Статья "ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ"

Особенности применения активных методов

и $форм обучения общей биологии.

Образование как одна из сфер жизни общества выполняет функцию становления и развития личности, формирует научное мировоззрение. Согласно Концепции модернизации общего образования, одной из главных целей выступает подготовка учащихся к дальнейшей жизни, к самоопределению и адаптации к новым социально-экономическим условиям.

$ Несмотря на большие усилия средней школы, не преод$олен еще главный недостаток в преподавании учебного предмета “Общая биология” - низкое качество знаний школьников. Многие из них не могут раскрыть, объяснить сущность таких понятий, терминов, как, например, “естественный отбор”, “закон независимого распределения генов”, “экологические системы” и др.; если и называют их в своих ответах, то формально, механически, не понимания их смысла. Иначе говоря, не хватает осознанности, четкости, прочности знаний.

Причин такого хронического недостатка несколько, но важнейщая из них - отсутствие должного понимания школьниками (а иногда, и педагогами) особенностей этого предмета: во-первых, особенности его содержания - преобладании теоретического, обобщенного $материала над фактическим, фактологическим. Вторая, вытекающая из первой, особенность - методическая: необходимость применения мыслительной деятельности $преимущественно обобщающего характера над описательной.

Предшествующие курсы биологических дисциплин содержали в основном фактические знания о строении, жизнедеятельности, многообразии представителей четырех царств органического мира; при изучении их большое место занимает описательное, нагля$дно-образное мышление школьников. В разделе же “Общая биология” они должны усвоить общие закономерности, присущие живой природе. Понимание их требует от старшеклассников напряженной работы высшего, абстрактного уровня мышления-обобщения, словесно-логического. Именно продуктом такого мышления являются теоретически обобщенные знания (научные понятия; законы биологии).

Следовательно, обобщенные знания и умение обобщать - это две стороны единого процесса обучения старшеклассников. Чтобы усвоить обобщенные знания, они должны уметь обобщать, научиться этому сложному интеллектуальному умению: мысленно анализировать знания на $составные элементы, сравнивать их, отделять существенные от несущественных, рассуждать, сформулировать, отвлекаясь от несущественных знаний, письменно и устно выводы. Учитель нацеливает на это не только себя, но и класс. Но проце$сс такого научения логическим операциям протекает у различных обучающихся неодинаково. Здесь особенно необходимо использование дифференцированных заданий, задач и вопросов для актуализации опорных знаний, основанных на наглядно-образном мышлении, для перехода от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному.$

Активность (от лат. activus - деятельный) - это психическое качество, черта характера личности, выражающаяся в усиленной деятельности человека.

Познавательная (учебная) активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Речь идет не только о внешней активности (поднятие рук, переписывание, списывание готового решения задачи, бездумное перелистывание книги и т.п.), а главным образом - о внутренней, мыслительной активности шк$ольника, о творческом мышлении.

Психологи убеждают, что познавательная активность школьника - качество не врожденное и не постоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, товарищей, семьи, труда и других социальных факторов. На уровень активности сильно влияют отношение учителя и стиль его общения на уроке, успеваемость и настроение самого школьника (успехи в у$чебе и положительные эмоции повышают познавательную активность), поэтому у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность резко меняется в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит, как учит, как он умеет активизировать класс.

$

Под активизацией познавательной деятельности подразумевается целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня (степени) учебной активности школьников, по стимулированию у них познавательной активности. Действия учителя, которые побуждают школьников к старательному учению, способствуют созданию положительного отношения к учебной работе и знаниям, являются средствами ак$тивизации.

Разумеется, степень познавательной активности ученика зависит и от них самих, от их воспитанности, сознательности, любознательности, волевых усилий, ведь ученик - не только объект, но и субъект учебного процесса. Но если даже у старшеклассника эти $качества не проявляются, то формирование их тоже входит в профессиональную функцию учителя. Вся трудность, диалектическая противоречивость обучения в том и заключается, что на уроке необходима познавательная активность учащихся, а она сама зависит от учителя, от его умения активизировать их. Степень активности шк$ольников является реакцией на методы и приемы работы учителя, интегративным показателем его педагогического мастерства.

Следовательно, активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению. При активных методах все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, внимательно, с интересом и желанием.

На первый взгляд представляется, что проблема активных методов в 10-11 классах не столь актуальна, как в других классах, где обучение обязательное. Разумеется, теперь по новому Закону об образовании в старших классах должны учиться только имеющие и намеренные поступать $в вуз, стало быть более сознательная, старательная и способная часть молодежи, не нуждающаяся в активизации извне.

