Рабочая программа по биологии. “Биология: Человек” 8 класс

МОУ «Селенгинская средняя общеобразовательная школа»

$МУ Отдел образования МО «Тарбагатайский район»

Республика Бурятия

Рабочая программа

Биология: Человек

8 класс, 70 часов

Шадрина Юлия Васильевна$

учитель биологии,

высшая категория

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.

  • на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (сборник программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев – М., изд. “Дрофа”, 2001 г. стр. 57-108), рассчитанной на 70 часов (2 урока в неделю)

  • в соответствии с учебником, рекомендованным Министерством образования Российской Федерации: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. “Биология: человек” / под ред. И.Н.Пономаревой. – М., “Вентана-Граф”, 2006г.

Программа адресована учащимся 8 класса МОУ «Селенгинская средней общеобразовательной школ»

Последовательность тем обусловлена логикой развития основных анатомических, физиологических и гигиенических понятий о человеке и способствует формированию научного мировоззрения и развитию понимания сущности человека как живого организма.

Структура курса складыв$ается из трех частей. В первой раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, дается топография органов, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится знакомство с разноуровневой организацией организма, рассматриваются клеточное строение, ткани и повторяется материал 7 класса о нервно-гуморальной регуляции органов.

Во второй части дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и эндокринной системах и их связи, анализаторах, поведении и психике.

В третьей, завершающей, части рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности: темперамент, характер, способности и др.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Среди практических работ большое внимание уделяется функциональным пробам, позволяющим каждому школьнику оценить свои физические возможн$ости путем сравнения личных результатов с нормативными.

Задачи раздела «Человек»

Обучения:

создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

  1. $обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования

  1. продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности

  1. продолжить развивать у детей общеучебные умения: умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу

Развития:

создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель

Воспитания:

способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у школьников валеологической и коммуникативной компетентностей: особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать у них независимость и способность к эмпатии

Особенности программы

  • $раздел «Размножение и развитие организма» переносится и изучается сразу после темы «Нервная система», и завершает курс тема «Поведение и психика», на усмотрение учителя.

  • увеличено количество часов в теме «Кровь. Кровообращение» . Дополнительно уделяется внимание вопросам переливания крови и группам крови, регуляции работы сердца

  • увеличено количество часов в разделе «Дыхание» на тему «газообмен в легких и тканях»

  • добавлен 1 час на изучение роли пищеварительных желез (печени, поджелудочной железы) в разделе «Пищеварение»

  • $увеличено количество часов на тему «Нервная система», более подробно излагается материал о головном мозге, о нарушениях НГ регуляции

Содержание учебной программы:

Тема 1. “Введение. Организм человека: общий обзор” – 5 часов.

Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека. Место человека в живой природе. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. Ткани. Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.

Тема 2. “Опорно-двигательная система” – 6 часов

Строение, состав и соединение костей. Скелет человека. Первая помощь при травмах. Мышцы: их строение и значение. Работа мышц. Нарушения осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы.

Тема 3. “Кровь. Кровообращение”. – 8 часов

Внутренняя среда организма. Зна$чение крови и ее состав. Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови. Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение лимфы. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Тема 4. “Дыхание” – 6 часа.

Значение дыхания. Органы дыхания. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражениях органов дыхания.

Тема 5. “Пищеварение” – 7 часов.

Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости и желудке, изменение питательных веществ в кишечнике. Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения.

Тема 6. «Обмен веществ и энергии» – 4 часа.

Обменные процессы в организме. Нормы питания. Витамины.

$Тема 7. “Выделение. Кожа”. – 6 часов

Строение и функции почек. Предупреждение их заболеваний. Значение кожи и ее строение. Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание.

Тема 8. “Эндокринная система” – 4 часа

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. $Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

Тема 9. “Нервная система. Органы чувств”. – 12 часов

Значение, строение и функционирование нервной системы. Вегетативная нервная система. Спинной мозг. Головной мозг. Как действуют органы чувств и анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Органы осязания, обоняния и вкуса.

Тема 10. “Индивидуальное развитие организма” – 6 часов

Половая система человека. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. О вреде наркогенных веществ. Психические особенности личности.

Тема 11. “Поведение и психика” – 4 часов

Врожденные и приобретенные формы поведения. Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение. Особенности высшей нервной деятельности человека. Работоспособность.$

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ:

В 8 классе проводится 9 лабораторных работ на пяти отведенных для этого уроках-практикумах:

Технологическая карта. Биология. 8 класс. 70 ч.

