Игры на уроках английского языка
ИГРЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
$В современной модели образования заложено новое видение урока. Новые цели и задачи в языковой политике несомненно потребуют о т преподавателей новых методических приемов и решений. Но только грамотное применение современных технологий в сочетании с классическими может дать ощутимые результаты. Педагогические исследования последних лет показывают, что уже в начальной школе возникают такие проблемы, как неудовлетворительное здоровье учащихся, низкий уровень активности. Известно, что одним из условий здоровья ребенка является успешность его деятельности. Основ$ная деятельность детей в школе – учение. Именно успешность в учении способствует благополучному самочувствию ребенка в школе, а это достигается через создание для каждого возможности развиваться соответственно своим индивидуальным особенностям. И поэтому на уроках английского языка необходимо использовать игровые технологии, относящиеся к здоровьесберегающим технологиям.
Для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых в течение всего урока необходимо использовать такие виды игр, которые снимали бы усталость и напряжение, создавали бы приятную и располагающую обстано$вку. На уроках в начальных классах чаще используются языковые виды игр для введения или активизации материала.
Работая с младшими школьниками, нужно представлять материал так, чтобы заинтересовывать ребенка, а как можно заинтересовать ребенка, если не представить материал в$ игровой форме, поэтому главными героями, которые вводят звуки, беседуют с детьми, рассказывают им о некоторых правилах английского языка, могут быть куклы, знакомые с детства и поэтому они будут восприниматься позитивно. Например, счет можно изучать вместе с Катей, распевая песенку «One little, two little…».
При введении звуков и букв $фонетическая работа могла бы проводится в определенной сюжетной линии, например, при введении звука [ h ] проводить фонетическую игру “ Hello, Whinny–the–Pooh”.
$
Посмотрите, кто к нам пришел. Это Винни-Пух. Он замерз, бедняжка,
на улице холодно. Послушайте, как он греет лапки [h] [h] [h$]. Давайте ему
поможем [h],[h],[h]. Вот он и согрел лапки, а теперь он с вами здоровается:
“Hi “. Ответьте ему “ Hi”. Вини – Пух радостно кричит нам :”Hello$”.
Давайте ответим: “Hello”.Теперь посмотрите на доску. Здесь зашифрована
буква, которая даёт звук [h]. Кто хочет помочь нашему герою написать эту букву.
$ При работе над буквой Jj и звука [dз] на доске можно вывесить картинку с изображением машины и знакомого персонажа в ней. Машина должна проехать определенный путь, в котором зашифрована буква J j .
$
– Look at the blackboard. What is here? Is it a car? Who is on the car?
Our dear cat is on the car. It wants to have a trip. Listen how its car is working.
[dз] [ dз] [dз]. Repeat after me [d$з] [dз] [dз]. Look how it $is going. /учитель ведет машину по маршруту, где выписывает букву J j, затем просит учащихся написать букву у себя в рабочих тетрадях, повторяя звук [dз].
Работа над буквой Z z и звуком [z] может проходить в игровой форме с использованием наглядного пособия в виде картинки с изображением полянки с цветами.
$ Дети вводятся в атмосферу летнего утра, дышат ароматом цветов и собирают цветы, но комарики стали защищать свои домики-цветы и начали жужжать над детьми [z] [z] [z]. Дети перестали рвать цветы и комарики успокоились. Здесь не только обучение фонетике, но и воспитание бережного отношения к окружающей среде. Дети должны понять, что цветы рвать не нужно, этот $цветок может быть чьим-то домиком
При работе с транскрипционными знаками необходимо дать четкую установку на соответствие буквы и звука, что каждой букве соответствует свой звук, чтобы укрепить полученные знания периодически можно проводить иг$ры-сказки, например:
Посмотрите, какие красивые птички прилетели на это дерево. Наверно они красиво поют, давайте послушаем, как они поют. Что-то не слышно. Может быть, им нужно съесть волшебное яблочко, чтобы красиво запеть? А$ какое яблочко должна съесть каждая птичка? На доске висят картинки с изображением птиц, на которых написаны буквы, и дерева, на котором висят яблочки с изображением транскрипционных знаков данных букв. Детям необходимо посадить птичку на нужный знак и произнести данную букву.
