Методическое пособие по английскому языку на тему “Моя семья” для обучающихся начальной школы

Свиридова Наталья Константиновна, учитель английского языка Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 124 Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Методическое пособие по английскому языку для работы с детьми младшего

возраста

Тема: “My family$

$

Изучение иностранного языка в начальной школе способствует

формированию коммуникативности как свойства личности,

произвольности внимания и запоминания, лингвистической наблюдательности,

самостоятельности, планирования речи, самоконтроля.

Обучение иностранным языкам в начальной школе должно быть

коммуникативно-направленным. Это положение тесно связано с

$предыдущим. Коммуникативная направленность проявляется в постановке

целей (учить общению на иностранном языке), отборе содержания, в выборе

приемов обучения, в органи$зации речевой деятельности учащихся.

Отбор языкового осуществляется исходя из его коммуникативной ценности,

значимости, соответствия жизненному опыту детей этого возраста и их

лексическому запасу на родном языке. Материал вводится крупными

блоками, объединенными общей коммуникативной функцией,

$принадлежностью к одной ситуации общения и т. д. Задания для обучения

$ устной речи, чтению и письму формируются так, чтобы в их выполнении был

коммуникативный смысл.

Говоря об особенностях организации речевой деятельности на уроках

иностранного языка, следует помн$ить, что обучение детей данного возраста

все еще легко организовать на непроизвольной основе, так как условия

реального общения легко моделируются в игре, которая продолжает

оставаться одним из ведущих видов деятельности для детей.

Соотношение структурно-функционального и коммуникативного подходов к

организации речевого и языкового материала и деятельности на его основе

должно быть сбалансированным. Усвоение иностранного языка по

$ Возможности должно контролироваться сознанием с учетом «зоны

ближайшего развития». В частности, формирование грамматических навыков

на иностранном языке уже на начальном этапе$ целесообразно производить

опорой на ориентировочную основу деятельности, то есть на правила,

модели, алгоритмы, предполагающие сознательные действия

на лексическом и грамматическом уровнях.

Уже на начальном этапе (1-3 классы) следует закладывать универсальные

$ коммуникативные умения, которые станут первыми вехами в достижении

конечных целей: слушать собеседника, реагировать на его вопросы,

начинать, п$оддерживать и завершать разговор, выражать свою точку зрения,

извлекать нужную информацию в собственных высказываниях, общаться в

письменной форме и т. д. Все перечисленные умения формируются на уровне,

$доступном детям данного возраста, исходя из их речевых потребностей

и возможностей.

Важным составляющим цели образования по иностранным языкам

продолжают оставаться формирование личности через приобщение

культуре, истории и быту другого народа, воспитание дружелюбного,

уважительного отношения ко всем людям, независимо от языка, на котором

они говорят, выработка норм поведения в обществе.

$

Проблемы развития, воспитания и образования детей средствами иностранного

языка в начальной школе надо решать взаимосвязано. Особое значение на начальном

этапе приобретает развивающий аспект обучения, который предполагает развитие$

речемыслительных способностей учащихся.

В обучении иностранным языкам сложилась уникальная обстановка, когда

$практика опережает теорию. Еще не переосмыслены цели и задачи преподавания иностранных языков, в стадии обсуждения находятся новые концепции и подходы, но в практику уже мощно вторгаются новые формы и

методы, создается опыт, который настоятельно требует научного обобщения

$ и осмысления.

Наиболее жизнеспособным в настоящий период перехода от старой методики к новой оказался интенсивный метод. Отличительной чертой его является преимущественная установка на непроизвольное запоминание (которое обеспечивается созданием на занятиях атмосферы эмоционального подъема),сопровождение речевой коммуникации паралингвистическими средствами, максимальным использованием ритмических и музыкал$ьных особенностей реплик и высказываний.

В применении вышеуказанных приемов в организации непрерывного неформального общения на занятиях реализуется принцип двуплановости: доминантной деятельности учащихся является общение, в то время как для учителя каждое занятие направлено на достижение конкретных учебных целей. Иными словами, учащиеся не осознают, что они учатся, в силу того что создается сильная иллюзия реальной коммуникации.

Интенсивный метод, объединяющий, как это ни парадоксально, учебную ситуацию с реальной коммуникацией, базируется на высокой мотивации общения. Мотивация достигается, в частности, использованием игровых стимулов, включенных во все виды учебных материалов.

Интенсивная ме$тодика отвергает дозированное и постепенное введение лексики, исходя из того положения, что резервы человеческой памяти значительно шире, чем принято считать традиционно, если при этом учитывать создание определенных условий, обеспечивающих запоминание как на сознательном, так и п$одсознательном уровнях. Еще одна особенность интенсивного метода-опора на родной язык. Параллельное представление дилогического текста- на изучаемом и на родном языках- не просто снимает проблему понимания, но способствует ускоренному овладению материалом.

