Формирование здорового образа жизни на уроках английского языка через здоровьесберегающие технологии

Формирование здорового образа жизни на уроках английского языка через здоровьесберегающие технологии

$

$$Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.

Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.

Один из самых травматичных факторов для здоровья школьников является общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков. На этом фоне снижается успеваемость учащихся, ухудшаетс$я их дисциплина, усиливается состояние тревожности. Все это обуславливает необходимость в формировании особой, щадящей среды, где учитываются все трудности учащихся в процессе обучения и предлагается квалифицированная педагогическая поддержка. Здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока английского языка.

$На моих уроках я использую методы позитивной психологической поддержки ученика на уроке, учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддержание познавательного интереса к изучению английского языка, и также принцип двигательной активности на уроке.

Урок — зона психологического комфорта, в результате введен$ия в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, изменился микроклимат на уроке. Атмосфера на уроках стала более благоприятной для обучения и для межличностного общ$ения. С этой целью использую методы эмоциональной раскачки, медитативно релаксационные упражнения, упражнения на рефлексию, визуализацию и релаксацию.

Упражнение «Комплименты». Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.

Игра «Вам-сообщение». По кругу передается сообщение, например «Я рад тебя видеть». «Ты сегодня хорошо выглядишь» и т.д.

Игра «Подарок». Предлагаетс$я подарить своему однокласснику что-то нематериальное. «Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу)».

Методика «Утренний сбор». Дети деля$тся со своими одноклассниками планами на сегодняшний день, поздравляют с днями рождения и т.п.

Задания «Поделись радостью». «Нарисуй свое настроение» и т. д.

Медитативно-релаксационные упражнения.

  1. $Упражнение «Я вижу, я слышу, я чувствую» ученик должен сказать три предложения, что он видит; три предложения, что он слышит, три предложения о том, что он чувствует. Количество предложений зависит от уровня обучения.

  2. Упражнение «Шалтай-Болтай». Дети стоят в расслабленном состоянии, руки свободно свисают. Под текст дети делают повороты, руки болтаются свободно, как у тряпичной куклы. Можно при этом слегка ударять по пояснице.
    «Шалтай-Болтай сидел на стене, Шалтай-Болтай свалился во сне.
    Дети в расслабленном состоянии медленно опускаются на стул».

  3. Упражнение на релаксацию и визуализа$цию. Расслабленная поза, глубокое дыхание, тишина. Учитель на английском языке просит представить лес, аромат лесной поляны, тихий шелест листвы и т.п.
    Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, на мой взгляд, похвала ученика. Она может быть вербальной: «Well done!», «How clever you are!», «Good boy/girl!» т. д.

Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т.д.

Вспоминается высказывание К.Д. Ушинского: «Учитель! Помни, твоя улыбка стоит тысячи слов».

Похвалу учителя можно выразить в раздаточных жетонах, карточках.

Индивидуальный и дифференцированный подход на моих уроках осуществляется через учет лич$ных интересов и особенностей ученика и возможность выбрать свой уровень и объем задания. Дополнительный языковой материал подбирается с учетом увлечений ученика. Для выполнения определенных заданий на моих уроках разрешается либо индивидуальный, либо групповой стиль работы. Можно, например, приготови$ть презентацию или сделать задание в письменной форме. Также важный этап в работе это поддержание интереса к изучению английского языка. Каждый учитель знает, как важно уйти от формальной зубрежки, ввести в учебный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные моменты обучения. В этом отношении иностранный язык – особый предмет. Ученики проходят долгий путь усвоения чужого языка, заучивание новых слов, работы со словарем… И все?

А как хочется уже сейчас получить подлинное удовольствие от общения с иной языковой культурой, сам$остоятельно прочитать по-английски занимательный текст, оценить знаменитый английский тонкий юмор, пополнить свой лексический запас английской пословицей, поиграть. Обучение через развлечение и игру – цель учителя английского языка. Я использую игровую методику особенно широко на младшем и среднем этапах обучения. Чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее дети запоминают языковой материал. Например, вводя тему «Одежда», «Любимые животные»$ предлагаю детям игру «Модники и модницы» и «Давайте похвастаем». Дети могут похвастаться нарядами, которые у них есть дома и любимыми животными или игрушками.