$

$

$

$

Тема урока/

Тип урока

Время/ дата

Элементы содержания

образования

Требования к уровню подготовки

Практическая /лабораторная

работа

Методы

$

Формы орг-ии познав. дея-ти

Средства обучения

Вид контроля

примечание

1

Введение

Урок изучения нового материала

$

1 ч.

Сущность понятий: анатомия, физиология, гигиена, психологические признаки живого

Науки об организме, место человека в животном мире

Раскрывать сущность понятий – анатомия, физиология, гигиена,

Сравнивать организм человека и млекопитающих, доказывать их родство

Беседа, рассказ с элементами лекции

репродуктивный

Фронтальная

§ 1,2

Табл.1,

стр 11

$

ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО СТРОНИЕ 4 ч.

2

Строение и химический состав клетки

Урок обобщения и систематизации знаний

Клетка – структурная и функциональная единица организма; компоненты клетки

$Характеризовать строение клетки, химический состав клетки, доказать, что клетка – единица живого,

Распознавать на таблицах органоиды клетки, схематически изображать основные части клетки

Объяснение

Работа по таблице

Объяснительно-иллюстративный

Фронтальная

§ 3

рис. 4-6

Табл. Учеб

CD Биол 8к

анатом 8-9 к$

Фронтальный опрос

Тест,

3

Ткани. Типы тканей

У-к систематизации и обобщения зн

Ткани, их виды.

Характеризовать строение тканей разных видов, распознавать разные ткани на таблицах и рисунках, сравнивать типы тканей между собой. Характеризовать основные физиологические процессы клетки

$Демонстрация микропрепаратов тканей

работа по таблице, учебнику

объяснительно-иллюстративный

Индивидуальная,

парная

$§ 4

рис. 7-10

Табл.

CD Биол 8к

анатом 8-9 к

взаимоопрос

4

Органы. Системы органов. Уровни организации организма

У-к изучения нового материала

Понятия – органы, системы органов, функции органов, уровни организации живого, нервно-гуморальная регуляция

Характеризовать строение органов и систем органов, их функции, распознавать органы и системы на таблицах и рисунках, их топографию схематически изображать органы при ответах, обосновывать важность органов и систем органов, находить связи между строением и функциями органов.

$П/Р (стр.29)

рассказ

Работа с учебником и таблицей

Репродуктивный, м.проблемного обучения

Групповая, индивидуальная

§ 5

рис. 11

Табл. Учеб

CD Биол 8к

ан$атом 8-9 к

Тест,

Индивидуальный контроль

5

Урок-практикум

Урок комплексного применения знаний

$Л/Р№ 1,2

Частично-поисковый

Индивидуальная, парная

Тест, ПР№1

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 6 ч.

6

Скелет. Строение, состав и соединение костей

У-к изучения нового материала

Значение ОДС, строение скелета. Доказать, что кость живая. Рассмотреть типы костей их строение и соединения

Характеризовать строение и функции ОДС, топография ОДС, работать по таблице, находить отделы скелета Характеризовать строение костей, находить связь между строением и функциями костей, между типами соединения костей и выполняемыми ими функциями

Беседа, объяснение

$ Объяснительно-иллюстративный

Фронтальная Групповая

§ 6

рис. 13-15

Табл.

CD Биол 8к

анатом 8-9 к

Взаимоопрс

Тест,

$

7

Скелет головы, туловища, конечностей

У-к изучения нового материала

$

П/Р (45, 46)

Рассказ, объяснение

репродуктивный

Парная, фронтальная

§ 7-8

Рис. 19-23, 24-25

CD Биол 8к

анатом 8-9 к

8

Мышцы, их строение и функции Работа мышц. Утомление

У-к изучения нового матриала

Строение мышц, виды мышц, сухожилия Процес$с работы мышц, их утомление. Труды Сеченова

Характеризовать строение мышц, виды мышц, топография разных видов мышц, связь между строением мышц. расположением их в организме и работой мышц Объяснить процесс работы мышц, процесс утомления мышц, значение тенировок мышц, значение трудов Сеченова

объяснение

беседа Работа с учебником

репродуктивный, м.проблемного обучения

Фронтальная, парная

§ 10,11

рис. 27-29

Табл.

CD Биол 8к

анатом 8-9 к

Фронта$льный опрос

Тест

9

Первая помощь при растяжении связок, вывихах, переломах.

Комбинированный у-к

Понятие о растяжениях, переломах, вывихах, приз-наки и оказание первой помощи Роль мышечных тренировок. Понятие об осанке, искрив-лениях позвоночника

Определять тип повреждения Оказывать первую помощь при переломах, вывихах, растяже-ниях,

$

Беседа, объяснение самостоят раб с учебн.

Репродуктивный, м.проблемного обучения

Фронтальная, элементы семинара

§ 9,

рис.26

Табл.