Использование опоры на родной язык создает благоприятное впечатление Посильности, доступности изучаемого языка. Кроме того, нельзя не учитывать и развивающий характер работы с опорой на родной язык: учащиеся исподволь отмечают те случаи совпадения или несовпадения единиц и структур, которые составляют специфику языка.

Популярность интенсивного метода большой мере объясняется его высокой результативностью, которая достигается за счет факторов, описанных выше. Учащиес$я уже на начальном этапе обучения успешно овладевают речевыми умениями и навыками, большим объемом языкового материала, что в свою очередь служит воодушевляющим стимулом и открывает перед ними новые горизонты.

Новая лексика и речевые конструкции вводятся через речь учителя. Важно обеспечивать сознательное сопоставление с нормами родного языка. Новый материал $рекомендуется вводить не в готовой форме, а выдвигая перед детьми логическую задачу, решая которую дети должны проанализировать то или иное речевое явление в родном и изучаемом языке с тем, чтобы самостоятельно определить правило языка. Для большей наглядности учитель может использовать ( помимо картинок альбома) игрушки и предметы обихода. На занятиях необходимо создавать ситуации, во время которых дети будут вынуждены повторять новые слова или выражения за учителем несколько раз, т.е. это повторение должно быть коммуникативно оправдано, осмыслено и принято ребенком, а не просто заучено. Для усвоения новой лексики используются упражнения с карточками (см. ниже описание типового порядка усвоения новой лексики) и игры с правилами. Игры с правилами служат также для повторения пройденного материала. Новые конструкции и выражения рекомендуется изучать с использованием имеющихся в комплекте карточек и масок в ролевых играх, сюжеты котрых задаются рисунками к данному занятию. Предлагаемые ролевые игры направлены на формирование у детей навыков самостоятельного решения простейших коммуникативных задач на английском языке.

$

Все занятия и упражнения для детей по своему характеру подразделяются на: индивидуальные (с использованием рисунков в альбоме и разрезных карточек); парные (используя рисунки, сделанные детьми самостоятельно, и$ли готовые карточки); коллективные (подвижные игры, основанные на активном применении изучаемой лексики; движение с одновременным произнесением стихотворений; ролевые игры с использованием карточек или масок).

Для усвоения новой лексики предлагается следующий типовой порядок:

1. Учитель берет набор карточек(игрушек) с изображением предметов)$, названия которых дети изучают. Показывая и называя по очереди карточки, добивается многократного повторения этих слов хором.

Затем раздает карточки детям. Ребенок, получив карточку, повторяет название предмета. Далее учитель произносит изучаемые слова, дети слушают, и ребенок, у которого находится соответствующая карточка, должен узнать свое слово, поднять карточку, показать остальным и произнести это слово (вместе со всеми или индивидуально с помощью учителя.

$ 2. Дети показывают свои карточки друг другу. Учитель контролирует (поправляет) правильность произношения новых слов. Затем дети меняются карточками. Этап работы повторяется 2-3 раза.

Задания на начальном этапе обучения можно формулировать на русском языке, постепенно переходя на английский, используя лексику и выражения из пассивного словаря.

После изучения очередной темы дети вырезают значки из вкладыша и наклеивают их в альбом.

А теперь разберем, как можно работать с детьми младшего возраста по теме «Family»

$ Методическое пособие для работы с детьми младшего

возраста

Тема: «Fаmilу»

1.3адачи:

$1) Введение новых слов: mum, dad, Ьrоthеr, sister, grandma, grandpa

2)Вводим притяжательное местоимение mу и речевую структуру

this is my dаd, my family.

3)Активизация вопроса «who this»?

$4)Введение модели: my dad is сlеvеr и прилагательных strong, happy

sad, Kind

2. Работа по теме: показываем картинки или фотографии с

$ изображением своих родственников. Объясните, что вы хотите

рассказать о своей семье. This is my mum. This is my dad.

Подскажите значение структуры this is my… Далее повторите

рассказ и после этого дети должны сами назвать требуемого члена$

семьи. Повторите фразу еще раз вместе с детьми.

3.3акрепляем новые слова: my dad, my mu$m, my brоthеr, my sister с

использованием карточек с изображением членов семьи. При

дальнейшей работе дети также называют членов семьи, добавляя my.

4. Закрепление нового материала.

Работаем в альбоме. Дети открывают свои альбомы и соединяют

линией родственников, произнося This is mу…/dаd/..Далее$

покажите детям свой альбом с выполненным заданием. Показывая

«своего» родственника, говорите: This is mу…/grаndра/

$

5. Далее составляем рассказ по картинке. Покажите заготовленный

дома рисунок или фотографию с изображением членов семьи.

Предложите детям помочь рассказать о семье. Дети стоят вокруг

стола yчителя, и кажд$ый из них называют одного члена семьи,

одновременно показывая его на рисунке.

