Конспект урока биологии в 8 классе по теме: "Осанка. Предупреждение плоскостопия"

Конспект урока для урока биологии в 8 классе по теме:

"Осанка. Предупреждение плоскостопия"

Задачи урока:

  • $

    закрепить знания учащихся о мышечной системе, строении и работе мышц

  • $дать понятия “осанка”, “плоскостопие”, познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки, нарушения свода стопы;

  • разъяснить их отрицательные последствия; развивать способности к анализу и синтезу, отрабатывать умения вести диалог, обосновывать правила гигиены;

  • воспитывать потребности в гигиенических знаниях, усилить практическую направленность изучения биологии;

  • формировать познавательный интерес к предмету

Ход урока:

    1. Организационный момент

    - приветствие

    $- проверка отсутствующих

    - проверка готовности класса к уроку

      1. Проверка ране изученного материала

      - карточки - № 1 - № 6

      -У$стный опрос (при хорошей готовности класса спросить дважды)

      а) Поясните особенности макро- и микроскопического строения костей

      б) Охарактеризуйте основные группы мышц, поясните, как осуществляется движение в суставах

        1. Формирование новых знаний

        Если полистать классный журнал, то в конце можно обратить внимание на особый раздел - листок здоровья. К сожалению очень часто там можно увидеть фразу $«нарушение осанки» Что это такое?

        Сегодня мы с вами

        • выясним, что такое осанка,

        • выясним признаки прави$льной осанки.

        • Попробуем определить причины нарушения осанки.

        • Познакомимся с понятием плоскостопие

        • попытаемся выработать профилактические $меры по нарушению осанки и плоскостопия

        Запишите тему урока: “Осанка. Предупреждение плоскостопия»

        Что же такое осанка? Осанка – привычное положение тела в покое и при движении. Человек имеет только одну присущую ему привычную осанку. Джесси Банкрофт, известный американский преподаватель физкультуры, в своей книге “Осанка школьников” пишет: “Термин осанка$ включает в себя правильное развитие изгибов позвоночника, грудной клетки, плечевого пояса и других сегментов тела, а также их взаимное расположение в вертикальном положении тела”.

        Какая же осанка может считаться правильной? Для этого давайте немного поэкспериментируем.

        Лабораторная работа. $Правильность осанки. (провести с одним-двумя учениками из класса) Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стенкой и поясницей просунуть кулак. Если он проходит – нарушения осанки есть. Если проходит только ладонь – осанка нормальная.

        Теперь давайте выясним признаки правильной осанки (смотрим на рисунок, я буду помогать – предлагаются варианты ответов на каждую позицию).

        1. $ Голова и туловище держатся (наклонно, прямо, откинуты назад)

        2. (Голова, рука, шея) слегка приподнята

        3. $(Плечи, руки, ноги) несколько отведены назад

        4. Грудная клетка (вогнута, развернута, выпукла)

        5. Плечи находятся на ($одном, разном) уровне

        6. Живот (побран, опущен, расслаблен)

        7. В поясничной области имеется (небольшой, средний, большой)изгиб вперед$

        При правильной осанке: (записать в тетрадь)

        1. Голова и туловище держатся прямо.

        2. Голова слегка приподнята.

        3. Плечи несколько отведены назад.

        4. Грудная клетка развернута.

        5. $

          Плечи находятся на одном уровне.

        6. Живот подобран$.

        7. В поясничной области имеется небольшой изгиб вперед.

        К сожалению, не у всех осанка является правильной. Существует три степени нарушения осанки

        • Внешне почти не видны нарушения, при выпрямлении человека осанка становится правильной

        • $ Устойчивые уклонения от нормы – нужна ЛФК для укрепления мышечного аппарата

        • Глубоки изменения скелета, трудно поддаются корректировке

        $ Оценивая осанку учитывают по состоянию естественных изгибов позвоночника.

        Постоянное нарушение осанки приводит к различным видам искривления позвоночника: лордозу, кифозу, “плоской спине”, “круглой спине” или сколиозу. Для каждого вида нарушения осанки характерно свое положение позвоночника, лопаток, таза и нижних конечностей (на рисунках разбираются конкретные нарушения).