CD Биол 8к

анатом 8-9 к

$ Фронтальный опрос, индивидуа-льный контроль

10

Развитие опорно-двигательной системы

$

У-к систематизации и обобщения знаний

Развитие ОДС. Нарушения опорно-двигательной системы

Обосновывать важность физических упражнений для тренировки ОДС, для формирования правильной осанки, характеризовать вредность нарушения осанки и плоскостопия

П/Р (59, 61, 62)

Беседа

Объяснит-иллюс м.поблемного обучения

Фронтальная работа, семинар

§12,13

рис. 32-35

Табл

Фронтальный опрос

11

Урок-практикум

У-к комплексного применения знаний

Л/Р№ 3,4

Частично-поисковый

Индивидуальная, парная

Стр.66

Тест, ПР№2

КРОВЬ. КРОВООБРАЩЕНИЕ 8 ч.

12

Внутренняя среда организма. Кровь

У-к изучения нового материала

Внутренняя среда организма – кровь, лимфа, межклеточная жидкость.

Состав крови

Характеризовать состав крови, лимфы, межклеточного вещества, обосновывать связь между строением и функциями, местонахождением жидкостей в организме

Работа с учебником, лекция

репродуктвн$ый

Индивидуальная, фронтальная

§ 14

рис. 37-40

Табл. микропрепараты

CD Биол 8к

анатом 8-9 к

Фронтальный опрос

тест

13

Иммунитет

$ У-к изучения нового материла

Понятие – иммунитет, виды иммунитете, роль трудов Мечникова

Обосновывать важность иммунитета, отличать виды иммунитета, показать важность трудов Сеченова

объяснение

работа со схемами,

репродукт., м.пробл. обуч.

$

Фронтальная, консультация

§ 15

рис.

Схема Виды иммунитета

Табл.

CD Биол 8к

анатом 8-9 к

Фронтальный опрос

тест

14

Переливание крови. Свертывание крови

$У-к изученяи нового материала

Строение форменных элементов крови; группы крови, переливание крови Процесс свертывания крови в крупных и мелких сосудах

Объяснять важность процесса свертывания крови, показать механизм свертывания крови, причины плохой свертываемости, за$висимость скорости свертывания от химического состава крови Объяснять связь между строением и функциями кровяных клеток, наличие 4 групп крови, сравнивать группы по химическому составу

объяснение

работа по схемам

м.проб.обуч.

репродукт.

Фронтальная

§16

рис.

Табл.

CD Биол 8к

анатом 8-9 к

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

$

15

Строение и работа сердца. Круги кровообращения

Комбиниров.у-к

Строение сердца, работа сердца, автоматия сердца, ЭКГ БКК, МКК, лимфотическая система

Характеризовать строение сердца, топографию сердца, объяснять работу сердца, автоматию, расшифровывать сердечный цикл

объяснение

работа со схемами

объяснит-иллюст м.проб.обуч.

$Фронтальная

§ 17

рис. 41-44

Табл.

Муляжи CD Биол 8к

анатом 8-9 к

Фронтальный опрос

тест

$

16

Движение крови по сосудам. Движение лимфы по организму

Комбиниров. у-к

Строение сосудов: артерии, вены, капилляры, Понятие – кровяное давление, саморегуляция давления, пульс, скорость движения крови, пути кровообращения

Характеризовать строение кровеносных сосудов в связи с их функциями, расположение сосудов в организме, различать на схемах типы сосудов, строить схемы сосудов

П/Р (стр. 84, 88)

Работа с учебником, схемами

Рассказ

М.пробл.обуч

Групповая,

Фронтальная

§ 18,19,20

рис.

Табл.

CD Биол 8к

анатом 8-9 к

взаимоопрос

$

17

Регу$ляция работы сердца и кровеносных сосудов

У-к изучения нового материала

Регуляция работы, механизмы регуляции, нервная, гуморальная, саморегуляция

Характеризовать значение регуляции работы сердца и кровеносных сосудов

п/р (стр. 91)

Создание проблемной ситуации

репродуктивный

Фронтальная, парная

§ 20

рис.

Табл.$

Индивидуальный опрос

18

Гигиена сердечно-сосудистой системы. I помощь при кровотечениях

У-к системат. и обобщен.заний

резервы сердца, тренировка сердца. Виды кровотечения. Остановка крови.

Вред курения и алкоголя

Обосновать положительное влияние физического труда на развитие кровеносной системы, на тренировку сердца, вредное влияние на работу сердца употребление алкоголя, наркотиков, никотина, Объяснить процесс возникновения гипертонии и гипотонии. Первая помощь при остановке сердцебиения, кровотечениях

П/Р (стр 94)

Беседа, доклад ученика, дискуссия

репродуктивнй

Фонтальная семинар

§ 21,22

$рис.

