Конспект урока на тему “Возможности урока иностранного языка в воспитании духовно-нравственной личности”

$Возможности урока иностранного языка в воспитании духовно-нравственной личности.

Понимание духовных ценностей становится важным фактором развития об$щественного и национального самосознания. Каждый школьный предмет по сути является инструментом становления личностных качеств человека, его социальных и духовных ориентиров. Такой учебный предмет как «Иностранный язык» также не является исключением. Мы понимаем, насколько важно учитывать воспитательный аспект при обучении иностранному языку. Когда спорят о том, нужен ли иностранный язык как учебная дисциплина, то все доводы сводятся к тому, что каждый интеллигентный и образованный человек должен знать хотя бы один иностранный язык, что иностра$нный язык необходим для будущей профессии, что знание иностранного языка развивает, так как позволяет узнать много нового, интересного.

Иностранный язык представляет нам огромное количество средств, с помощью которых мы сумеем создать не только образованного человека, следовательно, мы сможем воспитать личность, обладающую высокой системой общечеловеческих ценностей, новым мышлением и реалистичным взглядом на современный мир. Среди тем, обс$уждаемых в ходе изучения иностранных языков, звучат многие насущные проблемы. Среди них выделяются такие, как проблемы толерантности, проблемы современной семьи, проблемы благотворительности, проблемы материализма и национальной культуры, проблемы нищеты и борьбы с ней.

$

 Современный процесс обучения, построенный на коммуникативной основе с ориентацией на личность ученика, формирует у ученика широкий гуманистический взгляд на мир, основанный на общечеловеческих ценностях и новом мышлении. Полноценное использование воспитательного, образовательного и разви$вающего потенциала дисциплины создает прочную основу для формирования творческого интеллигентного человека, практически владеющего иностранным языком. Результатом этого является личность, способная принимать активное участие в социально-экономическом и культурном развитии общества, а так же полноценно включаться в интегративные процессы, происходящие в современном мире. Поэтому основной ц$елью обучения иностранному языку является развитие личности учеников, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке. Указанная цель раскрывается в единстве 4-х взаимосвязанных компонентов: воспитательного, развивающего, образовательного и практического. Рассмотрим более подробно первый компонент – воспитательный, цели которого заключается в следующем:

-в формировании у учеников уважения и ин$тересов к культуре и народу страны изучаемого языка;

-в воспитании культуры общения;

-в поддержании интереса к учению и формированию познавательной активности;

$-в воспитании потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.

$На уроках иностранного языка, затронуты, практически, все стороны жизни. На наших уроках мы обучаем общению, которое по самой своей сути – личностно. Ученик не просто рассказывает о чем-то, он высказывает свое мнение, свое отношение к предмету общения. Учитель и ученик должны быть речевыми партнерами, т. е. современный урок доложен стать уроком творческой дружбы ученика и учителя, если этого нет, то исчезает мотивация, общение становится невозможным. Именно эта личностная заинтересованность и является тем каналом, через который в сознание ребенка проникает воспитательное воздействие.

Важную роль в процессе из$учения иностранного языка играет и культуроведческий компонент. Учащиеся не только знакомятся с культурой стран изучаемого языка, но и сравнивают их культуру с культурой своей страны. Это содействует воспитанию школьников в контексте “диалога культур”. В настоящее время расширяется возможность международных контактов, общ$ение с иностранцами становится реальностью, а столкновение с представителями иной культуры входит в нашу повседневную жизнь. Всё чаще учебные заведения осуществляют обмен студентами и школьниками, преподаватели организуют совместные проекты и проходят стажировку за рубежом, участвуя, таким образом, в межкультурной коммуникации и диалоге культур.                            

$ Воспитательный потенциал заложен и в коммуникативной системе обучения, которая предполагает использование коллективных форм взаимодействия на уроке. Среди них можно выделить групповую и парную работы. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения. Таким образом, обсуждение проблемы в данном случае выступает одним из приемов работы. Следующим эф$фективным приемом работы в упомянутом выше направлении является ролевая игра. Ролевая игра также является формой коллективного взаимодействия. Однако в данном случае каждый ученик уже несет индивидуальную ответственность за принятое решение.

Воспитание личности предполагает:$

1. развитие психики личности в целом, т.е. мышления, памяти, чувств, воображения;

2. формирование мировоззрения, т.е. системы взглядов и убеждений;

$ 3. формирование черт характера (настойчивости, трудолюбия, целеустремленности, любознательности, настойчивости, активности);

4. усвоение общепринятых норм поведения (вежливости, выде$ржанности, дисциплины, такта);

5. развитие эстетических взглядов;

 $6. развитие различных склонностей и способностей, нужных нашему обществу;

 7. развитие потребностей в дальнейшем самообразовании.

Все эти задачи, в принципе, решаются учебным предмет$ом «иностранный язык».    

Еще записи

Leave a Comment