Растительный мир Земли

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


средняя общеобразовательная школа №5 им. Ю.А. Гагарина

$

ПРОГРАММА

дополнительного образования

«Растительный мир Земли»

Составитель

$Учитель химии и биологии
Цукурова И. О.

Пояснительная записка

$Правильно организованная работа с комнатными растениями прививает детям навыки по выращиванию и уходу за растениями, развивает наблюдательность и способствует экологическому и эстетическому воспитанию учащихся. Работа с комнатными растениями расширяет кругозор ребенка, заставляет его глубже узнать тот мир, который ему знаком только по книгам и картинкам.

Для развития растений в природе определяющими экологическими факторами являются температура, освещенность, влажность, водный режим, почва, т.е. составные части климата,$ а также влияние членов сообществ, находящихся в данном конкретном жизненном пространстве. Эти условия существования определяют жизненный ритм, внешний вид и другие свойства растений. В условиях помещения на жизнедеятельность растений помимо микроклиматических условий большое влияние оказывает человек. Его влияние начинается уже с выбора растений для своего интерьера. Поэтому правильно определить потребность растений в ведущих экологических факторах (свет, тепло, вода) - это, пожалуй, самое большое мастерство цветовода при их культивировании.

Данная программа позволяет найти ответ на следующие вопросы: «Как правильно подобрать растение и определить его место в интерьере жилого помещения, руководствуясь принципом экологической целесообразности?», «Чем объяснить заболевания комнатных растений?», «Что такое космическая роль растений на Земле?», «Как подкормить растение?», «Биоиндикаторы в мире растений».

Полученные знания и навыки в рамках данной программы найдут широкое применение в повседневной жизни при устройстве быта и как дополнительный материал при дальнейшем экологическом образовании.

Цель программы:

форми$рование ключевых компетенций – готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности на уроках естественнонаучных дисциплин, формирование экологического образования и эстетического воспитания через использование растительных объектов зимнего сада.

$ Задачи:

  • формирование у учащихся представлений о влиянии абиотических факторов на комнатные растения;

  • углубление знаний об особенностях создания условий существования растений в помещении;

  • формирование умения наблюдать, сравнивать, анализировать;

  • развитие умений правильного подбора растений для помещений в соответствии с их экологическими особенностями;

  • подготовка школьников к практической деятельности в области комнатного цветоводства;

  • $ развитие познавательной активности учащихся, творческого потенциала;

  • воспитание ответственного отношения и интереса к комнатным растениям как объектам окружающего мира;

  • воспитание эстетических чувств по отношению к комнатным растениям;

  • воспитание убеждённости в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде.

Программа модифицированная, создана$ на основе типовой программы с использованием методических разработок элективных курсов экологического содержания, в том числе, элективного курса «Условия существования растений в помещении», «Химия и растениеводство», и собственных наработок, рассчитана на 34 часа.

Содержание программы обеспечивает интеграцию различных предметных областей естественнонаучного цикла школьной программы.

$Программа построена по принципу углубления базовых знаний, полученных при изучении ботаники, географии, экологии, химии и предполагает знакомство с основами фитодизайна.

Программа поможет актуализации таких понятий как биологические системы (клетка, организм, вид, экосистемы), а также формирование научных представлений о единой картине мира. Программой курса предусмотрено проведение как теоретических, так и практических занятий.

Содержание программы характеризуется научностью материала, связью с жизнью.

В целях реализации программы используются словесные, наглядные, практические методы преподавания в едином комплексе.

$Программа предполагает типы занятий: вводное, изучение нового материала, практические, обобщающие, а также игры, викторины, конкурсы, тестирование, конференции, направленные на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

Типология $ключевых компетенций

Формирование ключевых компетенций

Учебно-познавательные  

Основные биологические понятия и термины.

Умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания

Информационные  

Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения биологических объектов и явлений.

Коммуникативные  

Работа в группе, коллективе. Выступление перед аудиторией с результатами своей работы (реферат, доклад и т.п.) с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации). Компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих дейс$твий и поступков, принимать решения.

Ценностно-смысловые

Умение формулировать собственные учебные цели (цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы и т.п.). Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.

Общекультурные  

Владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника и т.п.

Социально-трудовые 

Осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности; анализ достоинств и недостатков аналогов собственного продукта (при проектной деятельности разного типа)

Личностное самосовершенствование 

Знание правил техники безопасности при работе с микропрепаратами и реактивами, умение организ$овать свое рабочее время, распределить силы и т.д.

