Конспект урока по биологии в 9 классе «Кровь. Кровообращение»

областное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возмож$ностями здоровья «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»

Обобщающий урок по теме «Кровь. Кровообращение» по учебнику В.И. Сивоглазова «Человек», 9 класс

Продолжительность урока – 45 минут

Использование ИКТ – интерактивная доска Polywision, использование дистанционного пульта.

Презента$ция выполнена в Power Poin$t 2007,

количество слайдов – 31.

Локтионова Елена Анатольевна,

учитель биологии

высшей

квалификационной

категории

$

г. Курск

Цели урока:

Познавательные:

-Знать терминологию по теме;

-Называть элементы крови, описывать их особенности;

-Понимать сущность процессов движения крови по кругам кровообращения, работу сердца.

-Ознакомиться с заболеваниями сердечно - сосудистой системы и их профилактикой;

-Осознавать вред никотина, алкоголя для работы органов кровообращения;

-Уметь оказать первую помощь при всех видах кровотеч$ения;

Развивающие:

-Продолжить формирование умений учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы об особенностях строения клеток крови;

-Отрабатывать навыки работы с текстовыми заданиями и мультимедийным оборудованием.

Воспитательные:

-Воспи$тывать культуру речи;

-Бережное отношение к своему здоровью.

-Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам: табакокурению, употреблению алкоголя, понимать необходимость ЗОЖ.

Тип урока: Обобщающий. Основные методы: иллюстративный, словесны$й, частично-поисковый, практический.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Введение в тему урока.

-Ребята, какую систему органов мы с вами закончили изучать? (Систему органов кровообращения)

-Давайте вспомним, что мы изучали на прошлых занятиях, а поможет нам в этом конкурс «Термины». Я буду читать определения, а вы записываете термины.

1. Движение крови в организме. (Кровообращение) (Слайд 1)

2. Самый крупный сосуд. (Аорта) (Слайд 2)

$ 3. Красные кровяные клетки. (Эритроциты) (Слайд3)

4. Путь от правого желудочка до левого предсердия. (Малый) (Слайд 4)

$ 5. Белые кровяные клетки. (Лейкоциты) (Слайд 5)

6. Сосуды, несущие кровь от сердца. (Артерии) (Слайд 6)

7. Сосуды, несущие кровь к сердцу. (Вены) (Слайд 7)

8. Жидкая часть крови.(Плазма) (Слайд 8)

$ 9. Способность организма защищаться от инфекционного воздействия.(Иммунитет) (Слайд 9)

10. Вещество, входящее в состав эритроцитов. (Гемоглобин) (Слайд 10)

А теперь проверьте друг друга, обменявшись листиками, сверьте написанное в листике соседа с правильными ответами. (Слайд 11)

3. Задание. «Лови ошибку»

Условия: каждый ученик имеет свою карточку с текстом, в которой допущены ошибки. В течение 1-2 мин идет работа по выявлению ошибок, затем ученик зачитывает текст и комментирует ошибки.

Тексты к конкурсу «Лови ошибку».

1. Эритроциты. (Слайд 14. 15)

$ Эритроциты - красные кровяные клетки. Они очень малы. Эр$итроциты имеют ядро (не имеют ядер). Это клетки шаровидной (двояковогнутая лепешка) формы, Основная функция эритроцитов - транспорт питательных веществ (кислорода) (Слайд 15)

2. Лейкоциты. (Слайд 16. 17)

Лейкоциты - белые кровяные клетки. Они мельче эритроцитов. Не имеют ядра. Как и эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться. Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм.

4. Повторение и закрепление пройденного материала

-Сегодня наш урок посвящен удивительной жидкости, одной из главных компонентов внутренней среды. Как нельзя представить город без транспорта и телефонов,$ так нельзя понять существование человека без движения крови по сосудам.

-Ребята, дав$айте с вами вспомним состав крови. (составление схемы) (Слайд 18, 19)

5. Строение сердца. (Слайд 20)

Построение схемы.

Сердце это удивительный орган. Размером с небольшой кулак, он способен перекачивать около 5 литров крови в минуту. Кровеносные сосуды организма (артерии, вены и капилляры) представляют более 60.000 километров, этого достаточно, чтобы дважды обогнуть весь мир. Сердце бьется около 100.000 раз в день.

Так давайте вспомним, его строение.

Учащиеся получают карточки с изобра$жением сердца и заполняют схему.