Для повышения мотивации, особенно на старшем этапе, подходит метод проектов. В своей работе я опробовала несколько типов проектов исследовательские, творческие и информационные. Например, проект «Легко ли быть молодым». Группа 11 класса провела ряд исследований через анкетирование своих сверстников о том, что интересует подростков, какие у них самые важные ценност$и, как складываются отношения со старшими, какой они видят свою школу и свое будущее. По результатам они нарисовали портре$т идеального, реального подростка и наметили программу совершенствования.

Проект группы 9 класса посвящен дню рождения школы, он состоял из видеофильма о нашей школе. Проект 9 класса «Здоровый образ жизни» состоит из нескольких презентаций в Power Point посвященных поговоркам и пословицам, вредным привычкам, правильному питанию и здоровому образу жизни. Провели анкетирование своих сверстников о правильном питании, организации рабочего времени и отдыхе. Подготовили свои творческие работы и организовали выставку на тему ЗОЖ. А учащиеся 3 класса подготовили полезные советы своим друзьям и любимым животным по теме «Здоровая еда». Ученики 2 класса подготовили творческие проекты на тему «Английский алфавит». Они рассказывали стихи и рифмовки на каждую б$укву алфавита.

Метод проектов является составной частью обучения английскому языку и поддерживает мотивацию к учению в проектной работе она всегда положительная, так как проект отражает интерес учащихся, их собственный мир.

$

На своих уроках систематически использую собственно разработанные мультимедийные презентации, а также другие электронные образовательные ресурсы. Считаю, что использование возможностей современных информационных технологий в школе способствует:

  • Активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;

  • Развитию навыков самообразования и самоконтроля у школ$ьников;

  • Повышению уровня комфорт$ности обучения;

  • Повышению активности и инициативности школьников на уроке;

  • Развитию информационного мышления школьников, формированию информационно-коммуникационной компетентности;

  • Приобретению навыков работы на компьютере учащимися школы с соблюдением правил безопасности.

Итак, важной составляющей современного урока является использование компьютерных обучающих программ, основной функцией которых является передача знаний. Хотя$ сегодня еще нет программ, соответствующих тематическому планированию учебного материала каждого класса. Поэтому я использую обучающие компоненты существующих игровых программ (“Английский с Винни Пухом” “Уроки тетушки Совы”). Так при изучении различных разделов (ф$онетики, грамматики, лексики) дети имеют возможность услышать живую речь носителей языка с одновременной визуализацией изучаемого материала, что стимулирует интерес школьника.

Возможности компьютера позволяют не только подготовить интересный дидактический материал, но и разработать различного рода проверочные задания с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся.

На своих уроках английского языка я использую презентации в Power Point. Они мне помогают правильно и четко строить план работы на уроках, фиксировать наиболее важные аспекты, наглядно показывать и выделять значимые детали урока. При такой успешной работе меняется восприятие информации, получаемой при ведении урока с применением ИКТ. При организации любой из видов деятельнос$ти, групповой или индивидуальной, реализуется работа с классом.

На начальном этапе обучения английскому языку при введении алфавита, животных, цвета, глаголов действия, прилагательных и различных предметов очень удобно использовать презентаци$и. В презентациях всегда красочные картинки, что положительно влияет на восприятие учебного материала, особенно младшими школьниками. При проведении фонетических зарядок, отработки произношения например пословиц и поговорок, при отгадывании кроссвордов, предлагается ответить на вопросы или прослушать загадки, в которых зашифрованы слова, связанные с темой урока. Затем на экране появляются правильные ответы и отрабатывается или за$крепляется лексический материал. Также для закрепления полученных знаний выполняется задание на построение предложений из данных слов. Возможности ИКТ позволяют в игровой форме развивать лексико-грамматические навыки учащихся. Для закрепления лексики по теме выполняется упражнение на определение лишнего слова в группе данных слов. Учитель просит проанализировать, почему слово не подходит. При закреплении темы «Меню» в 3-м классе успешно используются слайды с продуктами и блюдами на завтрак, обед и ужин, где отраба$тывается лексико-грамматическая конструкция. После такого закрепления дети успешно справляются с выполнением домашнего задания. При обобщении темы «Советы Айболита» легко и интересно научиться говорить о здоровых привычках – что полезно есть детям и их любимым домашним питомцам и как полезно заниматься подвижными играми и спортом.

В данных разработках мне хотелось акцентировать внимание на проблему здоровья у молодого поколения. В каждом учебнике прослеживается эта тема, и нам педагогам и родителям надо много работать, чтобы привить нашим детям здоровый образ жизни любыми способами.

