Игровые методы как средство активизации познавательной активности на уроках английского языка

«Игровые методы как средство активизации познавательной активности на уроках английского языка».

Ребенок ,играя, всё время стремится идти

вперёд, а не назад. В играх дети $всё как бы

делают втроём : их подсознание, их разум, их

фантазия «работают» синхронно.

(А.Н. Симонова)

Я, как и каждый учитель хочу, чтобы мои ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались на уроках английского языка. В этом заинтересованы и родители учащих$ся.

И я поставила перед собой цель – способствовать формированию познавательного интереса у учащихся на уроках английского языка путём использовании игровых методов как средство активизации познавательной активности на уроках английского языка.

Игровая деятельность является одним из эффективных приемов на уроках английского языка$ в начальной школе. Лексические, грамматические, фонетические, орфографические игры играют большую роль и как цель, и как средство обучения. С помощью э$тих игр происходит ознакомление учащихся с фонетическим, грамматическим, лексическим материалом.

Игре присуща атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает учащимся преодолеть стеснительность, мешающую им свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно с$казывается на результатах обучения. При этом легче усваивается языковой материал – и в месте с тем возникает чувство удовлетворенности – “оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми”.

Опираясь на опыт нескольких лет работы в младшем и среднем звене, я пришла к следующему выводу: при организации обучения на уроках английс$кого языка целесообразно проводить интегративные занятия следующих видов.

1. Урок английского языка плюс музыкальная деятельность (пение, музыка, ритмика и т.д.) Например, при работе над темой «Моя семья» полезно предложить учащимся разучить стихотворение «The family»:

This is our mother,

This is our father,

This is our brother tall,

This is our $sister,

This is our baby,

Oh, how we love them all.

Работа над стихотворением сопровождается тренировкой мелких мышц руки: учащиеся двигают по очереди всеми пальцами рук (показывают на большой палец и загибают его и т.д.) После этого детям предлагается придумать музыку к стихотворению и «спеть» его На у$роках я пользуюсь сборником «Enjoy English: Game Songs. Я включаю в урок небольшие песни на известные всем мелодии для закрепления грамматических структур:

To be

I am, he is, she is, it is.

You are, we are, they are.

(Мелодия «В лесу родилась ёлочка».)

Сan

I can ran and I can jump (twice),

I can run, I can jump/

I can run and I can jump.

(Мелодия «Я на солнышк$е лежу».)

2. Урок английского языка плюс изобразительная деятельность

(рисование, аппликация, лепка).Интеграция изобразительной деятельности с изучен$ием иностранного языка позволяет облечь новые слова в конкретную наглядную форму. При интегративном обучении иностранному языку можно использовать разные виды изобразительной деятельности: аппликацию, лепку, рисование. Вот некоторые при$меры заданий по различным темам курса иностранного языка:

– дорисуйте и раскрасьте предметы, расскажите о них;

– нарисуйте, сколько свечей должно быть на торте в день твоего рождения,

сосчитайте их (по-английски), скажите, сколько вам лет.

– смастерите семейный альбом и расскажите одноклассникам о своей семье;

– слепите, смастерите или нарисуйте любое животное (фрукт, предмет) и

расскажите о нём;

– сделайте иллюстрации к стихотворению;

– что вы может$е положить в корзину для пикника? Сделайте рисунки и

вырежьте их, чтобы потом положить в корзину;

$

– смешайте краски и скажите, какой цвет получился; нарисуйте портреты

друг друга и расскажите, кто это;

– сделайте из скрепки, проволоки, верёвки любимое животное и расскажите

о нём;

.- нарисуйте себя и расскажите, что вы умеете делать;

– нарисуйте любимое время года и расскажите о нём;

– слушайте музыку и рисуйте, что вы предст$авляете, расскажите о картинке.

Можно придумать очень много заданий для такого типа уроков. Например, дети часто путают буквы t,f. Мы рисуем специальные картинки: буква t – это рыбак, т.к. крючком, который опущен вниз можно ловить рыбу, а буква f – это альпинист, т.к., поднимаясь на скалу, пользуется крючком, который направлен кверху.

3. Урок английского языка плюс физическая деятель$ность.

Игра «Волшебный мяч» позволяет повторять лексические единицы. Учитель кидает ученику мяч, называя слово по-русски, ученик возвращает мяч учителю, произнося его по-английски, или наоборот. Играть могут и ученики в парах, в кругу, группами.

Игра «Угадай букву». В тряпичный мешочек$ насыпаются пластмассовые буквы. Дети должны наощупь угадать буквы. Игра показывает насколько у ребёнка развита мелкая моторика, воображение, восприятие на уровне осязания.

Игра «Умная эстафета». На доске пишутся слова, в которые нужно вставить буквы. Слова размещены в 3 колонки. Каждому ряду соответствует своя колонка. Дети по очереди подбегают к до$ске, выполняют задание в своём слове и бегут назад, передавая эстафету следующему игроку. Побеждает тот ряд, который быстрее остальных справился с заданием.

Bend your head,

Bend your knees,

Gro$w as tall,

As New Year trees.

Так при изучении темы «Глаголы движения» мы играем в игру «Повторяй за мной». Суть игры проста: необходимо показать и назвать глагол движения. Однако по мере усвоения учащимися новой лексики игра усложня$ется и видоизменяется. На первом этапе я сама называла и показывала движение, ученики повторяли и движения, и слова. Когда лексика была более-менее освоена я, а позже ведущий из учеников только показывали действия, учащиеся же должны были его повторить и назвать самостоятельно. И, наконец, на обобща$ющем уроке в игру я включаю соревновательный момент: делю группу на команды, от каждой из команд мы вместе с ребятами выбираем ведущего. Каждому из них даю «список» из 5-10 глаголов движения. Не называя их ведущий должен показать движение, команды должны быстрее $соперников угадать, повторить и назвать нужный глагол. За каждый правильный ответ начисляется балл. Чья команда получает больше баллов, та и победитель. Таким образом, в ходе игры происходит актуализация или закрепление лексики и проводится физминутка.