        Лордоз$ – выпуклость вперед поясничного отдела позвоночника. Встречается у беременных женщин, гимнастов, профессиональных танцоров.

        Кифоз – выпуклость назад грудного отдела. Горбун из известного отечественного фильма “Место встречи изменить нельзя” страдал именно этим искривлением позвоночника. Кифоз также часто развивается у очень высоких людей.

        Плоская спина – проявляется сглаженностью всех физиологических изгибов. Часто встречается у боксеров.

        Круглая спина или сутулость – плечи опущены, голова наклонена вперед, шея напряжена.

        Сколиоз – искривление позвоночного столба вбок. Характерный признак – од$но плечо выше другого.

        Беседа. Как вы думаете, у подростков какое самое распространенное нарушение осанки и почему?

        Чем опасны нарушения осанки и искривления позвоночник$а? (Нарушением функций органов и систем прямо или опосредовано, смещение или сдавление внутренних органов; деформация и истончение хрящевых дисков начиная с 4-5 лет).

        Задачи осанки:

        1. Предохранение опорно-двигательной системы от перегрузки.$

        2. Показатель психических особенностей человека (научно доказано, что человек с хорошей осанкой более уверен в себе, более привлекает внимание окружающих). “Осанка выражает состояние души”, – говорил Карл Густав Маннергейм, генерал-лейтенант русской армии.

        Ситуация 1. Перед вами – близорукий человек, который стесняется и не носит очки или контактные линзы. Каким нарушением осанки он будет скорее всего страдать? Почему? (Сутулость. Он вынужден низко склоняться при чтении и письме. Необходимо укреплять мышцы спины).

        $ Ситуация 2. В старших классах ученик Саша увлекся математикой и поступил на подготовительные курсы, которые посещал после школы. Занятия потребовали работы с дополнительной литературой, которую Саша постоянно носил с собой (чаще в правой руке). “Как ты носишь такую тяжесть?” - удивлялась мама, попробовав как-то поднять его портфель. Однажды на занятиях физкультурой Саша пожаловался на боль в спине. Осмотрев ученика, преподаватель заметил нарушени$е осанки и порекомендовал обратиться к врачу. Какое нарушение выявил врач?

        Что в данном случае могло стать причиной искривления позвоночника?

        Ситуация 3. В 8 классе учится девочка модельной внешности – очень стройная и худая. На перемене перекусывает яблоком или грушей. Подругам хвалится, что придя домой кушает только листики салата или огурец. Запивает зеленым чаем. Родители обеспокоены – дочь становится сутулой, постоянно одергивают её, чтобы выпрямилась. А она отвечает, что нет сил выпямляться – очень устаёт. От чего может возникнуть такая ситуация?

        Каковы причины нарушения осанки?

        1. Неправильное положение за столом

        $ 2 . Неравномерная нагрузка на мышцы

        3. Неполноценное питание

        4. Неправильная манера стоять, походка

        Значит, нужно сохранять осанку при любой деятельности – сидите ли вы за партой или переносите тяжести Как же быть в данном случае? как правильно сидеть?(работа с таблицей на доске)

        1. $ В положении сидя плотно обопритесь спиной о спинку стула, старайтесь сохранить поясничный изгиб.

        2. Сидите прямо, не сгибая туловище и не наклоняя голову вперед.

        3. $

          Высота сидения не должна превышать длины голени, а его глубина должна быть не более 2/3 длины бедер.

        4. Стопы ног при работе сидя должны опираться о пол.

        5. Предплечья должны находиться в плоскости крышки стола.

        6. Расстояние от книги (или монитора компьютера) до глаз должно составлять 40–50 см.

        Как поднимать тяжести? (мини-сообщение ученика)

        1. $Не поднимай больших грузов (более 10 кг), особенно рывковыми движениями – раздели груз на части или используй подручные средства механизации.

        1. Не носи груз в одной руке.

