Конспект урока биологии на тему "Группы крови"

Цель урока: 

Образовательная:расширить знания учащихся о группах крови человека

 Развивающая:Активизация мыслительной деятельности,  развитие творческого мышления, речи, развитие умений учащихся сравнивать, анализировать, систематизировать знания.

Воспитательная:Создание условий для отработки стиля публичного выступления. Развитие коммуникативных способностей через посредство работы в малых группах. Пропаганда  донорства к$ак гуманной акции спасения жизни людей.

Методы и приемы: прием «Допиши фразу», прием «Кластер», «Покопаемся в памяти».  «Синквейн», методы: мозговой штурм.

Оборудование: инди$видуальные листы, раздаточные карточки , тесты. УДЕ

Ход урока.

  1. Организационный момент (1 мин).

  2. Проверка домашнего задания

« Данетка»

$ 1.   Эритроциты.- красные кровяные клетки.

2. Процесс пожирания инородных тел лейкоцитаминазывается фагоцитозом

$3 Гемофилия -наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате несвертывания крови.

4    Белые кровяные клетки- тромбоциты

5. В свертывании крови участвуют- эритроциты

6.  Вещество, входящее в состав эритроцитов – это гемоглобин.

7 Жидкая часть крови называется плазмой

$«Угадай цифры» - УДЕ на доске

1.     90 % (количество воды в крови).

2.     15-30 ( за раз сжирают лейкоциты)

3.     380 тысяч (количество тромбоцитов).

4.     120 дней (продолжительность жизни эритроцитов).

5.     6-9 тыс ./мм3$ (количество лейкоцитов).

6.     2 литра (количество лимфы).

7.     5 млн/мм3(количество эритроцитов).

$ «НАЙДИ ОШИБКУ»

1. Эритроциты.

Эритроциты - красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мм3 их 10 млн. (5 млн.). Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра (не имеют ядер). Это клетки шаровидной (двояковогнутая лепешка) формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин - соединение белка и меди (железа). Эритроциты$ зарождаются в селезенке (в красном костном мозге), а разрушаются в красном костном мозге (селезенке).Основная функция эритроцитов - транспорт питательных веществ (газов).Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в $крови, называется тромбофлебитом (малокровием).

2. Лейкоциты.

$ Лейкоциты- белые кровяные клетки. Они мельче (крупнее)эритроцитов, имеют нитевидное (амебоидное) тело и хорошо выраженное ядро. В 1 мм3 крови их от 9 до 15 тыс. (6-9 тыс.). Как и эритроциты, лейкоциты не $способны самостоятельно передвигаться (способны активно передвигаться). Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Такой способ питания называется пиноцитозом (фагоцитоз). Кроме того, особая группа лейкоцитов вырабатывает иммунные тела - особые клетки (вещества),способные нейтрализовать любую (специфическую) $инфекцию. Изучением защитных свойств крови занимался И. П. Павлов (И. И$. Мечников).

3. Лимфатическая система.

Лимфатическая система - дополнительная к артериальной (венозной) и является частью сердечно-сосудистой системы. Капилляры слепозамкнутые и кровь (лимфа) движется по ним в двух (одном) направлениях. Лимфатическая система- посредник между клетками тела и кровью, снабжает организм кислородом и питательными веществами (освобождает от продуктов распада). $Лимфатические сосуды не имеют (имеют) клапанов. Особые образования - лимфатические узлы сосредоточены в грудной полости (по всему организму в подвижных местах). Они выполняют барьерную функцию, здесь образуются тромбоциты (лимфоциты). Состав лимфы и крови сходен $(различен).

Слово учителя:  Сегодня мы поговорим о группах крови у человека. Разделение на группы.

Рефлексия «Приветствие»

Поздороваться по английски, по русски с душой, по казахски.

У каждого на парте лежат индивидуальные «Листы учащегося». По ходу изучения нового материала вы будете заполнять эти листы.

Прием «Допиши фразу»:

«У меня  ….(?)…. группа крови. У моей мамы …..(  ?),, группа крови. У папы …(?)…группа крови».

 Анализ соцопроса (подводится тут же, можно записать на доске)

Всего- 7человек, из них:

 Знают свою группу крови

Не знают свою группу крови

Знают группу крови с$воих родителей

 

 

 

 Термин «группа крови» у всех на слуху. Ребята, что вы знаете о группах крови и что вы хотите узнать? Я предлагаю вам заполнить таблицу  (раздаточный материал)

Я знаю, что…

Хочу узнать…

$

1. бывают 4 группы крови

 

$

1. чем различаются группы крови

2. как открыли группы крови

3.резус конфликт

 В ходе сегодняшнего урока мы ответим на поставленные вами вопросы.

Мозговой штурм «Значение знаний о группах крови»:Ребята, ответьте на вопрос: для чего надо знать свою группу крови? Приведите, как можно больше аргументов.

III              Изучение новой темы. 

Загадка:
Повторяем вновь и вновь
Кислород разносит ……….. (кровь).