$Урок «Советы доктора Айболита» 3 класс

Цели урока:

  1. Обучать формированию монологического высказывания и тренировать навыки диалог$ической речи, закрепить навык построения предложения по моделям.

  2. Развивать произносительные и речевые навыки, смысловое восприятие речи и логическое мышление.

  3. Прививать навыки здоровых привычек.

Тип урока: обобщения и систематизации изученного.

Оборудование: $письмо-презентация от доктора Айболита, картинки животных, картинки по теме «Еда», игра – лото по теме «Продукты», презентация «Меню».

$Ход урока

Организационный момент. Приветствие, сообщение даты и дня недели. Сообщение темы и цели урока. (А сегодня мы с вами отправимся с визитом в страну Продуктов. Их так много, что нам надо научиться выбирать здоровую и полезную еду. Мы заглянем в магазин, расскажем друг другу что любим есть, обсудим наше меню. Мы узнаем что любят кушать наши любимые питомцы. А самое главное послушаем советы Доктора Айболита и определим что полезно для нас и для наших друзей.)

$II. Фонетическая зарядка (Но сначала надо вспомнить звуки и слова по теме)

1. Отработка звуков и скороговорки

2. Презентация лексик$и по теме «Овощи, фрукты и ягоды.»

(Приложение №1)

III. Актуализация изученной лексики по теме « Продукты» в изученных речевых образцах. $

1. Активизация лексики по теме «Продукты»

(Теперь нам надо сходить в магазин и купить полезных продуктов.)

2. Игра «Магазин».

$What can we buy at milk shop? (meat shop, bread shop, fruit and vegetables)

IV. Активизация навыков диалогической речи

(Давайте расскажем друг другу какие полезные продукты мы любим)

Работа в парах (Pupil 1- Pupil 2 )

  • Do you like to drink milk? – Yes, I do. It is tasty. It is healthy.

  • Does she like to eat porridge? – No, she doesn’t. It is not tasty but it is healthy. $

  • What fruit do you like? – I like apples.

  • Does Winnie like much honey? – Yes, he does. It is not healthy.

V. Развитие навыков монологической речи.$ (Приложение №2. Презентация Меню)

(Надо обсудить с вами наше меню, что мы любим кушать на завтрак, обед и ужин.)

– What do you like for breakfast? – I like some porridge, sandwich and some tea for breakfast.

$– What do you have for lunch? – I have some soup, salad, some fish and juice for lunch.

– What would you like for dinner? -I would like some pasta with cheese, salad and fruit.

VI. Речевая разминка.

(А давайте расск$ажем что любят есть наши любимые питомцы, лесные звери мультяшные герои.)

– What do our pets like to eat?- I have a dog, it likes to eat meat, fish and sweets.$

– What does cock like to eat? – My granny has a cock, it likes corn.

– What does Winnie like? – Winnie likes much honey, butter,sugar. It is not healthy.

– What does Karlson like? – He likes many sweets and cakes. It is not healthy.

VII. Физкультминутка$

(Винни-Пух такой пухленький, давайте покажем ему как надо делать зарядку.)

– Winnie, Winnie turn around

– Winnie, Winnie touch the ground

-$ Winnie, Winnie nod your head

– Close your eyes and go to bed.

VIII. Актуализация навыков устной речи

($Приложение №3)

(А теперь ребята посмотрим и послушаем полезные советы Доктора Айболита и постараемся их запомнить и передать нашим любимчикам.)

После просмотра презентации проходит обсуждение – что надо делать, чтобы быть здоровым.$

  • To be healthy we must run, jump, skip and swim.

  • We must play tennis, football and basketball.

  • To be healthy we must eat fruit, vegetables.

  • We must not eat much sugаr, chocolate, and honey.

IX. Ролевая игра. $«Визит в кафе, в ресторан»

(Ребята , мы так много говорили о вкусной еде -даже кушать захотелось.А давайте сходим в кафе или ресторан.)

Давайте вспомним вежливые фразы для посещения кафе.

– Good-morning.

– Glad to see you.

– You are welcome. How are you?

– I am fine,thank you, and you?

– I’m OK. Would you like some coffee, please?$

– Yes, please, thank you.

– Here you are.

$- It is very tasty.

– I would like some pizza.

– Help yourself.

– Thank you. Good-bye.

– You are welcome.

X. Домашнее задан$ие.

– Написать полезные советы от доктора Айболита.

XI. Оценки, итог урока.

Еще записи

Leave a Comment