        2. При подъеме груза обязательно старайся согнуть ноги, а не спину – это уменьшает нагрузку на позвоночник. Вся нагрузка должна ложиться на ноги, а не на спину.

        3. Не поднимай ничего на вытянутых руках, держи груз как можно ближе к туловищу.

        4. $ Избегай подъема груза в сочетании с резким поворотом туловища.

        5. Поднимая и перенося грузы, не стесняйся просить о помощи – лучше просить такую помощь, чем потом просить помощь об уходе.

        Ситуация 4. На день рождения подруги школьница Маша пошла в новых туфлях на высоких каблуках, которые выпросила у мамы. Хотя идти было не близко, и ноги быстро устали, она себя чувствовала совсем взрослой и счастливой. После праздничного стола $все пошли танцевать. Но через некоторое время из-за болей в ногах Маше пришлось отказаться от танцев и провести остаток вечера, сидя на диване в тапочках хозяйки.

        Как вы считаете, что стало причиной болей в ногах Маши?

        Плоскостопие. Для человеческой стопы характерно наличие сводов. Стопа опирается на пяточный бугор и головки плюсневых костей. Зачем нужны эти с$воды?

        Благодаря мышцам голени, спускающимся на стопу, собственной ее мускулатуре, связочному аппарату вкупе с подошвенными сухожилиями, своды обладают рессорными свойствами (амортизатор). Смягчение ударов о землю и распределение действия силы тяжести, что позволяет плавно приспособить стопу к неровностям почвы. Такая рессорная конструкция выдерживает нагрузку всего тела легче, чем плоская стопа.

        Плоскостопие – деформация стопы, которая характеризуется уплощением ее сводов(записать в тетрадь)$. Плоскостопие относится к таким заболеваниям, которые, возникнув, быстро прогрессируют. Запомните, что лечить плоскостопие гораздо труднее, чем предупредить его развитие. Первые ранние признаки – болит подошва стопы, ломит косточки предплюсны, и ноют мышцы голени. Поначалу это тупые боли, которые проходят после отдыха. Но мышцы уже сигнализируют – стопе нужна помощь.

        Профилактика плоскостопия:

        1. Не носить слишком тесную обувь.

        2. Не носить обувь на плоской подошве, оптимальная высота каблука – 3–4 см.

        3. Никаких “платформ”, подошва должна$ быть гибкой, чтобы не только папа был в силах ее согнуть, но и ребенок при ходьбе.

        4. Для уменьшения деформации стопы можно пользоваться супинаторами.

        5. Выполнять общеразвивающие упражнения и упражнения для нижних конечностей.

        6. Полезно ходить босиком по скошенной траве, морской или речной гальке.

        7. Ношение кед или кроссовок$ не более 2-х часов в день, они удобны для занятий спортом, но совсем не фиксируют голеностопный сустав и не содержат супинаторов (за исключением дорогих профессиональных моделей).

        Комплекс упражнений для физкультминутки:

        1. Сидя на стуле, одна нога вытянута вперед. Поворот стопы с оттягиванием носка по 10 раз каждой ногой.

        2. Стоя на наружных свода$х стоп, подняться на носки и вернуться в исходное положение, 6 раз.

        3. Полуприседания на наружных сводах, 6 раз.

        4. В домашних условиях:

        $ходить по валику босиком;
        – поднимать с пола карандаш пальцами ног;
        – катать мяч подошвами ног;
        – делать массаж ступней.

        Подведение итогов урока. Для чего мы сегодня так много говорили об осанке и плоскостопии? Почему это так важно? Правильная осанка и своды стопы – важнейшие факторы, влияющие на здоровье человека и требующие пристального внимания.

        4. Закрепление

        ? $Что такое осанка

        ? Каковы признаки правильной осанки?

        ? Что нужно предпринимать для красивой правильной осанки?

        ?Что такое плоскостопие?

        ?Почему важно иметь правильную осанку и своды стопы?

        5. Домашнее задание

        параграф № 15, на двойном листе выполнить лаб. раб «Выявление плоскостопия» сдать через неделю

        $

        Post Comment