Конспект урока на тему «СОСТАВ И ФУНКЦИИ КРОВИ «КРОВЬ = ЖИЗНЬ»

Акмолинская область,

город Кокшетау,

экологическая школа гимназия №13«Экос»

$ Учитель химии и биологии 2 категории

Хабарова Татьяна Валерьевна.

ТЕМА: СОСТАВ И ФУНКЦИИ КРОВИ. «КРОВЬ = ЖИЗНЬ»

Тип урока: Урок обобщение.

Вид урока: Урок лаборатория

Цель: обобщение понятий о крови ее составе, функциях.

$Задачи:

  • Обучающая: раскрыть особенности строения клеток крови в связи с их функциями;

  • Развивающие$: продолжить формирование умений учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы об особенностях строения клеток крови; отрабатывать навыки работы с тестовыми заданиями; формировать навыки публичного выступления по заранее подготовленной теме, навыки использования мультимедийного оборудования, интерактивной доски.

  • Воспитательные: воспитывать культуру речи; бережное отношение к своему здоровью. $

Оборудование: мультимедийное оборудование, интерактивная доска, видеофрагменты; таблицы: “Состав крови”; кровь в пробирке, дидактический материал; микроскопы, микропрепараты, пластилин, картон для уроков труда, флипчарт, фломастеры.

Учащиеся должны знать: особенности строения клеток крови в связи с их функциями; основные понятия урока: плазма, эритроцит, гемоглобин, оксигемоглобин, лейкоцит, лимфоцит, фагоцит, макрофаги, антигены, антитела, тромбоциты, фибриноген, фибрин.

уметь: самостоятельно подготовить сообщение по теме, используя дополнительный материал; работать с учебником и в лабораторных листах; объяснять функции клеток крови и их сущность.

Методы урока: Проблемные: частично-поисковый, эвристическая беседа.

$

Технологии: традиционная, элементы проблемной технологии, элементы информационно-коммуникационной технологии.

Оценочный лист.

Группа ______

Раздел

$

$Баллы

Максимальное колличество

$1.Внутренняя среда организма

6 балла

2.В некотором царстве

9 балла

3.Заполнение лабораторных листов

3 балла

4.Выполнение лабораторной работы

5 балла

5.Анализы

1 балла

6.Синквейн

$

3 балла

$

  1. Вступительное слово учителя. Актуализация опорных знаний учащихся.

В начале нашего урока мне хотелось бы вспомнить о зарождении жизни на Земле. Вспомните , что первые живые организмы возникли в водах Мирового океана, и средой обитания для них служила морская вода. С появлением многоклеточных организмов часть их клеток утратила непосредственный контакт с внешней средой. Скажите, пожалуйста, в какой же среде теперь существуют клетки?

/Ученик: жидкая внутренняя среда./

$Учитель:

- Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма?

Чтобы правильно ответить на данный вопрос я предлагаю вам открыть конверты , и из нужных вам карточек на своей парте составить схему «Состав внутренней среды», а один из учеников сделает это на доске.

Учитель.

Ученик на доске правильно выполнил задание, сравните свои результаты.

Ребята рассматривая компоненты внутренней среды , что мы можем сказать о лимфе?

Ученик :

(Лимфа – это компонент внутренней среды, она перемещается по лимфотическим сосудам и лимфотическим капиллярам , которые поглощают избытки тканевой жидкости. Все лимфотические сосуды образуют 1 лимфотический$ проток ,через который лимфа попадает в кровь)

Учитель:

А что мы можем рассказать о другом компоненте внутренней среды – тканевой жидкости?

Ученик:

(Тканевой жидкости около 26% от массы тела.$ Именно в ней находятся все клетки. Она состоит из 95% воды, еще в ее состав входят: минеральные соли, белки и др. органические вещества, а также кислород и углекислый газ. Из тканевой жидкости клетки получают питательные вещества и кислород и выделяют в нее продукты распада , которые поступают потом обратно в кровь и ею уносятся.)

Учитель: А можно ли назвать внутреннюю среду организма человека постоянной? /Дети – ДА!!!/

Учитель:$

Как по другому мы называем постоянство внутренней среды?

/Дети: Гомеостаз!!!/

Учитель:

Какие параметры гомеостаза или мы их еще называли биологические константы вы знаете?

/Дети: температура тела, артериальное давление, состав крови, пульс и т.д./

  1. Создание проблемной ситуации.

$Учитель: Молодцы!!!

Ребята ,а вы знаете, что с развитием науки человеческий разум все глубже проникает в тайны внутренней жидкой среды организма.

Сегодня наше занятие посвящено удивительной жидкости, самой главной из компонентов внутренней среды, которую философы Древней Гре$ции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы , ее приносили в жертву богам. Название этой чудесной жидкости - кровь. Как нельзя себе представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие вещества.

«КРОВЬ – что это?». Из чего она состоит, ее химический состав.

Ребята, я вам представляю сказку, где главные герои закодированы теми терминами , которые вы учили дома.

