Описание опыта работы Тема "Развитие коммуникативных УУД на уроках английскго языка в рамках ФГОС НОО"

Обобщение опыта

по теме: « Формиров$ание коммуникативных учебных действий в рамках ФГОС НОО на уроках английского языка на начальном этапе»

учителя английского языка

$МБОУ Кагальницкой СОШ №1

Аристовой Елены Валерьевны

1.Актульность темы

Интегративной целью обучения иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.

Элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого иностранного языка в устной и письменной форме в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для младшего школьника. $Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а приобретает характер сотрудничества — совместной работы учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Всё это придаёт особую актуальность задаче формирования в начальной школе всех четырёх видов УУД

$Универсальные учебные действия - это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося,$ обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса

2. Содержательный компонент опыта
$Подробнее рассмотрим коммуникативные действия, которые обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. 

Коммуникативные УУД$ - это социальная компетентность, коммуникативное взаимодействие, что наиболее эффективно развивается именно в рамках данного предмета.

 Как сформировать УУД? Ясно одно - формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по - старинке. Нельзя научить ребенка общаться, учиться, организовывать свою работу, не ставя его в активную позицию, не обращая внимание на развивающие задачи. Просто лекциями и пересказыванием учебника не обойтись… Конечно, помогает УМК.

$На протяжении 7 лет я работаю по УМК М.З. Биболетовой “ Enjoy English 2-4” . Я считаю, что содержание учебного $материала, принципы и методы обучения в полной мере соответствует требованиям ФГОС НОО.

В рамках обучения колоссальную роль приобретает коммуникативная деятельность учителя при взаимодействии с учащимися.

Обучение коммуникативным умениям происходит во взаимосвязи, начиная с первых уроков. На протяжении начального курса коммуникативные ууд развиваются в пределах тематики, задания приобретают более творческий характер и к завершению начальной ступени учащиеся успешно выходят на уровень владения коммуникативными умениями.

Рассмотрим коммуникативные учебные действия , которыми должен овладеть выпускник начальной школы по предмету « Иностранный язык»

.

$Младший школьный возраст является благоприятным для $формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.

Формы работы на уроке могут быть разнообразными: парная, индивидуальная, групповая.

Хочу выделить следующие преимущества совместной (групповой)  работы:

$ - как показывает практика, возрастает объем и глубина понимания усваиваемого материала;

- на формирование знаний, умений и навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

- возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

- возрастает сплоченность класса;

- ученик более точно оценивает свои возможности;

- дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт и так далее;

- желание вступать в контакт с окружающими;

$ - знание правил и норм, которым необходимо следовать при общении с окружающими;

- умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе.

Работа в парах или группах помогает организации общения, так как каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Готовясь к уроку я стараюсь придерживаться следующих рекомендаций:

$ Рекомендации по развитию коммуникативных универсальных учебных действий:

1.     Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие  вопросы.

2.     Не бойтесь «не стандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала.

3.     Составьте для учеников алгоритм пересказа текста, материала с опорами.

$ 4.     Организовывая групповую работу, напомните ребятам о правилах ведения дискуссий беседы.

5.     Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу, переспрашивать, уточнять.

6.     Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

3. Методологический компонент опыта

Можно много говорить о технологиях обучения. Каждая хороша по-своему. Но я считаю, что любая педагогическая технология должна быть переосмыслена учителем и окрашена творческим, эмоциональным отношением к своему делу и искренней любовью к детям.

$1. Коммуникативные УУД формируются, когда:

- ученик учится отвечать на вопросы;

- ученик учится задавать вопросы; $

- ученик учится вести диалог;

-ученик учится пересказывать сюжет;

- учащихся учат слушать; перед этим учитель обычно говорит: «Слушаем внимательно».

