Урок по теме:«Тождественное преобразование рациональных выражений» 7 класс

Коммунальное государственное учреждение

$«Меновновская средняя школа»

Восточно-Казахстанской области

Конспект урока по алгебре

в 7 классе

«Тождественное преобразование рациональных выражений»

подготовила

учитель математики

Дерипаско Татьяна Александровна

г. Усть-Каменогорск
2013

Тема урока: «Тождественное преобразование рациональных выражений»

Цели урока:

образовательная — совершенствовать навыки действий с рациональными выражениями; формировать умения выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

воспитательная — воспитывать у школьников любознательность, чувство национальной гордости, патриотизма; создание положительного эмоционального фона на уроке;

$развивающая – развивать интерес к математике и её истории, развивать внимание, учить проводить доказательные рассуждения, используя математическую речь; учить умению сосредотачиваться на учебной деятельности и предупреждать ошибки по невнимательности (развивать самоконтроль); развивать творчество учеников.

Этапы урока

1. О$рганизация начала занятия. Сообщение темы и постановка цели.

2. Актуализация опорных знаний учащихся.

3. Закрепление знаний и способов действий.

4. Физкультурная минутка (развитие двигательной сферы, гимнастика для глаз).

5. Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении. (вариативное).

6. Подведение итогов урока.

7. Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент

Эмоциональный настрой на урок.

$ Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Здравствуйте, садитесь!

Я рада всех вас видеть.

Я знаю каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок

Мы вместе проведем урок!

2. Мотивация урока.

«Если вы хотите плавать, смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их»,- советовал учащимся известный американски$й математик Джорж Пойа. Решение любой достаточно трудной задачи требует напряжённого труда, воспитывает волю, упорство, развивает любознательность, смекалку. И сегодня на уроке нам предстоит решить новую для нас задачу – научиться выполнять преобразование с рациональными выражениями. Ведь преобразование важная операция, с которой мы сталкиваемся на уроках математики.

Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будут слова Льва Толстого

$«Человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель- то, что он думает о себе»

Сегодня на уроке вы будете работать в группах.

При работе можно ошибаться, сомневаться, консультироваться.

Дать самому установку: «понять и быть тем первым, который увидит ход решения».

На уроке, ребята, надо быть исполнительными и ответственными за учебный труд.

Тема нашего урока: » Тождественное преобразование рациональных выражений «

Сегодня на уроке мы будем совершенствовать навыки действий с рациональными выражениями; формировать умения выполнять их тождественные преобразования.

Сообщение темы и постановка цели. (Слайд № 1)

Если мы откроем Большой Энциклопедический словарь, то сможем прочитать, что о$бозначает слово «преобразование». Итак, «Преобразование — замена одного математического объекта аналогичным объектом, получаемым из первого по определенным правилам».

В Толковом Словаре Ожегова читаем: «преобразовать — совершенно переделать, превратить из одного вида в другой, из одной формы в другую…, изменить к лучшему».

Объясните мне, пожалуйста, зачем нужна замена одного математического объекта аналогичным ему объектом?

(Выслушиваются ответы детей.)

Т.о. тождественные преобразования алгебраических выражений представляют собой набор методов, позволяющих быстро и легко упростить сложное выражение и привести его к более компактному выражению. Целью тождественных преобразований может быть приведение выражения к виду, более удобному для численных расчетов или дальнейших преобразований.

$2. Актуализация опорных знаний учащихся

  • Ребята, давайте вспомним, какие тождественные преобразования мы знаем.

К тождественным преобразованиям относятся:

приведение подобных членов;

раскрытие скобок;

разложение на множители;

приведение алгебраических дробей к общему знаменателю.

(На этапе актуализации предложен кроссворд на повторение теоретических фактов, необходимых на уроке.)

На ваших партах лежат технологические карты урока, которые вам будут сегодня помогать работать. В карте на каждом этапе урока вы будете оценивать свою работу. Результаты работы $будете заносить в личный оценочный лист.

Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность, т. е. ваша активная работа на уроке. Обратимся к технологической карте. Предлагаю выполнить следующие задания:

1 Учебный элемент.

  1. задание: Отгадайте кроссворд.

У каждого на столе лежит кроссворд. Такой же кроссворд нарисован на доске. В течение 5 минут вы должны его отгадать. В кроссворд впишите слова, как они произносятся в свойствах, в определении и т.д.