Выступление учителя. $С давних времен люди пытались применить переливание крови. Считалось, что переливание крови отважных и добрых людей делает других великодушными и храбрыми. Древние римляне и греки по предписанию врачей пили свежую кровь животных. Считали, что кровь гладиаторов — сильных людей, улучшит состояние здоровья больных и ослабленных.  1628 г. — Английский врач Уильям Гарвей  сделал открытие о кровообращении в человеческом организме. Папа Римский Иннокентий 8, удрученный старостью, приказал влить с$ебе кровь от троих юношей. Результат был печален. Умерли и юноши и папа. Первое удачное переливание крови от человека к человеку произвели в 1819 г. в Лондоне. английский акушер Д. Блендел применил переливание крови 10 роженицам, 5 из которых удалось спасти от смертиСпустя 13 лет  успешное переливание крови проводят и в России. В 1832 году 20 апреля в больницу привозят истекающую кровью роженицу. Молодой акушер Андрей Мартынович Вольф решается на неслыханное. Берет у мужчины кровь и переливает роженице. И получилось! Женщина спасена.Таким образом, переливание крови пытались применить издавна, но иногда оно сопровождалось успехом, а иногда приводило к гибели тех, кому переливали кровь.

 2. Открытие группы крови

         В 1901 г. немецкий ученый Карл Ландштейнер открыл три группы крови,

         а затем  в 1904 г. чешский ученый Я. Янский открыл еще четвёртую группу крови.

         Великое открытие Лан$дштейнера было в 1930 году отмечено присуждением Нобелевской пр$емии.

         Таким образом, все население земного шара имеет 4 разные группы крови.

Учёные

Открытия в переливании крови

У. Гарвей

 

Дж. Бланделл

 

Г. Вольф

 

К. Ландштеёнер

 

 

3. Схема переливания групп крови у человека.

Схема переливания кро$ви. ( прием покапаемся в памяти)

4. Донорство . Резус конфликт( объяснение учителя)

Проблема: каждый ли человек может являться донором?

Причины временного отвода от донорства:

  • 1 месяц после ОРЗ, прививок, удаления зубов;

  • 1 год после операции, рождения ребенка, татуировки или пирсинга; после рождения ребенка.

Причины постоянного отвода от донорства: заболевания крови; гомосексуальные связи; беспорядочные половые связи; употребление наркотиков; сильная близорукость$; психические заболевания; алкоголизм; гипертоническая болезнь

Анкета для учащихся:

  1. С какого возраста, на ваш взгляд, можно сдавать кровь – ...

  2. Кто не может являться донором – ...

  3. Можно ли сдавать кровь после пирсинга и татуировки – ...

  4. Планируете ли Вы стать донором в будущем? ... И если планируете, то почему 5.Какими качествами, на ваш взгляд, обладают люди, сдающие кровь –

Групповое задан$ие

Придумайте эмблему службы крови и изобразите её с помощью фломастеров или цветной бумаги.

Задание учащимся:

1. Допишите фразу:

Донор- это..

Реципиент- это..

Универсальный донор..

Универсальный реципиент-…

 

2.Обобщение закрепление изученного материала.

$Задание №1


  • Жидкая часть крови –

  • $
    Эритроциты переносят …


  • Эритроциты содержат белок …


  • Клетки, участвующие в защите организма от чужеродных тел –


  • Человек, отдающий кровь –


  • Человек, получающий кровь –


  • Универсальный донор – человек, имеющий … группу крови.


  • Универсальный реципиент – человек, имеющий … группу крови.


  • 3. Проверь свои знания: Разноуровневый тест. 3-5 мин.

Уровень 1. Фамилия ...

$

  1. С какого возраста можно стать донором?
    А) с 14;
    Б) с 16;
    В) с 18;
    Г) с 21.

  2. Открытие групп крови принадлежит?
    А) Винеру;
    Б) Ландштейнеру;
    В) Богданову;
    Г) Белоярцеву.

  3. Какие заболевания могут быть препятствием к донорству?
    А) гипертония;
    Б) ОРЗ;
    В) наркомания;
    Г) близорукость.

  4. Реципиент – это:
    А) человек, который сдаёт кровь;
    Б) резус-фактор;
    В) белок, находящийся в плазме;
    Г) человек, которому переливают кровь.

  5. Белки, от которых зависит группа крови находятся в:
    А) на эритроцитах;
    Б) на тромбоцитах;
    В)в плазме;
    Г) на лейкоцитах.

$ Уровень 2. Фамилия ...

  1. Стать донором можно с ... лет

  2. Открытие групп крови принадлежит ...

  3. Человека, которому переливают кровь, называют ...

  4. Белки, от которых зависит группа крови

Рефлексия: сейчас я хочу, чтобы вы высказались о том, что услышали на уроке. И$ начали предложение вот с этих слов

  1. сегодня я узнал… было интересно…

  2. было трудно… я выполнял задания…

  3. я понял, что… теперь я могу…

  4. я почувствовал, что… я приобрел…

  5. я научился… у меня получилось …

  6. я смог… я попробую…

  7. меня удивило… урок дал мне для жизни…

  8. мне захотелось…

Вывод: мне приятно, что вы сегодня узнали не просто много нового, но и полезного. Я буду рада, если эти знания вы будете применять на практике. И если во взрослой жизни кто-то из вас станет донором, значит, этот урок прошёл не зря.

Домашнее задание: составить кластер

$

Post Comment