В английском языке существуют звуки, которые вызывают затруднения в их произношении, например, звук [ О ] и [ Э]. Для того, чтобы учащимся было легко тренироваться в произношении этих звуков, можно поиграть в паровозик. Учащиеся медленно за учителем повторяют один из звуков и по мере улучшения, темп произношения увеличивае$тся. Так же отрабатывается второй звук. Затем таким же способом учащиеся тренируются в произношении фразы «This is». Паровозик увеличивает скорость по мере укрепления произносительных навыков. Данная игра детям очень нравится.
Цель фонетических иг$р заключается в развитии речедвигательных анализаторов, активизации фонетических навыков, развитии фонематического и речевого слуха.
Проводя орфографические игры, необходимо научить детей правильно писать буквы, слова, предложения. После изучения алфавита на одном из уроков можно провести игру-соревнование «Самый внимательный». Учащимся раздать картинки со спрятанными букв$ами. Перед учащимися поставить задачу, найти буквы и записать их на доске. Победителем будет команда быстрее справившаяся с задачей. На картинке были не все буквы, чтобы у учащихся не было соблазна
перечислить буквы алфавита. Назвать количество букв. Учитель проверяет правильность нахождения буквы и следит за точностью исполнения задания.
На следующем уроке игру-сорев$нование «Самый внимательный» можно провести с другими картинками, где необходимо узнать, какая из букв отсутствует, а для этого нужно выписать все найденные буквы.
Чтобы учащиеся научились правильно писать большие и маленькие буквы алфавита, во 2 классе можно провести игру на сопоставление букв с использованием изобразительной наглядности в виде картинки домика с окошечками-буквами, а над домиком зависли капельки, которые должны попасть на одно из окон.
Teacher: Look at the blackboard. Here you can see a house. The weather is bad.
It is raining. Thes$e are drops with the small letters. Little drops should
fall on the window near the big letter. Let us begin our game.
$ Игра проводится по цепочке и в конце учитель просит выписать все буквы на доску и класс повторяет их хором.
Игровой момент «Лягушка – ученица» может проводится каждый раз как класс проходит несколько букв. Эта маленькая игра помогает снять напряжение урока и немного подвигаться, так как нужно быстро записать нужную букву, из игры выбывает незнающий ученик, который после окончания игры называет все буквы.
Для запоминания последовательности букв английского алфавита можно провести игру с кружечками, где написаны имена. Задачей учащихся расположить все кружечки в алфавитном порядке. Когда задача выполнена, прочитываются все имена и затем дети называют имена девочек и мальчиков отдель$но, для того чтобы дети знали английские имена и понимали где имена девочек, а$ где имена мальчиков.
Игра «Юный художник» проводится с целью повторения пройденного материала. На листе расположены буквы, при соединении которых получится рисунок, но соединить их нужно в соответствии с последовательностью букв английского алфавита. Игра проводится по цепочке, выбывшие из игры должны называть весь алфавит после окончания игры.
Как итоговый момент дети дают медвежонку имя и записывают его на доске.
$
Целью орфографических игр является формирование навыков правописания английских букв, буквосочетаний, слов, транскрипционных
знаков.
В 5х классах при введении лексики по теме «Спорт» может использоваться изобразительная наглядность в виде картинок по некоторым видам спорта, где учащиеся однозначно могут определить вид спорта. Активизация лексики проводится в игровой форме с различными заданиями. Согласно теории классификации игр Аникеевой Н.П. игры можно проводить в несколько этапов. На каждом этапе выполняется определенная задача познавательного хара$ктера. Данная игра проводится в три этапа. В начале работы учащиеся расставляют карточки с названиями игр под соответствующие картинки и повторяют хором. Второй этап работы- написание видов игр под картинками, где преследуется цель орфографического плана. Третий этап работы заключается в развитии диалогической речи. Учащийся выбирает картинку, класс отгадывает вид спорта, отрабатывая вопросы: Is it basketball? Is it chess? и $ответы No, it isn`t./ Yes, it is. Все три этапа работы проходят в форме игры-соревнования между рядами. Учитель строго следит за дисциплиной и правильностью ответов, забирая баллы за ошибки. В конце игры подводятся итоги и победившим выставляются оценки.