5.1 Далее вводим модели my dad is clever и прилагательные strong, happy, sad, Kind.

Пользуясь фотографиями ваших родственников, расскажите детям о своей семье.$ Поясните, кто в семье умный, а кто красивый, кто сильный, а кто слабый.

5.2 Закрепляем фразу с использованием фотографии или карточки проговаривая фразу о каком-либо члене семьи. Дети слушают, находят у себя карточку, поднимают ее вверх, произносят: my dad is strong too.

6. Далее проведем игру “Продолжим” Закрепим слова еще раз делая паузу перед прилагательными ( с опорой на картинку). Дети стараются после паузы продолжить вместе с вами. Вы произносите первую половину фразы (my dad… – дети хором заканчивают фразу (…is strong)

$7. Теперь предложите детям рассказать о своей семье. Дети работают в парах со своими наборами карточек, помогая и дополняя рассказу соседа.

8. Как закрепить материал? Работ$аем в альбоме. Дети открывают свои альбомы, с нарисованными персонажами owl, tiger, bear и т.д. Используйте whos this? называйте по очереди изученные прилагательные. Дети, глядя на рисунок в альбоме, определяют, к какому персонажу это прилагательное в альбоме подходит, закрашивают его и рассказывают о нем. Например: Owl is clever, tiger is happy, bear is strong.

Далее можно используя фотографии или картинки активизировать пройденные слова, вы называете члена семьи, изображенного на картинке, ребенок должен догадаться, каким является называемый персонаж, подходит ли он к присвоенному ему слову-прилагательному, и выполнить необходимые$ действия.

На уроке можно предложить детям по очереди показать свои рисунки и охарактеризовать изображенных на них персонажей: My brother is clever. My sister is sad

Дальше работаем в альбоме. Вы произносите имя одного из персонажей на рисунке, например Mary, и скажите: $This is Mary, объясните детям, что вы будете выступать в роли Mary. Показывая на папу Mary, произносите: This is my dad. He is strong (mum-she-beautiful, brother-he-happy) Объясните детям (жестами) значение слова beautiful.

$Повторите свой рассказ, произнося только первую фразу и часть второй (This is my dad. He is…) Дети должны закончить фразу , He/she-strong-beautiful, happy.

Используйте типовой порядок закрепления слов he/she… Проведите упражнения на дифференциацию местоимений he/she. С этой целью показывайте поочередно карточки (рисунки) с изображением мужчины или женщины (девочки или мальчики). Далее берем карточки с изображением членов семьи, организуйте детей в полукруг, раздайте каждому по одной карточке, показывая изображенного на ней члена семьи и добавляя его характеристику (he /she$ isstrong, mumbeautiful, bother happy, grandpaclever, grandmaKind) Ребенок получая карточку, должен запомнить характеристику своего персонажа и изобразить ее жестами и мимикой, называйте по одному родственнику, подскажите детям жестами, какая характеристика подходит этому родственнику. Дети должны сказать: He/she is happy (например).

Далее вводим новую лексику (Marys m$um), задаем каждому ребенку вопрос: whos this?, показывая при этом на его карточку.

$ Сами ответьте: Marys mum, например. Продолжите рассказ о других членах семьи. Повторите опрос. Дети должны отвечать вместе с вами, а потом самостоятельно. Попросите детей догадаться, что означает Mary’s dad/mum

Покажите детям еще раз карточки членов семьи Mary и дайте полное описание из: This is Marys dad. He is strong. Показывая на себя, добавьте: I am strong, too. Дети хором повторяют последнюю фразу. Если ребенок забыл, каким является его персонаж, помогайте ему вопросами типа: Is he/she strong? Для закрепления лексики разучиваем рифмовку

“I have$ a mother, I have a sister

I have a brother

Father, mother

Sister, brother

Father, mother

$Sister, brother

Hand in hand

With one another”

При разучивании рифмовки используйте известные формы работы: жесты, мимику (карточки с персонажами. Дальше работаем в альбоме называем имя персонажа, дети находят его, запрашивают и рассказывают друг другу (с помощью учител$я), какой он (красивый, смелый, добрый, счастливый)

Домашнее задание: Раскрасить дома рисунки в альбоме, наклеить значок изученной темы.

Как проверить домашнее задание. Повторяем лексику по теме “Family” и просим детей показать свои рисунки, дети показывают рисунки и описывают их: mother is Kind, sister is happy, dad is strong.

Таким образом, дети повторяют лексику, рифмовку. Дома, вырезают картинки изученной темы и прикле$ивают их в альбоме.

$

$

Список использованной литературы

$1) Макиенко Е.И. Английский для детей младшего возраста. – Волгоград, 2009.

2) Боровикова М.Е. Английский для детей. – Москва, 2005.

$ 3) Английский язык для девочек и мальчиков. – Киев, 2007.

4) Шишкова И.А. Английский для малышей, – Москва, 2007.

Еще записи

Leave a Comment