Потом вместе со всем классом проверяют правильность выполнения.

6. Круги кровообращение. (Слайд 21)

Просмотр и обсуждение видео. (Слайд 21)

7. Конкурс «Прием в травмпункт» (Слайд 22. 23. 24. 25)

Каждый учащийся получает задания на карточках. Коллективное обсуждение.

Задания:

У пострадавшего сильное кровотечение из раны на правом предплечье кровь идет толчками, цвет крови – алый.

$ Ответ. Тип кровотечения – артериальный. Необходимо наложить жгут. Он накладывается на одежду (чтобы не повредить кожу) выше раны до остановки кровотечения. Жгут можно держать не более 1,5 -2 часов (чтобы не вызвать некроза). На рану – стерильная повязка. Пострадавшего необходимо доставить в медпункт.

У пострадавшего ссадина на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена.

$ Ответ.$ Рану промыть кипяченной водой или раствором марганцовки, кожу вокруг раны обработать йодом или зеленкой, можно закрыть рану бактерицидным пластырем, повязка не обязательна.

3. Определите вид кровотечения.

8. О вреде алкоголя и никотина. ( Слайд 26.27.28)

Выходит ученик и читает стихотворение:

Средь традиций самых разных

$

Есть нелегкая одна

Если встреча, если праздник,

Значит, пей и пей до дна!

Пей одну и пей другую,

и седьмую, и восьмую

Просят, давят, жмут «друзья»!

Ну, а если не могу я,

Ну а если мне нельзя?

Ну, а если есть п$ричина

Завтра утром в форме быть,

Подскажите, как мне быть?

Пить спиртное иль не пить?

- Как бы вы ответили на этот вопрос? Что делать юноше в подобной ситуации? Отказаться? Но как?

- Как вы думаете, вреден ли алкоголь для сердца?

Дело в том, что при поступлении в кровь алкоголь начинает взаимодействовать с эритроцитами (красными кровяными клетками), которые переносят кислород от лёгких к тканям, а углекислый газ — в обратном направлении, что приводит к тому что они склеиваются, в результате чего образуются тробмы, не дающие двигаться крови по сосудам. Именно поэтому упо$требление спиртных напитков нарушает работу сердца и сосудов.

Раб$ота по карточкам.

Многие подростки даже не задумываются о влиянии и последствиях употребления алкоголя на их здоровье, личность, жизнь. Они просто выпивают. «Бутылка пива — что в этом плохого? Все вокруг так делают!» И не замечают, как увлекаются. Не будь легкомысленным. Надо помнить о последствиях.

Учитель вешает на доску запреща$ющий знак.

Рассказ сердца человека о себе

Мне так плохо, так устало,

И нет уж больше сил стучать,

Наверное, осталось мало ...

Могли бы только вы понять -

Мне не хватает кислорода,

Меня так душит никотин,

А этот яд непобедим.

Мои сосуды кровяные

В дыму сгорают день за днем,

И если вы нас не спасете,

Мы тол$ько от куренья пропадем

О вреде курения сказано немало. Однако беспокойство ученых и врачей, вызванное распространением этой пагубной привычки, растет, так как пока еще значительное число людей не считает курение вредным для здоровья.

Курение - не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают всерьез.

- Как вы думаете чем опасно курение для сердца?

-  Курение $само по себе вредит здоровью сердца и кровеносных сосудов, поскольку табачный дым  содержит целый спектр вредных - токсических для многих органов и тканей веществ, основные из них: никотин, окись углерода - СО, цианистый водород, канцероген$ные вещества (бензол, хлористый винил, различные «смолы», формальдегид, никель, кадмий и др.).  Никотин, например,  нарушает тонус сосудистой стенки, способствуя её повреждениям, спазмам и образованию тромбов  в кровеносных сосудах.  Окись углерода, соединяясь с гемоглобином, образует карбоксигемоглобин, который  блокирует перенос кислорода к органам и тканям.

Работа по карточкам.

Так почему же все-таки продают сигареты в киосках? Да потому, что к сожалению, к$атегорическим запретам не всегда повлияешь на заядлого курильщика. Всякого рода самоделки, суррогаты куда вреднее, чем табак, при$готовленный в фабричных условиях. Просто запретить людям курить, наверное, еще не возможно, а вот убедить бросить курить можно.

-И какой вывод мы с вами можем сделать из вышесказанного? Стоит ли убивать свой организм алкоголем и курением?

9. Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

Post Comment