Развитие творческих способностей на уроках английского языка в начальной школе

Развитие творческих способностей на уроках

английского языка в начальной школе

В процессе $обучения младших школьников английскому языку все больше внимания привлекают такие методики, технологии и приёмы, которые дают положительный результат и повышают мотивацию к изучению иностранного$ языка. Наиболее значимым для младшего школьника являются межличностные отношения, стремление быть любимым и ценимым взрослыми, а также яркие зрительные и игровые образы и ситуации, которые он проигрывает на уроке. Эффективность урока повышается через развитие творческих способностей ребенка. «Цель жизни – самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность – вот для чего мы живем». Эти замечательные слова принадлежат О.$ Уальду, и я с ними полностью согласна. Творчеству во всём, как любой деятельности, можно учиться. «Начинать целенаправленное развитие творческого мышления надо начинать как можно раньше, чтобы не упустить весьма богатые возможности детского возраста»,- пишет М. Н. Скаткин. («Школа и всестороннее развитие детей» М. Н. Скаткин). Эффективность обучения достигается в том случае, если это обучение организовать в интеграции с другими видами речевой деятельности, такими как рисование, танцы, музыка, аппликация.

$

В методической копилке каждого учителя есть такие приёмы, которые позволяют ему всесторонне формировать личность младшего школьника, системно повышать результативность и интерес к изучению иностранного языка. Мне бы хотелось рассказать о тех приемах, применение которых делают процесс изучения наиболее эффективным.

1. Пальчиковые игры.

В работа$х М. М. Кольцовой доказано, что тренировка пальцев и рук является «стимулом для развития речи ребенка и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом». Я применяю пальчиковые игры с целью презент$ации новых лексических единиц и грамматического материала и в качестве динамической паузы. Технология:

  • Показ учителем игры (не заостряя внимания на незнакомые слова). Сюжет демонстрируется движениями пальцев и рук.

  • Пояснение значения новой лексики, используя картинную наглядность, жесты, мимику, звук$и.

  • Трансформация (Наполнение новым лексическим материалом)

На первых уроках во 2 классе я ввожу игру «Mr. Thumb». Здороваясь с каждым ребенком индивидуально, я отрабатываю фонетику и новую лексику. На стадии трансформации мы играем в «Mr. Forefinger», «$ Mr Littlefinger» «Ringfinger» и т. д.

2. Музыкальная деятельность.

Использование на уроке музыкальных и танцевальных пауз, песен на уроке активизирует эмоциональное и умственное развитие младшего школьника. Это способствует повышению интереса к предмету, содействует развитию музыкального слуха, памяти, снижает утомляемость. Я использую музыку и танцы как способ развития эмоций, координации движения, такта и ритма. Это может быть прекрасным способом пре$зентации нового материала, его повторения и контроля. В своей работе я активно использую лингафонный $курс Г. Доля «Happy English», базирующийся на принципах интенсивного обучения и сборник английских песен для начальной школы к УМК М. З. Биболетовой «Enjoy English».

Технология:

  • Прослушивание или чтение (хором, индивидуально)

  • Фонетическая отработка новой лексики, введение грамматики (работа с фонозаписью$)

  • Опрос лексики (работа в группах, парах)

  • Трансформация ( групповая работа, интерактив)

  • Микродиалоги (работа в парах)

3. Элементы проектной методики, анкетирование, опрос.

$ Проектная деятельность обучающихся делает учебный процесс личностно значимым для школьников, в котором он раскрывает свой творческий потенциал, реализует коммуникативные потребности, проявляет фантазию, самостоятельность, креативность. Сначала это мини-проекты в виде анкетирования и интервьюирования в парах и группах, затем – индивидуальные и групповые проекты. Например, в 4 классе (программа М. З. Биболетовой$ «Enjoy English») погружаясь в тему «Времена года и погода», я предлагаю ребятам провести мини-проект, рассчитанный на один урок «Твоё любимое время года», заполнить таблицу, обобщить результаты и сделать выводы.

Такое интерактивное и творческое задание обеспечивает многократное и обязательное повторение нового языкового материала, при этом деятельность ученика мотивирована необходимостью узнать что-то новое для себя. В результате п$олученных данных мы совместно составляем диаграмму, где разным цветом показываем, сколько человек любят то или иное время года. По такой же схеме мы работаем по темам «Книги», «Животные», «Музыка», «Спорт» и т. д. Со 2-го класса я начинаю работу над индивидуальным проектом «Разрешите представиться, это я». Это своеобразное языковое портфолио, которое ребенок собирает и оформл$яет в течение учебного года по мере изучения лексико-грамматического материала. Этот проект состоит из нескольких мини- проектов – «Привет! Это я», «Моё семейное древо», «Любимое занятие», «Моё домашнее животное», «Моя любимая еда», «Мои друзья».

$Я могу с уверенностью утверждать, что на данном этапе развивается креативная компетенция как показатель коммуникативного владения языком, активизируется взаимодействие обу$чающихся.

4. Изобразительная деятельность.

Результатом этой деятельности является создание ребенком определенного продукта: аппликации, рисунка. В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия речи детьми, так как речь приобретает практическую направленность. Покажу на примере изучения цветов во 2 классе.

We are going to draw a nice apple $tree. Show me your hands. And now paint your hands into green colour. What colour are your hands?

Let’s draw an apple tree with your hands and fingers. Do you like our tree? Is it big?(green, nice,)Wash your hands. Let’s draw some apples on it. Take your favourite colour and draw an apple. What colour is your apple? $(It is red, yellow, green,) We have a beautiful apple tree. Wash your hands.

Таким образом, задания такого рода способствуют формированию творческой активнос$ти, дети успешнее и эффективнее усваивают языковой материал. Рисунки и иллюстрации, которые создаются в результате продуктивной деятельности, выполняют роль наглядной опоры.

  1. Игровые приемы контроля сформированности лексических и грамматических навыков.

$ С целью создания благоприятной психологической обстановки и снятия тревожности я применяю игровые формы контроля.

    • Бинго (алфавит, цифры, цвета, школьные предметы, фрукты, овощи, формы глагола, степени сравнения прилагательных),

    • Кр$естики – нолики

    • Грамматическое лото (глаголы to be, to have, формы глаголов)

    • Графические диктанты

    Таким образом, результативность и качество обучения зависит от эффективности применяемых учителем приемов, техник и методик. У детей младшего школьного возраста есть природный интерес, любопытство ко всему новому и неизведанному. Задача учителя заключается в том, чтобы этот$ интерес поддержать и повысить мотивацию детей к изучению иностранных языков через применение продуктивных видов деятельности и современных эффективных приемов. В своей педагогической деятельности я придерживаюсь мнения великого педагога В. Сухомлинского: «Учёба становится интересной, прежде всего тогда, когда ребенок выражает себя в интеллектуальной работе, $видит результаты своего творчества, своих усилий».

    Используемая литература:

    Г. Доля «$Happy English», г. Дубна,1992 г.

    Н. Д. Гальскова «Современная методика обучения иностранным языкам», Москва, 2000.

    А. Г. Штарина «Компетентностный подход в преподавании английского языка» Волгоград, 2008

    Еще записи

    Leave a Comment