$При работе над темой «Where are you from$?» изучаются названия государств и их столицы, а также расположение государств на карте мира. При активизации работы над данной темой можно провести игру «Хочу все знать». Сделать наглядный материал в виде очертания изученных государств. Задача учащихся заключается в правильной
расстановке государств по отношению друг к другу, определение их названия и названия столиц этих государств. Игра проводится в форме индивидуального соперничества, за каждый правильный ответ учащийся получает карточку. После игры, карточки подсч$итываются, и выявляется победитель, который награждается значком «Самый умный». При активизации лексики учащимся предлагаются разные виды работ с введенными словами для закрепления правописания, определения значения данного слова и умения использовать лексику в устной и письменной речи.
Такие как: Scrambled words -a t b l e , a i r c h, c h e n k i t
/table, chair, kitchen/
Inside words – table-able-late
$ chair –hair -air
Hidden words- t…ble, ch…ir, …
Words- friends- big, small, roun$d, square – table
high, low, with back or not – chair
Hide and sick- O P Y T A B L E K B
C H A I R P L O I D
A B$ S KV W E B T O
R O C I G A S A C O
C U R T A I N $S O R
При работе над закреплением лексики все эти виды работ используются в игре – соревновании, где участники разбиваются на команды и на время выполняют все задания. Такая работа может проводиться при введении и активизации лексики на любую тему.
Работая над темой «Appearance» вводятся слова, определяющие каждую часть тела и лица, для того чтобы активизировать данную лексику, можно провести игру в два этапа. На первом этапе учащиеся рисуют лица по заданию учителя, но лица не простые, а фантастические, поэтому и игра называется «Инопланетянин», а на втором этапе учащиеся работают над$ развитием речи, задавая вопросы «How many
ears do you have? Do you have hair? Is your$ nose small? What is the colour of your eyes? и другие вопросы, касающиеся черт лица, так как они должны найти своего близнеца. На втором этапе у$читель готовит по два одинаковых лица, в данной игре можно размножить рисунки детей после проведения первого этапа. Изображение фантастических лиц помогает развивать творческие способности учащихся, их внимание и позволяет проявить свои художественные навыки даже тем, кто не умеет рисовать, так как лицо инопланетянина не имеет общепринятых норм.
На младшей ступени обучения проверку уровня знаний можно провести в виде игры – т$еста. Игра по теме «Clothes».
Вырезать по две одинаковые фигурки, на одной написаны несколько предметов одежды, на другой место предназначения данной одежды. Фигурки склеиваются на уровне головы, и учащимся предлагается заполнить пропуски необходимыми предметами одежды. Прежде чем начать игру, детям объясняется задание: «Children, $you know, clothes$ are different. We must know what we should put on to school, to go in for sport, to visit our friends, to go for a walk. Write down 5 things you can put on for each case. Дается определенное время, после чего по команде учителя дети обмениваются карточками и проверяют работу своих друзей, выставляя за каждый правильный ответ по одному баллу. Результат$ может звучать так:
5 Perfect! You know what to wear.
4 You are not ashamed to combine your things. But don’t you think you look a bit extravagant!
3 Try to think twice before you put something on. /Приложение 16/$
Изучая лексику, учитель всегда использует изобразительную наглядность. Хорошо если в этом качестве берутся картинки уже знакомые
детям. Например, при введении лексики, описывающей настроение, можно взять «Смайлики», но с разным выражением лица. Детям интересно подписывать прилагательные к тем или иным «Смайликам».Работа по запоминанию слов может быть успешной, а при активизации данной лексики можно провести игру по индивидуальному первенству. Учащиеся на скорость подписывают картинки. Эти же «Смайлики» можно использовать при введении глаголов, например, у органа слуха учащиеся пишут глаголы «to $hear, to listen», у органа обоняния, глаголы «to breathe, to smell» и так далее. Активизация данных глаголов так же проводится в игровой форме.
