Некоторые приемы развития творческих способностей школьников на уроках английского языка

МБОУ гимназия № 2

Асиновского района Томской области$

Статья

$«Некоторые приемы развития творческих способностей школьников на уроках английского языка»

подготовила

учитель английского языка

Сурикова Людмила Григорьевна

$

г. Асино

2012

Когда школьники приступают к занятиям английским языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса. Новизна предмета не оставляют детей равнодушными. Известно, что дети на первых уроках занимаются с большим интересом и верой в успех. Но со време$нем интерес значительно ослабевает. Возникает вопрос: почему? Как добиться того, чтобы интерес был постоянным и устойчивым? Задача учителя - выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ребенку проявить свою активность, свое творчество. Развитие творческих способностей обучающихся многократно увеличивает интерес к предмету. Интересные формы проведения урока располагают к определенному эмоциональному настрою школьников, что значительно облегчает дальнейшую работу над языковыми и грамматическими аспектами английского языка. Разучивая, воспроизводя, инсценируя реальные жизненные ситуации, стихи, пословицы, песни, сказки на иностранном языке, обучающиеся приобщаются к культуре страны изучаемого языка, овла$девают коммуникативным минимумом, достаточным для осуществления повседневного иноязычного общения. Школьники с огромным интересом, любопытством относятся ко всему, что связано со страной изучаемого языка: истории, культуре, искусству, нравам, обычаям, традициям, укладу повседневной жизни народа. Желание поближе познакомиться с реалиями США и Великобритании велико. Это$т интерес, любопытство способствует развитию творческого потенциала ребенка.

Созданию творческой атмосферы на уроке помогают специальные педагогические приемы. Некоторые из них я использую в своей работе. Так, например, элементы неожиданности или сюрпризы на уроке могут развивать творческую активность обучающихся$. Все экспромты на уроке должны быть заранее подготовлены и продуманы. Например, на урок, где говорится о продуктах, приходит повар (ученик старшего класса) «What would you like for lunch?». Может появиться почтальон с письмом. Или вдруг заходит заранее подготовленный «an English student» и начинается разговор о школе и любимых предметах, или инопланетянин, космонавт. Важным приемом творческой деятельности является чувство удивления, неожиданности, новизны, а также готовность принять нестандартное.

$ Ролевые игры успешно пробуждают и развивают фантазию школьников, выполняя важную роль в развитии творческих способностей детей. На различных этапах урока можно использовать ролевые игры.

Урок начинается с фонетической зарядки, можно провести её в занимательной форме: в гости к детям приходят сказочные персонажи и проводят свои фонетические упражнения, например, мисс Чэттер. Кто-нибудь из ребят надевает шляпку, берет зонт и изображает мисс.

На этапе предъявления нового материала можно тоже играть. Так при изучении темы «Одежда» можно выбрать продавцов и покупателей с диалогами ”Покупки”. Играя, школьники легко и с удовольствием усваивают новую лексику$ по теме.

Для активизации лексического материала при изучении, например, темы «Моя квартира» на уроке можно разыграть ситуацию: "You have a new flat. Your friends help yo$u to arrange all the furniture in the living-room".

При обучении грамматическим навыкам, например речевому образцу "Is this Vanya?” можно использовать хорошо известную игру «Hide- and- seek».

А если вместо пассивного механического зазубривания программной темы, использовать, например, синквейн, то результат будет намного успешней. Данный прием можно успешно применять при работе над любой темой и на любом этапе обучения иностранному языку. Кроме того, хоть он и является рефлексией, его можно использовать в качестве приема активизации лексических единиц в речи обучающихся или при составлении краткого$ рассказа по готовому синквейну с использованием  слов и фраз, входящих в его состав. Jeopardy Game сделает объяснен$ие любого сложного материала более интересным, будет стимулировать детей с разными способностями, поможет закрепить лексический и грамматический материал. Ребятам необходимо давать возможность фантазировать и творить, у них это всегда получается лучше, чем у нас взрослых.

Еще одним эффективным приёмом является использование пословиц, стихотворений и рифмовок. Их можно использовать в фонетической зарядке, при предъявлении лексических единиц, при изучении грамматики, поскольку эта форма наиболее удобна для запоминания и фонетической отработки материала. Заучивание и сочинение небольших по объёму стихов и рифмовок не требует от детей больших усилий для усвоения языкового материала.

$ Другим распространенным приемом развития творческих способностей школьников может быть проектная деятельность. В процессе работы над проектом происходит развитие всех видов речевой деятельности. Программы всех УМК предполагают выполнение проектов, начин$ая уже с 2 класса. Конечно, сначала это простые работы: закладки с загадками, пословицами, открытки с поздравлениями, книжки с иллюстрациями (The ABC), но постепенно они усложняются, совершенствуются: “My book about my friend”, “Well visit fairy land next holidays”, “Modern Fashion Magazine for Stars” и др.   В Интернете можно найти любую необходимую для проекта информацию.

Творческие исследования “The Wisdom$ of English Proverbs”, “The grammatical basis of English proverbs”, “English in our life” увлекли моих реб$ят и со временем преобразовались в научно-исследовательские работы.

В настоящее время огромное количество сайтов предлагают конкурсы для школьников по различным предметам. Сайты eidos.ru, vot-zadachka, snail.ru, mir-konkursov.ru, unikru.ru дают детям возможность участвовать в дистанционных конкурсах и олимпиадах. Участие в разнообразных конкурсах, олимпиадах, форумах, викторинах обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у школьников, необходимых для дальнейшей самореализации и формировани$я личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, преодолеть языковой барьер, выявить свой творческий потенциал.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Л.Е. Журавлева, М.А. Петрова, К.С. Челышева. Развитие творческой личности // Одаренный ребенок, 2003, №5, с.54-56

  2. $ Мартьянова Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка // Иностранные языки в школе,1999, №4, с.21-22

  3. $ Теслина О.В. Проектная форма работы на уроке английского языка.// Иностранные языки в школе,2002, №3, с.41-45

  4. Е.А.Маслыкова, П.К. Бабинская. // Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск «Высшая школа» с.299-231

$

$

вариант оформления последнего листа работы

Список использованной литературы

$1. Иванов Б.А., Петров В.И. Литература. 10-11 класс. Ч.2.- М.: ООО «Обучение», 2006.

$2. Григорьев М.И. Анализ стихотворного текста – М.: «Ученик», 2003.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. Видеокассета «Культура России. Серебряный век», 2006 г.
2. Иванов И.С. «Великая Россия», CD, 2007 г.
3. Петров Т.И., песня «Россия» (сл. И.Морковкина, муз. А.Зайкиной)
4. http$://sitename.ru


Post Comment