Конспект урока биологии на тему "Основные отделы скелета человека"

Тема: Основные отделы скелета человека

Цель: 1. Организовать деятельность учащихся по изучению отделов скелета человека, формировать умение определять гибкость позвоночника.

2. Помочь учащимся осознать практическую и личностную значимость учебного материала, содействовать развитию у школьников умений анали$зировать познавательный объект, выделять главное, общаться.

3. Воспитывать взаимопомощь, взаимоподдержку, любознательность, активность, самостоятельность формировать навыки здорового образа жизни.

Применяемые технологии: ИКТ, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие, технология критического мышления.

Структура и основное содержание урока

Этап урока$

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организация внимания

2. Проверка ранее изученного материала

3. Усвоение новых знаний

$

$

4. Первичное закрепление знаний

$

5. Рефлексия

6. Итоги урока

1. Постановка цели

$2. Проведение тренинга «Кулечек»

Цель: снятие эмоционального напряжения

Детям предлагается выбрать 2 листа бумаги с цветом, который нравится и который не нравится. Из обоих листов бумаги делаем кулечки. В один мысленно кладем плохое настроение (цвет не нравится), сминаем и выкидываем, во второй – свое хорошее настроение и его оставляем на столах.

Предлагает выполнить интерактивные задания:

1. а) Какие вещества входят в состав костей

б) Какую роль они играют

2. За счет чего идет тот или иной рост костей

1. Чтение стихотворения:

Чтоб на кисель не походить

$На скользкую медузу

Скелет у всех нас должен быть

И он нам не обуза.

Играть в футбол, ходить в кино

И плавать в речке летом

Мы не смогли бы без него

Не будь у нас скелета.

2. Словарная работа («скелет»)

$СКЕЛЕТ (skeletos – высохший) совокупность твердых тканей в организме, служащих опорой тела или отдельных его частей и защищающих его от механических повреждений.

3. Организует работу в парах по изучению отделов скелета человека и заполнению таблицы.$

Название отдела скелета

Строение отдела

Функция отдела

Череп

Мозговой отдел = лобная кость+2 теменные + затылочная + 2 височные

Лицевой отдел = нижняя + верхняя челюсти + носовые кости + скуловые

Защита головного мозга от повреждений

Жевание, речь

$

Позвоночник

Позвоночник = шейный (7) + грудной (12) +поясничный (5) + крестцовый (5) + копчиковый (4-5)

Защита спинного мозга от повреждений , гибкость

Грудная клетка

Грудина + 12 пар ребер

Защита сердца, легких, пищевода, печени, желудка

Пояс верхних конечностей

$

Плечевой пояс = 2 ключицы + 2 лопатки

Опора для верхних конечностей

Верхние конечности

Плечо + предплечье (локтевая + лучевая) + кисть (запястье, пясть, фаланги)

Подвижность во всех направлениях

Пояс нижних конечностей

Тазовый пояс = 2 тазовые + крестец

$

Опора для нижних конечностей, защита внутренних органов

Нижние конечности

Бедро + голень (большая и малая берцовые) + стопа (плюсна, предплюсна, фаланги)

Движение(бег, плавание, ходьба)

4. Проводит музыкальную физминутку

5. Рубрика «Это интересно»$

а) Развитие скелета у зародыша

б) Число костей в теле человека

6. Организует проведение лабораторной работы «Определение гибкости позвоночника»

Оборудование: стул, линейка

«Помощник»

1. Возьмите в руки линейку и встаньте на стул.

2. Не сгибая ног, согните корпус в пояснице.

3. Измерьте расстояние между указательным пальцем опущенных вниз рук и уровнем стула.

$

Оцените результат:

Если палец опускается ниже стула, измерьте расстояние и запишите со знаком «+» (это говорит о хорошей гибкости позвоночника).

Если палец не достал до уровня опоры, измерьте расстояние и запишите со знаком «- (это говорит о недостаточной гибкости позвоночника).

Вывод: Возраст и работоспособность позвоночника определяется его гибкостью, а не возрастом человека. Так позвоночник 70-летних йогов порой «моложе» позвоночников 15-летних подростков. Доказано, что регулярные физические нагрузки оздоравливают позвоночник, позволяя его хозяину навсегда забыть о болях в спине.

1) Предлагает выполнить самостоятельно задание на интерактивной доске

2) Рубрика «Это интересно» (Гигантские ск$елеты)

Гигантские скелеты

Исторические хроники XIX века часто сообщают о находках в разных уголках земного шара скелетов людей аномально высокого роста.
В 1821 году в США в штате Теннесси нашли развалины древней каменной стены, а под ней два человеческих скелета ростом 215 сантиметров. В Висконсине во время строительства зернохранилища в 1879 году были найдены огромные позвонки и кости черепа «невероятной толщины и размера», как свидетельствует заметка в газете.
В 1883 году в штате Юта было обнаружено несколько могильных холмов, в которых находились захоронения людей очень высокого роста - 195 сантиметров, что по крайней мере на 30 сантиметров выше среднего роста индейцев-аборигенов.
Последние не делали этих захоронений и не могли сообщить никакой информации о них В1885 году в Гастервилле (Пенсильвания) в большом могильном холме был обнаружен каменный склеп, в котором находился скелет высотой 215 сантиметров На стенах склепа были вырезаны примитивные изображения людей, птиц и животных.
В 1899 году шахтеры Рурской области в Германии обнаружили окаменелые скелеты людей ростом от 210 до 240 сантиметров.
В1890 году в Египте археологи нашли каменный саркофаг с глиняным гробом внутри, в котором находились мумии двухметровой рыжеволосой женщины и младенца. Чертами лица и сложением мумии резко отличались от древних египтян. Похожие мумии мужчины и женщины с рыжими волосами были обнаружены в 1912 году в Ловлоке (Невада) в пещере, $вырубленной в скале. Рост мумифицированной женщины при жизни составлял два метра, а мужчины - около трех метров

Предлагает в тетрадях продолжить одно из предложений:

Сегодня я понял…

Теперь я могу…

$

Я приобрел…

Меня удивило…

Я попробую…

Мне захотелось…

Комментирование работы учащихся на уроке.

Выставление оценок.

Домашнее задание.

«Мало знать, надо и применять.

Мало хотеть, надо и делать».

1. Знакомство с этапами урока

Выполняют задания тренинга, предложенные учителем

Отвечают на вопросы интерактивных заданий

$

Один ученик читает вслух стихотворение

Ученики изучают ресурсы и текст учебника, заполняют таблицу.

1-я пара – скелет головы

2-я пара – скелет туловища

3-я пара – пояс и скелет верхних конечностей

4-я пара – пояс и скелет нижних конечностей

После подготовки учащиеся показывают отделы скелета на модели.

$

Делают танцевальные движения под музыку

Изучают слайды

$

Выполняют лабораторную работу в парах, оценивают гибкость своего позвоночника

Учащиеся пишут на листах ответов названия частей скелета, обозначенных цифрами.

Взаимопроверка в парах по шаблону.

Рассматривают слайды

$

Учащиеся проводят рефлексию

$

Запись домашнего задания

«Основные отделы скелета человека»

(урок биологии в 8 классе)

Учитель: Шеянов С.А.

Кокпектинский район

КГУ «Миролюбовская средняя школа»$

2014 г.

Post Comment