$
$Грамматические игры позволяют научить детей правилам построения предложения, формированию краткого и полного ответов, умению правильного использования времен английского языка и другим его особенностям. При объяснении правил построения английского предложения
используется изобразительная наглядность в виде кошки. Само изображение привлекает внимание учащихся, так как почти у каждого есть свой любимец, они знают его строение, его повадки и поэтому объяснить строгий порядок слов в английском предложении нетрудно. Члены предложений расположены по частям тела и дети сами подсказывали, где может стоять обстоятельство. подлежащее сказуемое
обстоятельство
$ дополнение
Коммуникативные игры обладают высокой степенью наглядности и позволяют активизировать языковой материал. Особое место среди коммуникативных игр занимают ролевые игры, которые представляют
$ собой условное воспроизведение её участниками реальной практической
деятельности, где необходимо что-нибудь спросить, сказать или выяснить, что с$пособствует осознанному освоению иностранного языка. Ролевая игра, проводится для активизации некоторых речевых образцов и называется «A spoilt Rabbit».Учащиеся активизируют лексику по теме «FOOD» и отрабатывают в диалоге краткие и полные ответы на вопросы.
При подготовке к проведению игры нарисовать картинки всех героев действия, картинки с изображением продуктов и подготовить карточки-опоры для ведения ролевой игры.
Вторым этапом работы я$вляется само представление, которое проводится у доски для остальных учащихся. Герои представления в масках своих персонажей и с необходимым реквизитом. Слова автора, то есть представление участников, проводит учитель, затем начинается само действие.$
Третьим этапом проведения ролевой игры является организация высказывания своих впечатлений об увиденном. Каждый зритель высказывает свое мнение и благодарит участников игры. Учитель подводит итоги работы,
поправляет некоторые неточности, хвалит ребят за смелость и выставляет им оценки за работу.
Классифицируя игры по форме проведения, необходимо отметить подвижные игры. Они всегда требуют от играющих активизации двигательных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах. Психолог Л.С. Выготский, давая психологическую классифика$цию игр, исходил из того, что игра заключает в себе действия, связанные с действиями ребенка и выделил подвижные игры, так как они связаны с выработкой умения перемещать себя в среде и ориентироваться в ней.
$Игра с мячом самый простой способ подвигаться, и одновременно провести определенную образовательную работу. Передавая мяч из
рук в руки, можно повторить слова, закрепить их перевод, отработать
произношение краткого ответа «YES,I have. No, I have not$» или «YES, I am. No, I am not» или других речевых образцов. Используя мяч, можно провести различные игры, все будет зависеть от их целей и задач.
$
Дети с удовольствием изучают глаголы действия при использовании
игры– стихотворения: Nick and Andy
Sugar and candy
I say …/jump, fly, run/
Эта подвижная игра позволяет детям расслабиться, отдохнуть и в действии запомнить необходимые глаголы. Сначала эту игру проводит учитель, затем выбирается ведущий. Если он ошибается, выбирается другой. Все дети дружно выполняют команды ведущего и следят за правильностью его действий, так как каждый хочет стать ведущим.
$ Игра-пантомима проводится после изучения алфавита. Ведущий рисует букву в воздухе, и класс отгадывает эту букву. После введения лексики по теме «Профессии» можно провести игру-пантомиму «Назови профессию». Учащийся старается действиями показать, кем он работает, класс отрабатывает вопросы «What are you?» ,$ «Are you $a …?» .
Песня на уроке – хороший вид отдыха, но вместе с тем песня служит формированию фонетических, лексических, грамматических навыков. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. Песня «What $is your name?»,
исполняется двумя командами, исполнение песни превращено в игру «Лучший хор». Первая команда задает вопросы, вторая отвечает на них. Дух соревнования заставляет петь дружно, слаженно, чем и достигается практическая цель данной песни: заучить вопросы по теме
« About myself»: «What is your name? Where are you from? How old are you? ».
$ Итоги подводятся тому, как пела команда, все ли принимали участие, правильно ли произносили вопросы, правильно ли отвечали. За каждый куплет учитель дает команде по одному баллу. В конце песни баллы подсчитываются и выявляется победитель.