Еще одна такая же «многофункциональная игра» – «The Chain of Letters». Ею можно заменить физминутку или же использовать в конце урока как элемент рефлекс$ии. В основном я ее использую во втором классе второй класс – при изучении алфавита, но может использоваться в третьем и четвертом классе для актуализации знаний.

Все участники игры встают в круг. Ученики по очереди называют по одно$й букве алфавита. Тот, кто ошибается или слишком долго вспоминает нужную букву, выбывает из игры, то есть занимает свое место. Побеждает тот, кто не допускает ни одной ошибки. В первый остаются стоять 2-3 ученика. К концу четверти из игры выбывают всего 1-2 ученика.

В методических пособиях для учителей английского предлагается очень много примеров физкультминуток, в частности, к учебнику М.З.Биболетовой.

4. Урок английского языка плюс театральная деятельность$.

Для театрализации подойдет любое не очень длинное стихотворение, сказка, например, «Репка», «Теремок» и т.п. Сюда же можно отнести уроки с использованием сюжетно-ролевых игр, с разыгрыванием различных сцен, например, «День рождения То$ма и Джерри», «В магазине», «В поезде» и т.д.

Обучение грамматике также происходит через игру, так как дети ещё не знают по-русски названия частей речи и членов предложения. Поэтому слово “глагол” я заменяю с$ловом “действие”, “существительное” – “название” и отрабатываю их по картинкам.

Для объяснения спряжения глагола to be я рассказываю учащимся сказку: “Жил-был король to be и было у него трое верных слуг: am, is и are. Самым привилегированным был слуга am, он прислуживал лишь одному господину I. Is прислуживал трём игру “Есть ли действие?” Я говорю по-русски ряд предложений и прошу хлопнуть тогда, когда действия нет. Также я читаю детям, начинающим учить английск$иий язык сказку про звуки (У нас во рту живет язычек, а рот – это его квартирка: там есть потолок, стены, и даже дверцы. На потолке у язычка есть горка (альвеолы), вы нашли горку на потолке? Я вам открою секрет: на этой горке очен$ь любит сидеть язычок. Ну-ка, язычок, прыгни на горку! Язычку так понравилось сидеть на горке, что он запел: [l-l-l], [la,la,la].Язычок очень любит, когда у него дома чисто. Он сидит на горке, и $выбивает коврик, вот так: [t t t]. Он проветривает свой домик, открывает дверь и дверь хлопает от ветра [w w w].

А вот игры, в которые мы играем, разделив класс на две команды:

1. ABC Task На доске весят 2 плаката. На каждом нарисован домик с 26 окнами. Каждое окно – ячейка для буквы $алфавита, но не все ячейки заполнены – есть пустые клетки для пропущенных букв.

Ученики выходят по одному к доске и выстраивают алфавит. Оценивается быстрота и правильность выполнения задания.

2. Funny bag. Для каждой команды подготовлен “забавный мешочек” (Magic Bag) с буквами. Ученикам предлагается на ощупь определить мягкие буквы в “забавном мешочке”. Ребенок нащупывает бук$ву, не вынимая ее из мешочка, называет ее, после этого показывают букву своей команде, которая определяет правильность ответа.

3. Funny Tree На доске нарисованы деревья (по одному для каждо$й команды), которые растут в волшебном лесу. Его плоды (рисунки) – яблоко, кот, осьминог, солнце, абрикос, лев и т.д. по лексике, изученной учениками. А под деревом буквы, осыпавшиеся с деревьев. Участникам необходимо прикрепить буквы к соответствующему слову, с которого оно начинается.

5. $Who is the most attentive? Я располагаю несколько игрушек на, под, рядом со стулом и в несколько – в коробке. Ученики называют предлоги места. Участники конкурса закрывают глаза, Я меняю игрушки местами. Задача учеников вспомнить и назвать прежнее месторасположение игрушек.

Многие игровые задания можно проводить с помощью презентации (ИКТ). Например, урок-пут$ешествие в страну английского языка. Одно из заданий – “Пройди через болото”: появляется слайд с изображением болота и кувшинки, на которой написана буква. На нее моно наступить, но только назвав 5 слов на эту букву, появится новая кувшинка с новой буквой. Теперь можно наступать на нее, и т.д. Ребята постарше сами готовят подобные презентации, мы их используем на уроках. Также на уроках мы смотрим мультфильмы и выполняем игровые задания к ним, поем песенки н$а английском языке, в 3-4 классах читаем сказки на английском зыке и ставим по ним сценки.

Очень большое внимание уделяю рефлексии. С малышами работаю так: одеваю куклу на руку – собачка Догги. от ее имени спрашиваю, что понравилось и что нет, что получилось и что нет, что узнали$ нового.

Таким образом, использование в учебном процессе игровых технологий способствуют дальнейшему совершенствования учебного процесса по иностранному языку путем формирования и активиза$ции у обучающихся умений и навыков творческой мыслительной, познавательной деятельности. Завершить свою работу хочется следующими словами: не все дети талантливые, но все способные. Играйте на уроках, и наши ученики будут говорить правильно и наши «слабые» ученики почувствуют себя способными. Какое это счастье – иметь целый класс способн$ых учеников. Всё в руках школьного учителя! Надо приложить все свои силы, проявить талант, творчество и превратить каждый урок в сказку.

Еще записи

Leave a Comment