2. Технология будет работать если:

$3. Использование современных образовательных технологий

В моей «педагогической копилке» есть много технологий по формированию коммуникативных ууд. Наиболее применяемые мною представлены в таблице$

4 . Соблюдение этапов деятельности учащихся

Формирование любых умений, в том числе и универсальных учебных действий (УУД) возможно лишь в деятельности, которая проходит через следующие этапы:

4. Практический компонент опыта

1$ Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.

В УМК « Английский с удовольствием» представлен широкий спектр заданий , направленных на формирование коммуникативных ууд.

В устной форме формирование коммуникативных ууд осуществляется в виде монолога и диалога посредством со$здания ситуаций для общения в пределах изучаемой тематики, важно создать на уроке коммуникативную потребность в использовании и выборе лексических единиц и речевых клише.

Я применяю набор ситуативных карточек. Приведу примеры некоторых.

Формулировка коммуникативной задачи может быть и на английском в зависимости от возрастной группы. Коммуникативные задачи должны соответствовать по своему содержанию тематике изучаемого материала.

Расскажи о любимом животном.

Познакомься с зарубежным другом.

Какие вопросы ты можешь задать. Что расскажешь о себе?$

Какое время года ты любишь? Почему?

Рр

$

2 Также для более непосредственного восприятия изучаемых лексических единиц и речевых клише я использую коммуникативные и ролевые игры

коммуникативные игры $ направлены на развитие устного общения, является то, что в данных упражнениях речевая деятельность рассматривается в социальном контексте с учетом темы разговора, отношений между партнерами по общению, места и времени действия, учета предварительных знаний о своем собеседнике и т. д., что способствует приближению процесса обучения к реальной жизни.

Игры принято делить на языковые, коммуникативные, ролевые и деловые.

Языковые игры, как следует из названия, предназначаются для развития умений и навыков на материале разных знаков языка — от слогов до микротекстов. К играм такого характера относятся лото, кроссворды, игры с кубиком, карточками, лабиринты, составление слов/предложений и др.

$Языковые игры предназначаются для начального этапа и представляют собой разновидность упражнений в парной или групповой работе с целью закрепления и активизации языкового материала, а также обучения несложным высказываниям.

Коммуникативные игры обучают общению в форме репродуктивно-продуктивных упражнений. Они ситуативно-обусловлены и связаны с реализацией одного-двух речевых намерений. Наличие ролей в этих играх необязательно. Основными характерными чертами всех ролевых игр являются:

а) наличие проблемы, лежащей в основе игры;

б)наличие определенных персонажей/ролей, имеющих разное отношение к обсуждаемой проблеме;

в)наличие проблемной ситуации, которая содержит в себе $условия когнитивного конфликта.

Ролевые игры способствуют формированию следующих умений:

принять и исполнить роль;

ориентироваться в ролях партнеров;

выбирать языковые средства в соответствии с ситуацией;

проводить и отстаивать свою точку зрения;$

склоняться к компромиссу;

предусматривать конфликт и находить пути для его устранения;

формулировать проблему и предлагать пути ее решени$я;

менять тактику своего поведения;

владеть стратегией общения (уместно употреблять речевые и этикетные формулы; знать формулы обращений; уметь выражать благодарность, просьбу, согласие, возражение и др.);

Ролевая игра предполагает наличие трех этапов: подготовительного, проведения игры, контроля.

Моим ученикам больше всего нравятся игры « Я знаю слово по теме», « Отгадай»,

« В зоопарке», « В магазине», « Верно или неверно», « Что пропало», « Кто исчез», « Лото» и т.д

3. В письменной речи о сформировании коммуникативной компетенции можно говорить, когда учащийся способен заполнить анкету, может написать письмо или составить кроссворд , загадку или рассказ с опорой на образец.

Для развития коммуникативных учебных действий как нельзя лучше подходят проектные $работы. Детям нравится работать совместно в группах. Творческая работа их увлекает. Темы для проектной работы могут быть самыми разнообразными.

Класс

$

Тема

2

Проект «Новогодняя открытка»

2

Проект «Иллюстрация к сказке»

2

$

Проект «Мой друг»

2

Проект « Моё любимое животное»

$

2

Проект « Что я могу»

3

Проект «Письмо Санте».