Табл.

$ Фронтальный опрос

Контрольная работа

19

Урок-практикум

У-к комплк.применен. знаний

Л/Р№ 5,6

Самостоятельная работа

Индивидуальная, парная

$Стр. 99

Тест, ПР№3

ДЫХАНИЕ 6 ч

20

Органы дыхания, строение и функции

Комбинирован.у-к

$

Понятие – дыхание; строение дыхательной системы, строение легких

Характеризовать строение органов дыхания и дыхательной системы, взаимосвязь между органами дыхательной системы, топография органов дыхательной системы, распознавать на таблицах и рисунках органы дыхательной системы, находить связь между строением и функциями органов дыхательной системы

Работа с учебником

Беседа

репродуктивный

Парная

фронтальная

§ 23

рис. 52-53

Табл.

Муляж

Табл. CD Биол 8к

анатом 8-9 к

Взаимоопрос

тест

21

Строен$ие легких. Газообмен в легких и тканях

У-к изучения .нового материала

Процессы обменов газов в легких и тканях.

Объяснить процесс газообмена в легких и тканях, связь между строением и функциями капилляров, регуляцию газообмена

Работа с учебником, схемами

Объяснит-иллюст

М.пролб.обуч

$

Парная

фронтальная

§ 24

рис.

Табл. CD Биол 8к

анатом 8-9 к

Взаимоопрос

Индивидуальный опрос

22-23

Дыхательные движения и их регуляция

У-к изучения нового материала

Жизненная емкость легких, дыхательные движения – процессы вдоха и выдоха

Объяснить механизм дыхательных движений и их регуляцию, объяснять основные характеристики легких, взаимосвязь между дыхательными движениями и строением грудной полости

П/Р измерение обхвата грудной клетки

объяснение

$работа со схемами

м.проблемного обучения

Фронтальная, консультация

§ 25,26

рис.

Табл.

CD Биол 8к

анатом 8-9 к

Фронтальный опрос

Тест

24

Влияние окружающей среды на дыхание. Гигиена воздушной среды. Первая помощи при нарушении $дыхания.

У-к обобщения и систематизации знаний

Состав воздуха – содержание О2, СО2, N.

Вентиляция, воздухообмен; искусственное дыхание

Обосновать положительное влияние физического труда на развитие дыхательной системы, на тренировку легких, вредное влияние на работу системы употребление алкоголя, наркотиков, никотина, Причины возникновения заболеваний ДС. Оказывать первую помощь при остановке дыханию

П/Р определение запыленности воздуха в зимнее время

Беседа, дискуссия

Самостоят.раб с учебником

репродуктивный

Фронтальная

$индивидуальная

§ 27, 28

рис.

Табл.

Фронтальный опрос

25

Урок-практикум

У-к комплексного применения знаний

$ л/р №7

Самостоятельная работа

Частично-поисковый

Индивидуальная , парная

Стр. 120

Тест, ПР№4

$

ПИЩЕВАРЕНИЕ 7 ч.

26

Пищевые продукты и питательные вещества. Строение пищеварительной системы

У-к обобщения и систематизации знаний

Понятие о пищевых продуктах и питательных веществах. Строение пищеварительной системы

Характеризовать строение пищеварительной системы, органов пищеварительной систем, топографию органов системы, распознавать на таблицах и рисунках органы системы, находить связь между строением органов и системы

$

Беседа, рассказ

репродуктивный

Фронтальная

§ 29, 30

рис. 59-61

Табл.

Торс человека

CD Биол 8к

анатом 8-9 к

$

Взаимоопрос

Фронтальный опрос

27

Зубы

У-к изучения нового материала

Строении зубов, виды зубов, уход за зубами

Объяснять взаимосвязь между строением и функциями зубов

$

Объяснение, дискуссия

М.проблемного обучения

фронтальная

§ 31

Рис. 62-65

CD Биол 8к

анатом 8-9 к

$

28

Пищеварение в полости рта. Пищеварение в желудке.

У-к изучения нового материала

Строение ротовой полости, слюнные железы, ферменты; процесс глотания. Строение желудка, понятие о желудочном соке, рефлекторное сокоотделение

Характеризовать строение ротовой полости, функции ротовой полости, химический состав слюны, показать связь между строением и функциями зубов, Показать топографию желудка, связь между строением желудка и его функциями, строить рефлекторную дугу сокоотделительного рефлекса,

Значение работ Павлова. Характеризовать процесс пищеварения в желудке.

Л/Р Действие слюны на крахмал

объяснение

рассказ

репродуктивный, м.проблем.обуч

фронтальная

§ $32

рис. 66

Табл.

