Конспект урока на тему «Человечество – единый биологический вид»

Тема: «Человечество – единый биологический вид»

Цели:

  • Сформировать представление о чел$овечестве как о едином биологическом виде

  • Показать внешние признаки рас человека

  • Сформировать жизненную позицию о равенстве всех рас

$ Учебно-воспитательные цели:

  • Называть и показывать три расы человечества

  • Определять сходства и различия внешних признаков.

Ведущие понятия: раса человека, европеоид, монголоид, негроид, антропология, антропогония.

Оборудование: учебник, атлас, физич$еская карта мира, компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал: «Дневник путешественника».

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Подготовка класса к уроку, проверка готовности учебных принадлежностей.

  1. $Изучение нового материала.$

На экране (1 слайд) эпиграф к уроку, который после вступительного слова учитель зачитывает

Создал мир большим Творец:

семь морей в один конец,

И народов на пути не перечесть.

То, о чем мечтали в Йорке, -

проза будней на Майорке.$

То, что в Лондоне позор,

в Рангуне – честь.

Р. Киплинг$

Вопрос: как вы думаете, о чем пойдет речь на данном уроке? (о народах мира)

Вы правильно предложили. На уроке мы совершим путешествие во времени и попытаемся разгадать тайну происхождения людей на Земле.

Совершим путешествие в пространстве и познакомимся с различными людьми, населяющими нашу планету. Во время путешествия мы будем вести дневник. На партах у вас лежат дневники путешественников, подпишите их (Приложение 1).

Итак, тема нашего урока: «Человечество – единый биологический вид» (дети записывают в тетрадях).

Ребята, мы начнем наше путешест$вие из глубины веков. А поможет нам в этом один миф. Давайте, сперва, вспомним из истории что такое «МИФ»?

Древние люди пытались объяснить историю своего происхождения. Так сложились мифы.

Заслушаем один из них (зачитывает один из учеников) (слайд 2).

«Североамериканские индейцы, увидев бледнолицых (так они называли европейцев) и завезенных ими в Новый Свет$ из Африки темнокожих рабов, объяснили причину их появления так. Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок – это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печи. Те обуглились и стали черны, как головёшки. Так возникли негры. А потом уже боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились бледно-розового цвета. Так появились европейцы»

$Вопрос: Ребята, доказывает ли этом миф общее происхождение людей? (ответы детей о том, что все люди изначально были одинаковыми и были сделаны из одного материала - глины).

(3 слайд) Познакомимся с н$овыми для нас понятиями и отметим их в тетради.

Всё многообразие мифов о происхождении человека, названо АНТРОПОГОНИЕЙ. От греческого «антропос» - человек и «гония» - происхождение.

АНТРОПОЛОГИЯ – наука изучающая происхождение и развитие человека. От греческого «антропос» – человек и «логос» - учение.

$ Учитель: одним из ученых занимавшимся антропологией был английский натуралист и путешественник Чарльз Дарвин. Он один из первых осознал и наглядно продемонстрировал, что все виды живых организмов эволюционируют во времени от общих предков.

Так отделение ветви человеческих предков от предков обезьян произошло от 3 до 5 миллионов лет назад (4 слайд). И приме$рно 30 – 40 тысяч лет назад возник современный биологический вид – человек разумный (Homo Sapiens) в Африке и Юго-западной Азии. Постепенно люди расселились по другим материкам земного шара (прокомментировать карту на 4-ом слайде). Первыми были заселены материки Евразия и Африка. Затем древние люди проникли в северную и Южную Америку и Австралию. Не был лишь заселен материк Антарктида. Люди жили в различных климатических условиях, что привело их к постепенным внешним изменениям.

Так возникли разные по внешним признакам группы людей – человеческие расы (5 слайд с людьми различных рас).

$ Запишите в тетрадях новое понятие

Человеческие расы – это группы людей, объединенных на основании общности происхождения и некоторых внешних наследственных признаков (цвет кожи и волос, форма головы, строение лица и др.).

Итак, наступило время сделать первую запись в наших дневниках. Выполним первое задание и впишем пропущенные термины (Учащиеся под руководством учителя заполняют пропуски задания №1 в Дневнике путешественника).

$Всех людей делят на 3 большие расы (6 слайд):

  • Монголоидную;

  • Европеоидную;

  • Негроидную.

Каждую расу можно охарактеризовать по многочисленным признакам. Сейчас, работая в парах и по рядам, ваша задача описать особенности данной из рас. А результаты своей работы вы должны записать в таблицу «Расы Земли» (задание №2 в дневнике путешественника – $5 минут; для выбора расы учитель дает на выбор три жетона с названиями рас – Приложение 2).

Проверка работ – группы зачитывают результаты своей работы, остальные группы записывают ответы в таблицу. Постепенно, вместе с обучающимися, на слай$де заполняется таблица для сверки правильных ответов. (7, 8, 9, 10 слайды).

Ребята, делаем вывод. Представители разных рас различаются некоторыми особенностями своего организма, но эти различия не существенны, так никто не застрахован от болезней. Таким образом, людей могут отличать только внешний вид. Соответственно, можно уверенно сказать, сто человечество представляет собой единый биологический вид – человек разумный.

$

А как вы объясните, что представители различных рас имеют, существенные различия во внешнем облике (слайд 11)? Посмотрите на слайд и постарайтесь объяснить, что способствовало формированию рас (дети должны высказать мысль о том, что представители разных рас проживают в разных климатических условиях)?

Доказательством этому являются следующие примеры: У европеоидной расы продолговатый узкий нос, который замедляет вдыхание холодного воздуха; у представителей негроидной р$асы жесткие курчавые волосы предохраняющие голову от перенагрева палящего солнца; у монголоидов узкий разрез глаз, защищающий глаза от постоянной ветреной погоды и пыльных бурь.

Ребята, теперь я вам предлагаю посмотреть на фотографии людей, и назвать к какой расе они относятся (слайд 12).$

  1. Подведение итогов:

Ребята, на карте мира более 250 стран, несколько тысяч народов, и каждый интересен по своему, некоторые до сих пор до конца не познаны. Но важно помнить, что нравственные, интеллектуальные черты личности не зависят от того какой ты расы или национальности, а зависит от того насколько человек воспитан, образован, какой обладает волей и усердием, а также от целеустремленности.

Давайте подведем итоги по нашей теме в виде игры (физкультминутка). Вы с помощью глаз будете отвечать на мои вопросы:

  1. Сколько существует основных человечес$ких рас (моргнуть 3 раза)?

  2. Какого цвета кожа у представителей негроидной расы (зажмурить глаза)?

  3. Какой разрез глаз у монголоидной расы (щурят глаза)?

  4. Какой формы н$ос у европеоидов (посмотреть на кончик носа)?

Молодцы ребята, вы отлично справились со всеми заданиями.

  1. Домашнее задание (слайд 13):

  1. $ Проверьте себя, заполнив таблицу в задании №3 Дневника путешественника.

  2. Творческое задание: изобразите литературных героев, которые относятся к разным расам.

  3. Выучить новые понятия.

А теперь оцените $нашу деятельность на уроке: если вам не совсем понравилась тема урока и то, чем мы занимались – поднимите одну ладошку, а если вам понравился наш урок и как мы работали – поднимите две ладошки.

Использованная литература:

  1. $ Научно-методический журнал «География в школе» №2 2000 г., Изд. «Школа-Пресс».

  2. Журнал «Вокруг Света», №6 1989 г.

  3. http://xreferat.ru/18/471-2-naselenie-zemnogo-shara.html

Post Comment