В некотором царстве ………$

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были законопослушные граждане. Жили они очень дружно, во всем друг другу помогали, хотя и были такими маленькими, что увидеть их можно только с помощью микроскопа. Жители разных провинций несколько отличались друг от друга внешне и отменно владели какой то определенной профессией, которую получали по наследству от своих родителей.

Жители одной из провинций были отличные воины и неустанно несли службу по защите государству от врагов. Воинов отличало большой рост и любовь к белому цвету, за что они и получили свое имя. Кроме того, воины отлично двигались, в отличие от других своих сограждан.

Среди воинов были четко распределены служебные обязанности. Одни из них были мудрыми химиками, другими беспощадными убийцами, а третьи ненасытными обжорами. Мудрые химики владели секретами приготовления химического оружия, которое легко вступало во взаимодействие с врагами и легко обезвреживало их.

$ Беспощадные убийцы были отличными разведчиками и следопытами: легко находили врагов и тут же чинили над ними расправу, беспощадно их убивая.

И, наконец, ненасытные обжоры просто-напросто поедали врагов, не давая им возможности навредить род$ному государству.

Имея такую высокопрофессиональную армию, государство было надежно защищено от вторжения чужеземных захватчиков. (слайд 1)

Ребята заполняют листы.

  1. Царство – государство - ……..

  2. Граждане - ……….

  3. Провинции - ………

  4. $ Войны - ………

  5. Мудрые химики - ………

  6. Беспощадные убийцы - ………

  7. Ненасытные обжоры - ……

  8. Химическое оружие - ……….

  9. Чужеземные захватчики - …………

Баллы:________

$

( Ответ: организм, клетки, ткани, лейкоциты, антитела, Т-лимфоциты, фагоциты, антитела, бактерии или вирусы )

Сегодня я предлагаю вам представить, что наш класс - это большая лаборатори$я , перед вами на столике представлены лабораторные инструменты, приборы, посуда – все то, что используют в лабораториях для взятия и исследования крови. Подробно об этом я расскажу на следующем уроке, а сейчас мы на мгновение станем учеными –исследователями, поэтому мы с вами одели белые халаты, как положено в настоящей лаборатории и приступим к работе!

Но чтобы приступить к исследованиям практическим нужно вспомнить о форменных элементах крови и их значении теоретически.

Что, же мы знаем об этой удивительной жидкости красного цвета, которую часто называют “носительницей жизни”?

/Далее следует краткое сообщение ученика. /

Ученик :

(Кровь – это вид соединительной ткани, межклеточное вещество которой жидкое. Кровь является одной из важнейших жидкостей в организме, так как выполняет разнообразные функции:

  • $ Дыхательную Питательную Выделительную Терморегуляторную

  • Гуморальную Поддерживает гомеостаз , т.е постоянство состава внутренней среды, Регуляторная)

Так как мы работаем в лаборатории , все полученные данные мы будем вносить сегодня в специальные лабораторные листы, отметим на них число, а в конце урока запишите тему , которую вы сформируете сами.

$ Лабораторный лист.

КРОВЬ

$

Название клетки крови

Кол-во в 1 мм3

и форма

Место образования

$

Срок жизни клетки

Место разрушения

$

Функции

Эритроциты

$

Лейкоциты

Тромбоциты

( слайд 2)

  1. Физкультм$инутка

Учитель: а сейчас минутка отдыха, прошу вас посмотреть на фигуры над доской , обведите глазками каждую фигурку , а теперь закройте глаза и осторож$но надавите на веки, тем самым мы улучшим кровоснабжение глаз и снимем усталость. (музыка + слайды)

  1. Первичное закрепление полученных знаний.

Учитель:

Ну а сейчас ученые – исследователи мы можем перейти от теоретических вопросов к практическим действиям и изучим «Микроскопическое строение крови человека и представителя Земноводных - лягушки».

Возьмите инструктивные карточки . Про$читайте цель работы и последовательность её выполнения. Если нет вопросов можно приступить к работе, соблюдая технику безопасности: будьте осторожными при работе с микропрепаратами аккуратно обращайтесь с микроскопом. (слайд 3)

Инструктивная карточка:

Цель работы: выявить особенности строения эритроцитов крови человека и лягушки

$Ход работы:

  1. Подготовьте микроскоп к работе.

  2. Установите на предметном столике микропрепарат крови человека.

  3. Рассмотрите препарат. Найдите эритроциты.

    $

  4. Запишите данные в таблицу , учитывая размеры эритроцита, форму и наличие в нем ядра

    ЭРИТРОЦИТЫ

    ФОРМА , РАЗМЕРЫ / крупные или мелкие/

    НАЛИЧИЕ ЯДРА

    человека

  5. Теперь установите на предметный столик микропрепарат крови лягушки.

  6. Рассмотрите эритроциты, крови лягушки.