Схема строения рот. Полости

CD Биол 8к

анатом 8-9 к

Тест

Индивидуальный опрос

29

Роль поджелудочной железы, печени и кишечных желез в пищеварении

У-к изучения нового материала

Поджелудочный сок, кишечный сок, барьерная роль печени, функции соков

Обосновывать роль пище$варительных желез, роль печени, топографию пищеварительных желез, связь между строением и функциями пищеварительных желез

$

Объяснение

Репрдуктивный, м.проблем.обуч

Фронтальная

§ 33

рис. 67

Табл. CD Биол 8к

анатом 8-9 к

Фронтальный опрос

Тест

30

Кишечное пищеварение. Всасывание

У-к изучения нвоого материала

Процесс кишечного пищеварения, всасывания

Находить связь между строением и функциями кишечника, характеризовать процесс всасывания, причины нарушения всасывания

Объяснение

М.проблем.обуч

Фронтальная

§ 34

рис. 69

Табл.

Стр 112 CD Биол 8к

анатом 8-9 к

Фронтальный опрос

31

$

Регуляция и гигиена питания и предупреждение ЖКЗ

Комбинированный у-к

Роль режима питания, кулинарная обработка пищи

Обосновывать роль рацио-нального питания, кулинарной обработки пищи, гигиены питания, вредность упот-ребления алкоголя, никотина, наркотиков, необходимость профилактики ЖКЗ. Оказывать п$ервую помощь при отравлении

Беседа, дискуссия, доклад

репродуктивный

Фронтальная с элемента-ми конференции

§ 35

рис.

Табл.

Стр 115

Фронтальный опрос

Сообщение о ЖКЗ

Контрольная работа

32

Итоговый урок

У-к комплексного применения знаний

$

Самостоятельная работа

Индивидуальная

Стр. 145

Тест, ПР№5

$ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ 4 ч.

33

Обменные процессы в организме

У-к изучения нового материала

Понятие об обмене веществ, о видах обмена: воды$, мин вещ-в, белков, жиров, углеводов, их взаимосвязь Понятие о пластическом и энергетическом обменах; этапы обмена, значение, о вреде алкоголя и табакокурения

Характеризовать обмен веществ, виды обмена веществ, роль ферментов и витаминов в нем, значение обмена в жизни человека. Сравнивать виды обмена, строить схемы обмена, показать важность процесса обмена веществ

объяснение

консультация

репродуктивный

Фронтальная, элементы лекции

§ 36

рис.

Схема обменов

Табл.

Индивидуа-льный кон$троль

Заполнение таблицы «Обмен веществ»

Фронтальный опрос

34

Витамины

У-к изучения нового материала

Понятие о витаминах как в биологически активных веществах. Группы витаминов, авитаминозы и гипервитаминозы

Характеризовать витамины, группы витаминов, обосно-вывать важность витаминов в процессах жизнедеятельности организма

П/Р (стр. 151)

Работа с дополнительной литературой

Частично-поисковый

Индивидуа-льная

$§ 37

рис.

Табл.

CD Биол 8к

анатом 8-9 к

Индивидуа-льный контроль

Табл. «Витамины»

35

Нормы питания

У-к комплексного применения знаний

$

Понятие о нормах питания, суточное потребность, энер-гетические траты организма, рацион питания, режим питания школьников

Обосновывать нормы рацио-нального питания, связь между деятельностью человека и энергетическим тратами организма, между рационом питания и энергетическими тратами организма. Рассчи-тывать св$ой рацион питания.

Л/Р «Рацион питания»

Работа с учебником

М.проблемного обученя

Индивидуа-льная

§ 38

рис.

Табл.

Индивидуа-льный контроль

Зачет

36

Итоговый урок

У-к комплексного применения знаний

$

Самостоятельная работа

Индивидуальная

Тест, п$исьменный опрос

ВЫДЕЛЕНИЕ 2 ч.

37

Органы выделения. Образование мочи.

У-к изучения нового материала

Строение выделительной системы, процессы образо-вания первичной и вторичной м$очи

Характеризовать строение органов выделительной системы, топографию органов системы, распознавать на таблицах органы системы, находить связь между строением и функциями органов, процесс образования мочи, сравнивать состав первичной и вторичной мочи, регуляцию мочеобразования

Объяснение с элементами лекции

Объяснительно-иллюстративный с проблемными задачами

фронтальная

§ 39

рис. 69-70

Табл.

CD Биол 8к

анатом 8-9 к

Фронтальный опрос

Зачет

Сообщение$ о почечных заболеваниях

38

Предупреждение заболеваний почек.

