.
-
Решение систем неравенств первой степени с одной переменной.
-
«Найди ошибку!»
-
Дополнительное задание.
-
Домашнее задание.
ХОД УРОКА.
-
Организационный момент.
-
Проверка готовности учащихся к уроку.
-
Сообщение темы и целей урока.
-
Самооценка. Учащиеся оценивают свои знания и умения по данной теме, выставляя себе соответствующую отметку на листах для тестирования.
-
Выполнение упражнения для концентрации внимания «Ассоциации», разгадывание ребусов, заранее подготовленных учащимися по теме урока.
-
Устный опрос.
-
Что называется неравенством?
-
$ Какие виды неравенств, вы знаете?
-
Какие свойства неравенств, используются при доказательстве и решении неравенств первой степени и их систем?
-
Решение задач.
-
Оцените среднюю линию трапеции с основаниями а см и b см, если 15,2≤ а ≤ 15,6 и 10,4≤ b≤10,8.
-
Зная, что 4
-
Устный опрос.
-
Что называется решением неравенства?
-
Что, значит, решить неравенство?
-
$ Какие неравенства называются равносильными?
-
Что называется решением системы неравенств?
-
Что, значит, решить систему неравенств?
-
Чтение таблицы числовых промежутков. Таблица числовых промежутков оформлена в виде отдельных полос ватмана. Каждая полоса состоит из трех подвижных, разделенных линией сгиба частей. Таким образом, учащиеся могут увидеть и прочитать одну, две или три части таблицы.
$ Линия сгиба | ||
а ≤ х ≤ b | [ а ; b] | ●///////////////● а b |
[ а ; b ) | ●///////////////○ $ а b |
( а ; b ] | ○//////////////●$ а b |
( а ; b ) | ○//////////////○ а b |
[ с; + ) | $ ●///////////////// с |
с ; + | ○////////////////… с |
(- ; с ] | /////////////● с |
— ; с ) | //////////////○ с |
(- ; + ) | ////////////////////// |
-
Работа у доски по карточкам. Доска разделена на три части, у доски работают одновременно три человека.
-
Изобразить числовой промежуток на координатной прямой и записать соответствующее неравенство.
1$) ( -1; 4]; 2) ( —; 6); 3) [ 8; +).
-
$ Записать промежуток изображенный на координатной прямой и составить соответствующее неравенство.
а) ///////////// ; б) ○/////////////● ; в) ○//////////////////
8 12 -4 0 3,2
-
Изобразить на координатной прямой множество чисел, удовлетворяющих неравенству и записать числовой промежуток.
1) 0
-
Используя координатную прямую найти пересечение промежутков:
1) ( -2; 10) ∩ (0; 15); 2) ( —; 2) ∩ ( -2; + ∞); 3) ( -4; 2]$ ∩ (5; + ∞)
-
Используя координатную прямую, найти объединение промежутков:
1) [ -4; 0) U [ -1; 5]; 2) ( -3; 3) U ( -6; 6); 3) ( — ∞; 5) U ( — ∞; 10)
-
Решить неравенство:
1) 4 + 12 х > 7 + 1$3 х;
2) — (2 – 3 х ) + 4 (6 + х ) ≥ 1;
3)
7. Решить систему неравенств:
1) х > -3, 2) 1,5 х ≥ — 3, 3) 3 х – 2 1,5 х + 1,
х ≤ 7. — 6 х > -12. 4 – 2 х > х – 2.
-
Тестирование через копирку.
-
Является ли число –7 решением неравенства 3 х >12?
а) да; б) нет
-
$ Является ли число 10 решением неравенства 3 х >12?
а) да; б) нет
-
Является ли неравенство 2 х – 15 3 х + 6 строгим?
а) да; б) нет
-
Верно ли что, при умножении или делении обеих частей неравенства на отрицательное число знак неравенства не меняется…
а) да; б) нет
-
Можно ли почленно складывать верные неравенства одного знака?
а) да; б) нет
-
$ Является ли число 3 решением системы неравенств
6 х – 1 х,
4 х – 32 3 х ?
а) да; б) нет.
-
Верно ли при любом а неравенство:
а2 + 1 0?
а) да; б) нет.
-
Существует ли целое число, принадлежащее промежутку [ -1,8; — 1,6]?
а) да; б) нет .
-
Верно ли, что: ( -5; 5) ∩ (-3; 2) = (-3; 2)?
а) да; б) нет.
-
$ Верно ли при любом значении а неравенство – а2 – 2
а) да; б) нет.
-
«Найди ошибку!»
$
х ≥ 7
///////////////////●
7
х Є ( — ∞; 7 ]
Ответ: ( — ∞; 7 ]
у
///////////////////●
2,5
у Є ( — ∞; 2,5 ]
Ответ: ( — ∞; 2,5 ]
$m ≥ 12
○////////////////////
12
m Є ( — ∞; 12 )
Ответ: ( — ∞; 12 )
— 3 k ≤ 3,9
k ≤ — 1,3
////////////////////●
-1,3
k Є ( — ∞; —1,3 ]
Ответ: $( — ∞; —1,3 ]
-
$Дополнительное задание.
Решите двойное неравенство: -1 ≤ 6 х ≤ 2 и -1 ≤ 5 – 3 х ≤ 1.
-
Домашнее задание.
I уровень – задание репродуктивного характера. Учебник «Алгебра 8» Ю.Н. Макарычев и др.: п.30-32, № 879 (а, б), № 839 (а), № 895 (а, г).
II уровень – задание поискового характера. Подобрать из учебной литературы задачу, которая решается с помощью линейного неравенства, указать источник.
III уровень – создание собственной задачи, решение которой основано на применении неравенств.