$

2

3

$

4

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

$

 

$

 

2

 

 

 

 

 

 

 

$

 

1

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

$

 

 

 

 

$

 

 

 

5

 

 

$

$

 

 

 

$

4

 

 

По горизонтали:

  1. $Равенство, верное при всех допустимых значениях входящих в него переменных, называется?

(Тождество)

  1. Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями, нужно сложить их ______, а знаменатель оставить тем же.

(Числители)

  1. При вычитании дробей с разными знаменателями, применяя правило, мы используем _____.

(Алгоритм)

  1. Для нахождения общего знаменателя надо найти ___$____

(НОК)

  1. Для сокращения дробей находим ______.

(НОД)

По вертикали:

  1. $Произведение двух дробей равно дроби, числитель которой равен произведению числителей данных дробей, а знаменатель – произведению знаменателей. Что это? ________

(Правило)

  1. Разделить числитель и знаменатель дроби на общие множители, значит __________.

(Сократить)

  1. Частное двух дробей равно произведению делимого на дробь, обратную _________.

(Делителю)

  1. Что это: _______.

(Свойство)

А сейчас проведем проверку.

Без ошибок – 5.

1-3 ошибки – 4.

4-5 ошибок – 3.

Более 6 ошибок – плохо!

$ 2.задание: Найдите соответствие между формулами.

а2 + в2 — 2ав а3 — в3

$а2 + в2 (а – в) (а + в)

а2 — в2 ( а+ в)2

(а — в) (а2 + в2 +а в) (а + в) (а2 + в2 -а в)

а3 + в3 ( а- в)2

2ав +а2 + в2

2. Учебный элемент

Закрепление знаний и способов действий.

Рассмотрим примеры, включающие в себя все действия с дробями. Порядок их выполнения — такой же, как и с числовыми дробями. Существует два способа записи таких примеров:

$1) «цепочкой» — для несложных примеров;

2) по действиям – для более сложных.

Цель этапа — организовать познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала. (Работа в парах)

  1. задание: Выполнить действия и найти правильный ответ. (взаимопроверка).

2.задание:

Из готовых высказываний составить алгоритм преобразования рациональных выражений (работа в группе)

  • выполнить вычитание дробей

  • дробь умножить на полученную дробь

  • выполнить деление в (в скобках)

  • найти сумму дроби и частного

  • умножить полученную сумму на дробь

  • полученное произведение разделить на дробь

Критерии оценок:

6 — 7 заданий оценка «$5»

4 – 5 задания оценка «4»

3 задания оценка «3»

Физминутка

Проведем небольшую зарядку.

Чтоб глаза твои зоркие были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти легкие движенья предлагаю повторить

3.Учебный элемент. Цель: выработать навык преобразования рациональных выражений.

Задание для тестовой работы в трех уровнях.

1. Выполнить действия

  1. Выполнить действия

  1. $

    Выполнить действия

  1. Выполнить действия

  1. Выполнить действия

  1. Выполнить действия

Критерии оценок:

6 заданий – оценка «5»

5 заданий — оценка «4»

$4 -3 задания — оценка «3»

4. Подведение итогов урока

Ребята давайте вспомним тему нашего урока.

Какие цели мы с вами ставили перед собой. Как вы думаете, мы достигли данной цели. Давайте вспомним, какими правилами пользовались при выполнении действий с дробями.

$«Образование есть то, что остается, когда все выученное уже забыто» французский инженер-физик Лауэ.

Чтобы мы с вами не смогли забыть, данную тему мы с вами в дневники запишем домашнее задание.

5. Информация о домашнем (вариативном) задании, инструкция о его выполнении

Даны 3 различных варианта домашнего задания, каждому из вас предлагается решить один из них по выбору (задания имеют «подсказку» — сложность задания).

6. Рефлексия

— Я внимательно наблюдала за вашей работой и пришла к выводу, что каждый из вас уже готов самостоятельно обдумывать способы и находить решения примеров по нашей сегодняшней теме. Поэтому я предлагаю вам провести рефлексию.

Перед вами карточка с изображением горы. Если вы считаете, что тема урока была интересна, что хорошо и с пользой потрудились на уроке, узнали что-то новое, то нарисуйте себя на вершине высокой горы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже.

Список использованной литературы

1. Манвелов С.Г. Задания по математике на развитие самоконтроля учащихся. М.: Просвещение. 1997 г.

$2.Миндюк М.Б., Минюки Н.Г. Разноуровневые дидактические материалы по алгебре 8 класс. М. Изд-во «Генжер”. 1996 г.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

http://www.layoutsparks.com/

Еще записи

Leave a Comment