Для успешной реализации программы необходимы ресурсы:

$ материально-технические:

  • учебный кабинет с постоянным температурным, световым, водным режимами;

  • натуральные объекты живых растений (зимний сад);

  • микроскопы, лупы, фотоаппарат для наблюдения и выполнения практических работ;

  • демонстрационное оборудование для химического эксперимента, лабораторных и практических работ.

информационно-методические:

  • $комплекты наглядных и дидактических пособий (карта мира, таблицы шкал освещенности, влажности, полива, температуры, иллюстрации аранжировок различных помещений комнатными растениями);

  • кроссворды, викторины, тесты.

В ходе реализации программы учащиеся $познакомятся с:

  • значением комнатных растений в жизни человека, их влиянием на здоровье, психику человека и животных, микроклимат помещения;

  • экологическими особенностями основных групп комнатных растений в зависимости от географической зоны местообитания родоначальников;

  • основными правилами приобретения комнатных растений;

  • особенностями влияния абиотических факторов на рост и развитие растений в помещении;

  • $ принципами экологической целесообразности, которыми нужно руководствоваться при выборе комнатных растений и аранжировке помещения;

  • биоиндикаторами из мира комнатных растений;

  • правилами использования минеральных удобрений для комнатных растений.

Учащиеся овладевают умениями:

  • $

    проводить диагностику микроклимата помещения на предмет световых, температурных условий, влажности воздуха для правильного подбора комнатных растений;

  • проводить диагностику влияния недостатка или избытка абиотических факторов (света, влаги, воды, изменения температуры) на комнатные растения и вовремя предотвращать последствия;

  • проводить диагностику нехватки химических элементов для жизнедеятельности комнатных растений.$

Учебно-тематический план

программы дополнительного образования

$«Растительный мир Земли»

п/п

Тема

Кол-во часов

из них

теория

практика

$Выбор растений для вашего дома

4

2

2

Световые условия для комнатных растений

$4

2

2

Температурный режим для комнатных растений

4

2

2

$Водный режим и правила полива комнатных растений

4

2

2

Способы размещения растений в помещении

4

1

3

Выбор минеральных удобрений для комнатных растений

$4

1

3

Космическая роль растений на планете Земля

4

$2

2

Подведение итогов учебно-исследовательской работы по программе «Растительный мир Земли»

6

2

$

4

Итого:

34

14

20

Содержание программы

Тема 1. Выбор растений для вашего дома$ (4 ч)

Цель:$ научить правильно делать выбор растений для выращивания в помещении.

Лекция (2 ч.)

Значение комнатных растений и их влияние на здоровье, психику человека. Как правильно выбрать растение. Покупка комнатных растений и т$ранспортировка его домой. Десять золотых правил. Многообразие комнатных растений.

Экскурсия (2 ч.)

«Многообразие комнатных растений».

Выбор и обоснование тем для учебно-исследовательской работы.

Тема 2. Световые условия для комнатных растений (4 ч)

Цель: научить школьников, пользуясь шкалой освещенности, правильно выбирать растения и размещать в помещении в соответствии с их функциональной потребностью к свету.

$Лекция (2 ч.)

Шкала освещенности – как критерий оценки светового режима помещения. Естественное освещение. Искусственное освещение. Сигналы опасности при недостатке и избытке света. Правила соблюдения светового режима.

Практическая работа (2 ч.)

«Определение типа комнатных растений по отношению к освещенности в зависимости от морфологического строения листа».

$ Закладка опытов по учебно-исследовательской работе.

Тема 3. Температурный режим комнатных растений (4 ч)

Цель:$ углубить знания школьников о влиянии температурного режима в помещении на рост и развитие растений.

Лекция (2 ч.)

Шкала температур для содержания различных комнатных растений. Правила соблюдения теплового режима. Сигналы опасности при нарушении температурного режима.

Лабораторная работа (2 ч.)

«Особенности строения устьиц растительной клетки в зависимости от мест произрастания растений (ксерофиты, гигрофиты).

$Закладка опытов по учебно-исследовательской работе.

Тема 4. Водный режим и правила полива комнатных растений (4 ч)

Цель:$ пользуясь шкалой полива и влажности, научить школьников соблюдать водный режим для комнатных растений и углубить знания о влиянии влажности воздуха на рост и развитие гигрофитов.

Лекция (2 ч.)