  7. Запишите данные в таблицу, о эритроците, учитывая его размеры, форму и наличие в нем ядра

    $

    ЭРИТРОЦИТЫ

    ФОРМА , РАЗМЕРЫ / крупные или мелкие/

    НАЛИЧИЕ ЯДРА

    $лягушки

  8. У вас на столах лежит пластилин и картон для $моделей, используя полученные знания, смоделируйте эритроциты крови человека, лягушки.

Используя модели и данные таблиц сделайте выводы, отвечая на вопросы:

Чем эритроциты лягушки отличаются от эритроцитов крови человека?

Чья кровь переносит больше кислорода – кровь человека или лягушки. Почему?

$Вывод: Эритроциты человека и лягушки отличаются формой , размером. Эритроциты крови лягушки содержат ядро и имеют овальную форму, а эритроциты крови человека не имеют ядра и их форма двояковогнутая, такая увеличенная поверхность клетки быстрее поглощает кислород , а отсутствие ядра позволяет использовать для транспортировки газов весь объем клетки

Учитель:

Вывод сделан, прошу привести в нерабочее положение микроскопы и убрать их с рабочего места, а мы продолжаем наше исследование.

Состав крови является важной характеристикой состояния организма. Анализ крови – одно из часто проводимых исследований.

При анализе крови должны быть в норме: количество клеток крови, содержание гем$оглобина, и др. веществ, а так же СОЭ – скорость оседания эритроцитов, я уже рассказывала , если кровь предохранить от свертывания и оставить на несколько часов в пробирке, то форменные элементы крови в силу тяжести начинают оседать, в том числе и эритроциты. Они оседают с определенной скоростью: у мужчин 2-10 мм/ч, женщин - 2-15 мм/ч. С возрастом изменяется скорость оседания эритроцитов. Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) широко используется как важный диагностический показатель.

При наличии воспаления в организме:

СОЭ увеличивается. Увеличивается также и численность лейкоцитов

$ При нарушении функции красного костного мозга, недостатке в организме железа, а также при значительной потере крови возникает кратковременное или длительное малокровие (анемия).

$в крови снижается количество гемоглобина и количество эритроцитов .

Учитель:

У вас на столах лежат бланки анализов крови пациентов Нововолковской амбулатории, с учетом медицинской этики Ф.И. людей вымышленные.

Проведем медицинский консилиум

Каждая группа должна сравнить данные анализов пациентов с нормой кровяных клеток /на экране/, можно использовать карточку-подсказку определите: болен пациент или нет, и по возможности поставьте предварительный диагноз. (слайд 4)

$ Учитель: слово 1 группе :

Ученик: /Данные анализа крови соответствуют норме , мы считаем , что пациент абсолютно ЗДОРОВ!/

Слово 2 группе:

Ученик:/В данном анализе СОЭ /скорость оседания эритроцитов/ превышает норму почти в 3 раза, а количество лейкоцитов в 5 раз мы считаем, что у пациента проходит в организме воспалительный процесс и ему нужно назначить дополнительное исследование, чтобы точно поставить диагноз!!!/

Слово 3 группе:

Ученик: /Анализ нашего пациента показывает, что в 2 раза упал гемоглобин, кол-во эритроцитов также в 2 раза меньше – это наталкивает нас на мысль , что пациент потерял значительное кол-во крови , т.е у него малокровие /анемия/ - Диагнозы поставлены, верно! Медицинск$ий консилиум завершил свою работу.

  1. Итог урока.

$ Учитель:

  1. Лабораторные листы полностью заполнены, а это значит , что нами получены и теоретические и практические знания.

  2. Медицинский консилиум проведен , диагнозы поставлены.

  3. Подведем итог : вначале работы нашей лаборатории перед нами стоял вопрос : «КРОВЬ – ЧТО ЭТО?», как вы думаете, мы смогли ответить на этот вопрос?

/Ученики: ДА!!!/

Так что же такое кровь?

Ученик: /Кровь –это вид соединительной $ткани, межклеточное вещество, которой жидкое. Кровь состоит из плазмы и форменных элементов : эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов. Анализ крови – это показатель здоровья человека. Кровь самая главная жидкость в организме, без нее невозможна жизнь!!!/

Учитель: А значим мы сможем сформулировать и тему нашего урока, я предлагаю сделать это ТВОРЧЕСКИ в виде синквейна, его название КРОВЬ

I. название синквейна

II. 2 прилагательных

III. 3 глагола

IV. Цитата или яркая , красивая фраза на данную тему

V. Строка - эмоция, выражающая лич$ное отношение к теме. (слайд 5)

Пока ребята составляют синквейн учитель формирует выставку из моделей

эритроцитов.

Учитель:

Ребята в каждой вашей красивой фразе синквейна есть слово жизнь , если обобщить ваши высказывания, то получится:

$ КРОВЬ = ЖИЗНЬ!!! Это и будет темой нашего урока! Запишем ее в лабораторных листах. (слайд 6)

Отметки. Ребята подсчитывают баллы и по критериям на слайде 7 ставят себе оценки.

Домашнее задание: пар…., подготовить сообщение «Иммунитет»

Учитель: Урок закончен, всем большое спасибо.

$

Post Comment