Конспект урока на тему “НАЧИНАЕМ ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ”

НАЧИНАЕМ ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ

$ Итак, коммуникативный подход. Исходя из определения коммуникации как общения мы решаем для себя, что устная речь — это приоритет, ей надо учить целенаправленно и последовательно, и твердо идем к поставленной цели. Вполне успешно ребята учат слова, запоминают целые фразы, из которых строят вполне осмысленные диалоги. Но, согласитесь, случается и такое, что милый ребенок, подававший огромные надежды, бойко отвечающий на расспросы о себе и вызывающий умиление у взрослых, показывая пальчиком и называя предметы, а еще и давая определения им, внезапно теряет интерес к изучению языка и перестает быть успешным. Казалось бы, что могло произойти? Ведь он так хорошо все до сих пор понимал, а вот не может извлечь информацию из элементарного текста или записать пары связных предложений.

На самом деле ситуация объяснима: ребенок, обладая умениями в$ таких видах речевой деятельности, как говорение и аудирование, не чувствует себя успешным в других — чтении и письме. Мы не случайно упомянули их вместе, так как чтение, являясь рецептивным видом речевой деятельности, связано самым тесным образом с письмом — продуктивным видом деятельности, поскольку и чтение, и письмо пользуются графической системой языка. Так вот оно что! Ребенок перестает себя чувствовать успешным, его мотивация снижается, следствием чего становится снижение интереса к предмету и, соответственно, уровня языковых знаний и речевых умений.

То, чему учить, мы все знаем, но вопрос — как$?

На этом бы и хотелось заострить внимание.

На начальном этапе обучения мы учим детей фонетически правильному произношению звуков иностранного языка, акцентируя внимание на разнице гласных и согласных звуков. И тут же хотелось бы предостеречь от такой распространенной дефиниции, к которой прибегают учителя, работая с младшими школьниками, как «тянущиеся» — гласные, «не тянущиеся» — согласные. Почему? Все очень просто, перебрав ряд звуков, ребенок будет искренне недоумевать, почему S или Z не являются гласными, ведь о$н может «тянуть» [s] и [z] до тех пор, пока ему хватает дыхания. Я использую определение такого рода, как «гласные поются, не встречая преград», а «согласные встречают на своем пути преграды: язык, губы, зубы». Параллельно мы учим слова, начинающиеся как с гласных, так и согласных(apple, apricot, orange, cat, dog, bed и прочие, согласно лексическим темам). На начальном этапе советую максимально использовать песни, короткие стихотворения и чанты.

Песни очень ценны для мотивации детей раннего школьного возраста: петь весело, а повторение правильного репертуара песен помогает не только правильно воспринимать и произносить звуки, слова, интонировать целые предложения, но и пополнять словарный запас. Эту же цель преследуют чанты (короткие тексты, построенные на определенном ритме). Рассказывая же короткие стихи ‘rhymes’, ребенок жестикулирует, косвенно помогая себе вспомнить что-то забытое или даже произнести сложные слова или звуки. Думаю, вы замечали, насколько рез$че становятся движения ребенка в попытке произнести сложный звук или слово.

Второй этап — это изучение букв алфавита, н$о опять-таки не в том порядке, в каком они идут в алфавите, а начиная с наиболее часто встречающихся согласных. Вот тут-то следует не забыть помочь ребенку осознать, что буквы мы пишем и читаем, а звуки слышим и произносим. Например, буква Bb [bi:] дает звук [b], а буква Dd [di:] — [d], а хитрая Cc [si:] чаще говорит [k], а уж потом только [s].

The Bb says [b], the Dd says [d]. Думаю, принцип понятен.

На этом этапе форма подачи букв и звуков может быть разная. Мне удобнее писать букву несколько раз на доске, называя звук, который она дает. Затем попросить ребенка «озвучить» то, что написано. После, предварительно стерев с доски буквы, попросить ребенка написать букву по памяти, проговаривая при этом соответствующий звук. Напомню, для чтения важен именно звук, а не название буквы и знание алфавита в прямом и обратном порядке, которое мало кого научило правильному произношению и чтению. Поэтому стоит быть снисходительными, если ребенок назовет Rr не [a:], а звуком [r]. Спокойно поправьте.

После прохождения этого этапа ребенок должен$ уметь распознавать и называть букву и звук, который она дает, а также различать заглавные и строчные буквы.

Следующий этап — это «введение гласных», что означает прямой путь к умению прочитать слово. Что ж, действуем уже известным способом:

The Aa says [æ], the Oo says [ɔ], и так далее.

Вводя каждую глас$ную, параллельно следует начинать читать короткие слова с закрытым типом слога. Естественно не акцентируя внимание на названии типов слогов и прочих терминах.

К примеру, нам уже известен ряд согласных, а сегодня мы $узнали, что TheAa says [æ].

Итак, слово bad.

The Bb says [b], the Dd says [d], the Aa says [æ].

[b] +[ æ] = [bæ] [bæ] + [d]= [bæd]

$Слово прочитано! Причем осознанно! И пусть это даже самая простая комбинация (согласный — гласный — согласный). Порадуйтесь вместе с ребенком. Но потом дайте ему прочитать следующие слова (возможно, не без вашей помощи):

bag

map

mat

rat

fan

tan

cat

$dad

fat

Sa$m

am

cap

rag

ham

ram

mam

$Слова Вы можете выбрать из числа изученных или, перемешав их просто с однотипными словами, но изначально желательно подобрать по принципу «пишутся, как слышатся». Изучая дальнейшее чтение гласных букв в закрытом слоге, вы усложняете задачу — перемешиваете слова.