Шкала полива. Правила полива: какой водой поливать, как поливать, когда поливать, как часто поливать. Трудности, связанные с поливом. Сигналы опасности недостатка воды или избытка воды для комнатных растений. Шкала влажности воздуха. Правила поддержания необходимой влажности для содержания комнатных растений. Опрыскивание, группировка, двойной горшок. Диагностика недостатка или изб$ытка влажности воздуха при выращивании комнатных растений.

Практическая работа (2 ч.)

«Влияние влажности воздуха на рост и развитие комнатных растений». Закладка опытов по учебно-исследовательской работе.

Тема 5. Способы размещения растений в помещении (4 ч)

$ Цель: на основе правил размещения растений в помещении научить школьников основам простой аранжировки растениями.

Лекция (1 ч.)

Правила размещения растений в комнате: фон, освещение, размещение на полу, на стене, на подоконнике, на подставке, подвешивание к потолку.

Расположение комнатных растений: одиночное, комнатный садик, композиция из горшочных растений, террариум. Аранжировка жилых помещений.

$Конкурс эскизов по аранжировке классной комнаты растениями (3 ч.).

$Тема 6. «Выбор минеральных удобрений для комнатных растений» (4 ч)$

Цель: на основе понятий о минеральном питании, минеральных удобрениях, знаний о биогенных химических элементах, научить школьников готовить растворы для подкормки комнатных растений, проводить диагностику недостатка питательных элементов в жизнедеятельности растений.

Лекция (1 ч.)

Воздушное и $почвенное (минеральное) питание растений. Биогенные химические элементы. Биоиндикаторы.

Практическая работа (2 ч.):

  • диагностика недостатка питательных элементов в жизнедеятельности комнатных растений;

  • приготовление растворов минеральных удобрений для подкормки комнатных растений;

Лабораторная работа (1 ч.):

Знакомство с коллекцией минеральных удобрений

$Тема 7. Космическая роль растений на планете Земля (4 ч.)

Цель: $углубить знания об обмене веществ и энергии, как основе жизни на Земле и ведущей роли растений в этом процессе.

Лекция (2 ч.)

$ Пластический и энергетический обмен. Фотосинтез и дыхание растений. Автотрофы и гетеротрофы. Углеводы. Биогеохимические круговороты.

Лабораторная работа (1 ч.)

Составление цепочки превращений углерода в природе.

Практическая работа (1 ч.)

Распознавание углеводов в растительных объектах.

Тема 8. Подведение итогов учебно-исследовательской работы по программе «Растительный мир Земли» (6 ч)

Цель:$ обобщить полученные знания о многообразии и значении комнатных растений, о влиянии абиотических факторов на их рост и р$азвитие.

Практическая работа (4 ч.)

«Педагогическая мастерская»: подготовка дидактического материала по теме «Растительный мир Земли», подготовка презентаций по теме «Живые коллекции».

Конференция (2 ч.)

$ Круглый стол «Многообразие и значение комнатных растений; влияние абиотических факторов на их рост и развитие». Защита презентаций по итогам учебно-исследовательской работы «Влияние абиотических факторов на рост и развитие комнатных растений».

Методическое обеспечение программы

Для организац$ии учебно-воспитательного процесса используются различные формы занятий:

  • практические работы (тема № 2 «Световые условия для комнатных растений»; тема № 4 «Водный режим и правила полива комнатных растений»; тема № 6. «Выбор минеральных удобрений для комнатных растений»; тема № 7 «Космическая роль растений на планете Земля»; тема № 8 «Подведение итогов учебно-исследовательской работы по программе «Растительный мир Земли»»);

  • лабораторная работа (тема № 3 «Температурный режим комнатных растений»; тема № 6. «Выбор минеральных удобрений для ко$мнатных растений»; тема № 7 «Космическая роль растений на планете Земля»);

  • экскурсия (тема № 1 «Выбор растений для вашего дома»);

  • познавательно-развлекательная игра (тема № 2 «Световые условия для комнатных растений»);

  • $викторина (тема № 1 «Выбор растений для вашего дома»);

  • конкурс (тема № 5 «Способы размещения растений в помещении»);

  • конференция (тема № 8 «Подведение итогов учебно-исследовательской работы по программе «Растительный мир Земли»»);

  • $ аукцион знаний (тема № 3 «Температурный режим комнатных растений»);

  • лекции (все темы);

  • тестирование (тема № 4 «Водный режим и правила полива комнатных растений»; тема № 6. «Выбор минеральных удобрений для комнатных растений»).