3

Проект «Подарок на день рождения».

3

Проект « Любимое время года»

3

Проект « Меню»

$

3

$Проект « Лучший друг. Это кто?»

4

Проект «Dream house».

4

Проект «Let’s write a fairy tale!».

4

$

Проект «MFM (Modern fashion magazine) for Stars».

4

Проект «Diploma».

5. Результативный компонент опыта

Анализ изученной литературы, свой собственный опыт позволили мне разработать систему оптимальных методов и приемов развития коммуникативных способностей учащихся начальной школы на уроках английского языка.

Для полу$чения результатов было проведено наблюдение за изменениями в содержании речевой деятельности на иностранном языке у учащихся. Наблюдение проводилось в соответствии с выделенными критериями оценки речевой деятельности в период с 1 сентября 2012 по 1 марта 2013 г (Таблица 1).

Результаты показали положительную динамику развития коммуникативных навыков у учащихся в диапазоне от второго класса к четвертому (Таблица 1, Диаграмма 1).

Как видно из диаграммы, ре$бята сделали кто маленький, а кто большой шаг вперед в развитии своих коммуникативных способностей.

Кроме того, показатели качества обучения ( Диаграмма 2) в течении учебного текущего года говорят о практической целесообразности применения вышеперечисленных методов, форм, приёмов и технологий по формированию коммуникативных ууд

Таблица 1

п/п

$

Критерии оценки

$2 классы

3 классы

4 классы

I

$

умение понимать на слух иноязычную речь и адекватно реагировать на неё

58%

60%

68%

$

II

умение решать реальные коммуникативные задачи, которые возникают на уроке в процессе реального общения (поздороваться, извиниться, попрощаться и т.д.)

60%

62%

88%

III

умение вести диалог с одним или несколькими собеседниками с целью обмена информацией, побуждения собеседника к действию

57%

$

60%

70%

IV

логично и последовательно высказываться в связи с ситуацией общения, используя при этом элементы повествования, описания, рассуждения

45%

45%

$47%

V

строить осмысленные самостоятельные творческие высказывания

$

37%

40%

56%

$Диаграмма 1

Диаграмма 2

Вывод:

Анализируя проделанную работу и имеющийся педагогический опыт можно сделать следующие выводы:

  1. За$нятия по английскому языку в начальной школе способствовали развитию коммуникативных способностей учащихся. В этом смысле сделаны первые шаги по воспитанию ученика как иноязычного речевого партнера, обладающего коммуникативной компетенцией, через использование игровых технологий и личностно-ориентированный подход к обучению.

  2. Результатом проведенной работы являются несколько методических рекомендаций к курсу английского языка в начальной школе:

    • в целях совершенствования преподавания иностранного языка считаю необходимым вести дальнейшую разработку новых методических приемов

    • $систематически, а не эпизодично применять на уроках игры, творчески направленные упражнения, технологии способствующие развитию коммуникативных навыков учащихся;

    • учить детей свободному общению друг с другом на английском языке в различных ситуациях.

$Список литературы

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // приказ МОН РФ от 6 октября 2009 г. №373

2. Воронцов, А.Б. / Проектные задачи а начальной школе : пособие для учителя / [А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др. ] ; под ред. А. Б. Воронцова. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).

3. Воронцов, А.Б. / Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами образовательной системы Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова (Пособие для учителя 1 класса) // А.Б. Воронцов. Пособие для учителя 1 класса. – М., Вита–Пресс, 2010. – С.– 125.

4. Карабанова О. А.

   Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12.

5. Перминова Л.М.
$   Взаимосвязь стандартов первого и второго поколений / Л. М. Перминова
// Народное образование. - 2010. - № 7. - С. 209-216.
Анализ стандартов. Существенные отличия и связи образовательно-обучающего характера.

6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли.$ Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010. - 159 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 155-158.

$

Post Comment