Последующим этапом станет введение основных буквосочетаний с согласными и гласными буквами. Например, ck, ch, tch, sh, ee, ea, ow.

Когда ребенок освоит чтение коротких и простых слов, можно уже переходить и к открытому слогу, опять-таки не называя его так. Я лично использую понятие ‘magic E’. «Волшебная Е» сама не читается, но позволяет читаться гласной букве так, как она называется в алфавите. Для ребенка не сложно вспомнить, что буква Аа — это не что иное, как [ei]. (То же самое происходит и с другими буквами соответственно).

Через определенный блок выученных букв/буквосочетаний устраивается «проверка».

$Например, прочитать слова на скорость:

chat

chum

$hitch

chop

catch

rich

chip

ship

cash$

chop

catch

chop

ditch

dish

shin

chin

much

$mush

shut

shod

pitch

$cash

chill

such

cheek

shop

$chap

feed

sheet

ditch

$shoot

chat

soon

chip

pool

chin

week

woof

noon

patch

feet

$hoop

Хотелось бы отметить, что чтение слов должно происходить параллельно с их написанием. Я не говорю обо всех читаемых словах, но наиболее употребляемые слова следует записывать. При обучении письму как параллельной чтению деятельности, уделяйте внимание развитию мелкой моторики, что необходимо для успешного владения карандашом/ручкой, и как следствие — аккуратности письма. На первых этапах обучения письму я прош$у ребенка пользоваться карандашом, что снижает риск боязни ошибки и увеличивает степень комфортности на занятии (ведь ошибку легко исправить — карандаш отлично стирается ластиком, а работа остается аккуратной). И, естественно, от чтения отдельных слов следует переходить к чтению словосочетаний, коротких предложений и посильных текстов. Задача стоит не просто в механическом чтении слогов, а в том, чтобы читать осознанно, извлекать информацию.

Например:

Cat

A cat

$A black cat

A black cat sat

A black cat sat on a mat.

Или:$

Hello, Mummy!

Hello, Daddy!

Larry, Lulu, close your eyes!

OK!

Open your eyes now!

Hello, Larry! Hello, Lulu!

Grandma! Grandpa!

$Nanny! This is Grandma and this is Grandpa!

А теперь отвлечемся от нашего желания научить ребенка читать любой ценой и попробуем поставить себя на его место. Что самое страшное? Естественно, скука!

Просто читать и писать в течение даже 10 минут сможет только самый усидчивый ребенок, и далеко не факт, что при этом он не страдает. Много ли вы знаете таких? И тут, как профессионалы, мы помним, что ведущим видом деятельности для младшего школьника является игра. Играя, ребенок гото$в на многое. Ведь это же интересно: азарт, жажда победы, эмоции!

Вот всего лишь несколько видов игр, которыми пользуюсь я при обучении чтению. Вы можете их изменить, в зависимости от конкретных условий вашего класса.

$ Игра «Найди букву». Например, раскрасить в тексте все буквы Оо желтым, а Аа красным.

Игра «Найди пару». Существует множество вариаций: от соединения заглавной и строчной буквы, до соотнесения буквы и картинки с графическим образом слова, начальной буквой которого является «наша» буква, от соединения слова полностью с его графическим образом, до нахождения рифмующихся слов.

$Игра «Соедини», «Найди дорогу». Принцип известного соединения по точкам с присвоенными им буквами. Это может быть как алфавитный порядок, так и обратный алфавитный порядок.

Игра «Змейка». Из написанных без пробелов слов в строчку необходимо выделить одиночные слова.

Например, catdogfrogratchickcow

Игра «Найди слово». В квадрате, на первый взгляд состоящем из беспорядочных букв, необходимо найти слова, зашифрованные в нем. Для упрощения задачи слова следует поместить под самим «кроссвордом» или рядом с ним. Для усложнения — разместить рисунки, символы или русский вариант слова.

$ffdogrrtmnfrogs

catdddratyudrlc

tywiicnmsfisheco

ywhdbmachickew

cat dog chick cow rat fish frog

$Игра «Виселица». Задача — отгадать зашифрованное слово, это аналог игры «Балда».

Игра «Бинго!». Принцип игры в лото. В полях карточек могут быть как буквы алфавита, так и слова.

Cat

bed

hit

$

rat

Ten

$

dog

mix

bus

Us

$

mop

frog

six

К счастью, в наш век прогресса и высоких технологий вы можете найти массу интерактивных игр и онлайн-заданий для обучения и тренировки чтения на ранних этапах. Многие УМК заранее продумывают для этой цели специальные упражнения. Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что в УМК Spotlight” есть учебник Spotlight Starter”, в котором не только $учат буквам и звукам, параллельно вводя английские слова, но и развивают мелкую моторику. Не забыты авторами учебника и милые детские стихотворения. Ведь ребенок по природе своей непоседа и безумно любит петь и играть. Авторы УМК Spotlight”уделяют внимание фонетическим упражнениям и развивают навыки произношения, распознавания на слух и чтения на протяжении всех лет о$бучения, переходя от простых к более сложным, согласно возрасту и изученному материалу. К примеру, в начальной школе каждый учебник начинается со Starter Module”, содержит в себе сказки и песенки, короткие тексты Spotlight on Russia”, Activities Module”, а учебник 2 класса даже содержит такой раздел, как First steps to Reading”, где специально подобраны упражнения на правила чтения и звуки.

В заключение просто хочу вам напомнить знакомые с детства строки В. Берестова:

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сес$трицу:
«Ну прочитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!

Удачи нам и нашим ученикам!

 

Еще записи

Leave a Comment