Комбинированный у-к

Заболевания мочевыделительной системы, причины, последствия, возможные пути лечения

Находить взаимосвязь между заболеваниями и причинами, обосновывать режим питания

Объяснение, дискуссия

репродуктивный

Фронтальная

$§ 40

рис.

Табл.

Тест-опрос

КОЖА 4 ч.

39

Строение и функции кожи

У-к изучения нового материала

$

Строение кожи, функции кожи

Характеризовать строение кожи. Показать связь между строением и функциями кожи, роль кожи

объяснение

Работа по табл

объяснит-иллюст

Фронтальная

§ 41

рис. 71

Табл.

CD Биол 8к

анатом 8-9 к

$ Фронтальный опрос

тест

40

Нарушение кожных покровов и повреждение кожи

Комбинированный у-к

Взаимосвязь между строением кож$и и ее функциями, причины и последствия нарушения целостности кожного покрова

Объяснять важность целостного кожного покрова, последствия его повреждения

Объяснение

Рассказ

Репродуктивный, м.пролбобуч

Фронтальная

индивидуальная

§ 42

рис.

Табл.

Тест-опрос, парный опрос

$

41

Закаливание организма. Гигиена одежды

Комбинированный у-к

Понятие о постоянстве температуры, терморегуляция, перегревание и переохлаждение, ожоги и отморожения.Закаливание, факторы зака-ливания, методы закаливания; гигиенические свойства одежды

Показать значение кожи в поддержании постоянной температуры тела, способы регуляции температуры.Показать важность закали-вания, характеризовать методы закаливания, обосновывать важность гигиены одежды, положительное влияние физии-ческого труда и физкультуры на организм.

Беседа, дискуссия, доклад

репрдуктивный

Фронтальная

индивидуальная

§ 43

рис.

$Табл.

Фронтальный опрос

Контрольная работа

42

Итоговый урок

У-к комплексного применения знаний

$ Самостоятельная работа

Индивидуальная

Стр. 171

Тест, ПР№6

$

ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА 4 ч

43-44

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции

У-к изучения нового материала

Строение, топография желез секреции, различия в секреции желез. Значение желез

Объяснять разницу между внешней, внутренней и смешанной секреций

Объяснение с элементами лекции, работа с учебником

репродуктивный

Фронтальная, индивидуальная

§ 44

$рис.72

Табл

CD Биол 8к

анатом 8-9 к

тест

45

$

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма

У-к изучения нового материала

Значение желез и выделяемые ими гормоны

Объяснять взаимосвязь между гормонами и процессами в организме

Работа с учебником

Репродуктивный

М.проблем.обуч

$

Индивидуальная, парная

§ 45

рис.73-74

Табл

CD Биол 8к

анатом 8-9 к

тест

46

Итоговый урок

У-к комплексного .применения знаний

Самостоятельная рабо$та

Индивидуальная

Тест, письменный опрос

НЕРВНАЯ СИСТЕМА. ОРГАНЫ ЧУВСТВ И ВОСПРИЯТИЕ 12 ч

47

Строение нервной системы и ее свойства

У-к изучения нового материала

$ Строение НС: ЦНС, ПНС; серое, белое вещество; нервные узлы, нервы, нервные импульсы Рефлекс, рефлекторная дуга, простые и сложные рефлексы, условные и безусловные рефлексы.

Характеризовать строение нервной системы, отделов НС, находить на таблицах и рисунках отделы НС, ЦНС, ПНС, схематически изображать при ответе. Объяснить деятельность НС на основе рефлекса, строить простейшие рефлекторные дуги, распознавать условные и безусловные рефлексы

П/Р (стр. 180, 183)

$ Объяснение с элементами лекции

работа по табл

репродуктивный

Фронтальная

§46

рис. 75

Табл.

CD Биол 8к

анатом 8-9 к

Тест, индивидуальный контроль

48

$

Автономный отдел нервной системы

У-к изучения нового материала

Строение и функции вегетативной нервной системы, размещение в организме

Объяснять взаимосвязь между строением нервной системы и работой организма Характеризовать строение ВНС, ее отделов, важность ВНС, расположение в организме, находить на таблицах, находить связь между строением, функциями и расположением

П/Р Штриховое раздражение кожи

Объяснение, работа по таблице, схемам

репрдуктивный

$ Фронтальная

Консультация

§47-48

рис.76

Табл.

CD Биол 8к

анатом 8-9 к

Индивидуальный контроль, Построить рефлекторную дугу простого и сложного рефлекса

$ 49

Спинной мозг

Комбинированный у-к

Строение спинного мозга

Характеризовать строение спинного мозга, внешнее и внутреннее строение спинного мозга, находить на таблицах и рисунках отделы СМ, обосновывать важность каждого, находить связь между строением и функциями СП.