Усло$вия реализации программы:

  • натуральные объекты комнатных растений зимнего сада;

  • микроскопы, лупы, $оборудование для приготовления влажных препаратов;

  • фотоаппарат;

  • комплекты наглядных пособий (карта мира, таблицы, иллюстрации);

  • дидактический материал игры «Поле чудес»;

  • раздаточный материал: карточки, шаблоны для зарисовки, кроссворды;

  • методические разработки.

$ Формы подведения итогов по каждой теме

№ п/п

Тема

Проверяемые знания и умения

Форма проверки

$

Выбор растений для вашего дома

  • знания о многообразии комнатных растений;

  • умения ориентироваться в мире растений по отличительным признакам экологических групп

Викторина «Знаете ли вы комнатные растения»

Световые условия для комнатных растений

  • знания о многообразии комнатных растений и экологических особенностях по отношению к свету;

  • умения правильно прослеживать логическую взаимосвязь растений

«Поле чудес» – познавательно-развлекате$льная игра.

Тема: «Комнатные растения»

Температурный режим для комнатных растений

  • знания о влиянии света и температуры на рост и развитие растений в помещении;

  • умений правильно оценивать и применять свои знания

Аукцион знаний «Крепкий орешек»

  1. $

Водный режим и правила полива комнатных растений

  • знания и умения по соблюдению водного режима при выращивании комнатных растений;

  • умения быстро и качественно проводить анализ информации

Тестирование$ по теме: «Водный режим и правила полива комнатных растений»

Способы размещения растений в помещении

  • знания экологически разумного принципа при аранжировке помещений растениями;

  • умения аранжировки помещения комнатными растениями

Конкурс эскизов аранжировки классной комнаты растениями

Выбор минеральных удобрений для комнатных растений

  • знания о минеральных удобрениях, о биогенных элементах;

  • умения готовить растворы минеральных удобрений

Тестирование по$ теме «Распознавание минеральных удобрений». Практическое приготовление растворов минеральных удобрений.

Космическая роль растений на планете Земля

  • знания об обмене веществ и энергии на примере растительных объектов живой природы;

  • умение объяснять космическую роль растений на планете Земля

$ Конструирование цепочки превращений биогенных элементов, в том числе углерода, до углеводов.

Конструирование круговорота кислорода в природе.

Подведение итогов учебно-исследовательской работы по программе «Растительный мир Земли»

  • знания о влиянии абиотических факторов на рост и развитие комнатных растений;

  • умения создавать условия для зелёных питомцев в соответствии с их экологическими особенностями.

  • умение объяснять необходимость озеленения жилых помещений

Интеллектуальный марафон$ «Влияние абиотических факторов на рост и развитие комнатных растений». Презентации по теме «Живые коллекции». Дидактический материал по теме «Растительный мир Земли»

$

Литература

  1. Архипов, Г. Ваш домашний сад / Г. Архипов, З. Колесникова, А. Полежаева. – М., 1993.

  2. Биология в таблицах и схемах. – изд. 2-е. – СПб. : Виктория плюс, 2013.– 128 с. – (Для школьников и абитуриентов)

  3. Журкова, Е. Н. Комнатные растения / Е. Н. Журкова, Е. Я. Ильина // Справочная книга для учителей. – Просвещение, 1968.

  4. Касатикова, Е.Л. Химия в таблицах и схемах / Е.Л. Касатикова. – СПб. : Виктория плюс, 2014. – 96с. – (Для школьников и абитуриентов)

  5. Кутас, Е. Н. Ко$мнматные растения / Е. Н. Кутас. – Минск : Ураджай, 1993.

  6. Мазова, Е. Тайны комнатных растений / Е. Мазова. – М. : РОСТ книга, 2001.

  7. Семёнова, А. Н. Комнатные растения: друзья и враги / А. Н. Семёнова. – СПб.: Невский проспект, 1998.

  8. Степанова, И. Живые коллекции / И. Степанова. – М. : Панорама, 1991. – 15 с.

  9. Тавлинова, Г. К. Цветы в комнате и на балконе / Г. К. Тавлинова. – Л.: Агропромиздат, 1998.

  10. $ Филатова Е.Ю. Условия существования растений в помещении: методическое пособие / Е.Ю. Филатова. – Тамбов.

Интернет-ресурсы

  1. Хессайон, Д. Г. Всё о комнатных растениях // http://floralife.com.ua/useful/books/books-houseplants/item/150-2004-hessajon-vse-o-ko$mnatnyh-1

  2. Егорова А.В. Химия и растениеводство // http://him.1september.ru/article.php?ID=200701505

Post Comment