объяснение

элементы лекции работа по табл

репродуктвный, м.пробл.обуч

Фронтальная,

§49

рис. 77-79

Табл.

CD Биол 8к

анатом 8-9 к

Фронтальный опрос, тест

$ 50-51

Головной мозг

$Комбинированный у-к

Строение головного мозга, отделы гол. мозга Строение и функции к.б.п.

Характеризовать строение ГМ, внешнее и внутреннее, отделов ГМ, находить на таблицах и рисунках отделы ГМ. Обосновывать важность каждого, находить связь между строением и функциями отделом ГМ Характеризовать строение коры больших полушарий, находить связь между строением и функциями к.б.п.

объяснение

работа по табл

репрлдуктивный, м.пробл.обуч

Фронтальная,

§ 50

рис. 80-81

Табл. Учеб

CD Биол 8к

$ анатом 8-9 к

Индивидуальный контроль, фронтальный опрос

ПР№7,8

52

Нарушение НГ регуляции

У-к изучения нового материала

Причины и последст$вия нарушения работы НС

Обосновывать важность правильной работы НС, объяснять вред алкоголя, никотина, наркотиков на работу НС

Беседа, рассказ, доклад ученика

репродуктивный

фронтальная

§

рис.

Табл.

Фронтальный опрос

53

Значение органов чувств. Виды ощущений

У-к изучения нового материала

Понятие о анализаторе, ощу-щениях, восприятии; виды анализаторов

Характеризовать органы чувств, топографию органов, функции анализаторов, связь между строением и функциями анализаторов, виды ощущений, на таблицах и рисунках распознавать органы чувст$в и их части

Объяснение

Репродуктивный, м.пробл.обуч

Фронтальная

§ 51

рис.

Табл.

CD Биол 8к

анатом 8-9 к

Тест

$

54

Зрительный анализатор

У-к изучения нового материала

Строение глаза: его составные части Процесс формирования изображения, понятие о стереоскопическом зрении, острота зрения, близорукость и $дальнозоркость

Характеризовать строение зрительного анализатора, связь между строением и функциями зрительного анализатора Объяснить процесс формиро-вания изображения на сетчатке, понятие стереоскопического зрения,

П/Р (стр. 199, 200)

Объяснение

Объяснительно-иллюстративный

Фронтальная

$

§ 52

рис. 82

Табл.

CD Биол 8к

анатом 8-9 к

Взаимоопрос

Индивидуа-льный опрос

55

Заболевания и повреждения глаз

Комбинированный у-к

Причины и заболевания глаз, последствия и возможные способы лечения

$ причины возникно-вения нарушения зрения, возможные пути исправления нарушений зрения

Рассказ с элементами беседы

реродуктивный

Фронтальная

§ 53

рис.

Табл.

Стр

Фронтальный опрос

Тест

56

Слуховой анализатор орган равно$весия

У-к изучения нового материала

Строение уха. Строение вестибулярного аппарата

Характеризовать строение слухового анализатора, нахо-дить связь между строением и функциями слухового анали-затора, на таблицах находить органы слухового анализатора, объяснять причины нарушения слуха

П/Р (стр. 207)

Объяснение Работа с учебн

М.пробл.обуч

Парная

§ 54

рис. 86-87

Табл.

$CD Биол 8к

анатом 8-9 к

Индивидуа-льный опрос

57

Органы, мышечного, кожного чувства, обоняния и вкуса

Комбинированный у-к

Строение вестибулярного аппарата, мышечное чувство, кожные рецепторы, вкусовая чувствительность

Характеризовать строение органов мышечного и кожного чувства, обоняния и вкуса, обосновывать важность органов чувств.

П/Р (стр. 209)

Объяснение

Работа с учебн

Реп$родуктивный, м. проблем обуч

Групповая

Фронтальная

§ 55

$

рис.

Табл. CD Биол 8к

анатом 8-9 к

Взаимоопрос

Зачет

58

Итоговый урок

У-к комплексного применения знаний

Самостоятельная работа

$

Индивидуальная

Тест, ПР№9

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА 6ч

59

Размножение в органическом мире

У-к систематизации и обобщения знаний

Понятие о размножении, о типах размножениях; половое размножение, половые клетки, оплодотворение

Характеризовать типы размно-жений в органическом мире, сравнивать разные типы, находить преимущества в типах размножения, строение половых клеток, проце$сс оплодотворения, характери-зовать строение половых органов, топография органов

Беседа

Репродуктивный с элементами проблем.ситуац

Фронтальная

§ 63

рис. 93-95

Табл.

$

тест

60

Наследственные и врожденные заболевания

У-к изучения нового материала

$

Заболевания половой системы, болезни, передающиеся половым путем

Характеризовать пути заражения, способы лечения, пути профилактики заболевания половой системы, последствия заболевания

Беседа, объяснение с элементами лекции

репродуктивный

фронтальная

§ 64

рис.

Табл.

опрос

61

Беременность. Развитие зародыша и плода

У-к изучения нового материала

Понятие о береме$нности; детское место, плацента, связи между ребенком и матерью

Характеризовать особенности размножения и развития человека, взаимосвязь между строением половых органов и их функциями, этапы развития организма

Работа с учебником

репродуктивный

Индивидуальная,

§ 65

Рис 97-101.

$Табл.

CD Биол 8к

анатом 8-9 к

Самостояте-льная работа

62

Развитие человека после рождения

У-к изучения нового материала

Этапы послезародышевого развития

$

Характеризовать этапы разви-тия организма, становление человека

Работа с учебником

Репродуктивный, м.проблем обуч

Индивидуальная

§ 65

рис.97-101

Табл.

CD Биол 8к

анатом 8-9 к

Индивидуа-льный контроль

63

$

О вреде наркогенных веществ

Комбинированный у-к

Алкоголь, наркотики, табак и их влияние на развитие плода, на ход беременности

$Объяснять влияние наркогенных веществ на плод, беременность, здоровье матери и ребенка

М.проблемного обучения

Частично-поисковый

индивидуальная

§ 66

рис.97-101

Табл.

64

Психологические особенности личности$

У-к обобщения и систематизации знаний

Понятия – личность человека, интересы, склонности, спосо-бности; характер, воля, темперамент, виды темпе-рамента

Характеризовать личности человека, определять тип темперамента, характера, способности и склонности личности

Л/Р определение типы темпераме-нта

Беседа, дискуссия, доклад

Репродуктивнй, частично-поисковый

Фронтальная,

элементы семинара

$§ 67

рис.

Табл.

Фронтальный опрос, индивидуаль-ный контроль

ПОВЕДЕНИЕИ ПСИХИКА 4 ч

65-66

Наука о поведении и психике. Рефлекторная теория поведения Приспособительная теория поведения

У-к изучения нового материала

Понятие о потребностях человека; целенаправленное поведение; виды рефлексов, временная связь, навыки, врожденные и приобретенные формы поведения Понятия: безусловное тормо-жение, условное торможение, угасание, различение сигналов, дрессировка

Характеризовать поведение человека, обосновывать целе-направленность поведения человека, рефлекторный $харак-тер поведения. Приспосо-бительный характер поведения, различать условные и без-условные рефлексы, причины формирования условных рефлексов

П/Р (стр. 216)

Беседа, объяснение, рассказ

репродуктивный

Фронтальная, элементы семинара

§ 56-57

$рис.

Табл.

Фронтальный опрос,

Индивидуа-льный контроль

67

Закономерности работы головного мозга

Сон и его значение. Сновидения

У-к изучения нового материала

Биологические ритмы человека. Понятие о сне, фазы сна, сновидение, виды сновидений

Характеризовать биологические ритмы, их причины, фазы сна, важность сна для организма, виды сновидения, прич$ины нарушения сна

Беседа, дискуссия, доклад

Репродуктивный, м.проблем обуч

Фронтальная, элементы семинара

§ 58-59

рис.

Табл.

Самостояте-льная работа

68

Особенности высшей нервной деятельности человека

У-к изучения нового материала

$

Понятия – внимание, память; гигиена умственного труда, отвлечение, обобщение, речь, мышление, виды речи, работоспособность, режим дня

Психологические особенности личнгсти

Характеризовать виды внима-ния, памяти, условия трении-ровки памяти и внимания Характеризовать виды речи, мышления

П/Р (ст231р)

Беседа, дискуссия, доклад

Репродуктивный, м.проблем обуч

Фронтальная, элементы семинара

§ 60-62, 67

рис.

Табл.

Взаимоопрос

$ ПР№10

Повторение 2 ч

69-70

Здоровье человека и общества

У-к комплексного применения знаний

Понятия о здоровье человека, механизмах его сохранения и$ поддержания, о вреде алкоголя, табака и наркотических веществ, о роли физических упражнений

Характеризовать значение окружающей среды для жизни человека, влияние эколо-гических и экономических факторов на здоровье человека, показать важность подде-ржания и сохранения здоровья, объяснит влияние физического труда и спорта на организм, вред курения, алкоголя, наркотиков

Беседа, дискуссия, доклад

М.проблемного обучения

фронтальная

$§ 68

рис.

Табл.

Фронтальный опрос

Контрольная работа

Еще записи

Leave a Comment