Однако, к сожалению, бывает далеко не так. Практика массовой школы показывает, что преподавание в старших классах сопряжено с большими трудностями. Это объясняется, во-первых, общим кризисным состоянием школы, резким снижением престижа знаний, образованности $в стране, во-вторых, отрицательным вниманием ряда фактора, специфических именно для курса общей биологии: перегруженность содержания программы по этому предмету в сочетании с явной тенденцией сокращения на него часов повышает нагрузку на каждый урок и психику старшеклассников; среди них тоже имеются неп$рилежные и невнимательные по биологии, особенно те, кто выбирает профессию, не связанную с ней. Следовательно, при таких обстоятельствах от преподавателя общей биологии тре$буется большое педагогическое мастерство, умение завоевать и удерживать на уроках внимание обучающихся и активизировать их.

Какие же конкретно методы обучения относятся к активным? В школьной практике, да и методической литературе, традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний на три группы: словесные (рассказ, объяснение, лекция, беседа, чтение); наглядные (демонстрация опытов, экранных и других наглядных пособий), и практические (лабораторные и практические работы). Какие из них - активные? На этот вопрос такая классификация методов ответа не дает, ибо она основана на внешних признаках методов, а не на их сущности. Между тем кажды$й из этих методов может быть и более активным, и менее активным - пассивным, в зависимости от творчества учителя, главным образом, от его умения создавать на уроке проблемную ситуацию, и вовлекать обучающихся в ее решение.

Например, активным методом обучения принято называть лабораторную работу, ибо в ней есть практическо-моторная деятельность. Между тем не всякая лабораторная работа дейст$вительно становится активным методом - ведь не любая ручная работа учащихся, как показывает школьная жизнь, сочетается с высшим уровнем их мыслительной деятельности - творческим мышлением, - без чего роль сводится лишь к пассивному исполнению, репродукции известных действий.

Беседа. Она тоже различна, не всегда служит активным методом. Одно дело - задавать вопросы об известном, пройденн$ом материале с целью его повторения и закрепления (репродуктивная беседа); другое дело - метод эвристической беседы, который позволяет учителю управлять мыслительной деятельностью учащихся и подвести их к открытию субъективно новых знаний. Этот активный метод в умелых руках хорошо активизирует не только подростков, но и старшеклассников при изучении нового материала. Следовательно, традиционное деление методов обучения на словесные, наглядные, практ$ические не позволяет однозначно решать, какие из них активные (активизирующие), поэтому в современной педагогической науке существует и другая классификация методов обучения: деление их, по уровню познавательной актив$ности учащихся, на две группы (варианта): проблемно-поисковые и репродуктивные (объяснительно-иллюстративные). Вот эти проблемно-поисковые методы и следует в первую очередь, относить к числу активных методов обучения на уроках по разделу “Общая биология”. (См. таблицу № 1).

Таблица 1

п/п

$

$

Активные методы

Краткая характеристика

$1.

Частично-поисковый

метод лабораторной работы.

Об$учающиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения опыта (ученического эксперимента) или работая с натуральным раздаточным материалом. До лабораторной работы обучающимся известна лишь ее цель, но не ожидаемые результаты и выводы.

2.

Исследовательский метод, лабораторные опыты.

Обучающиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения эксперимента или работая с натуральным раздаточным материалом, проявляя не только при решении проблемы, но и при его планировании бо$лее высокий, творческий уровень самостоятельного мышления. До лабораторной работы учащимся известна лишь ее цель, но не ожидаемые результаты и выводы.

3.

$

Частично-поисковый метод демонстрации опытов и натуральных объектов.

Обучающиеся решают проблемный вопрос$ и добывают часть новых знаний путем наблюдения и обсуждения демонстрируемых учителем экспериментов или натуральных объектов, микропрепаратов, и других наглядных пособий.

Опыт демонстрируется до объяснения учителем соответствующего нового материала; учитель до демонстрации опыта сообщает лишь его цель, а не ожидаемые результаты и выводы.

4.

Частично-поисковый метод демонстрации презентаций, видеофильмо$в.

Обучающиеся реша$ют проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем просмотра и обсуждения видеофильмов, презентаций, используя все возможности современных средств обучения.

5.

Метод дискуссии.

По вопросам учителя, относящимся к пока не решенным сложным проблемам науки, и требующим размышлений, обучающиеся на уроке свободно высказывают мнения и внимательно слушают других, ищут истину.

$

6.

Метод эвристической, поисковой беседы.

$

Обучающиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний в процессе диалога, коллективных обсуждений, индуктивных и дедуктивных умозаключений, опираясь на свои знания, жизненный опыт.

7.

$Метод проблемного изложения.

Проблемные вопросы выдвигает и решает сам учитель, размышляя вслух и этим побуждая класс во время рассказа к логическому мышлению, соучастию в решении проблемы, к добыванию новых знаний.$

8.

Метод самостоятельного решения расчетных задач.

$Все обучающиеся самостоятельно по заданию учителя решают задачи, требующие от учеников вычислений и логических умозаключений (по генетике, молекулярной биологии и др.).

9.

$Метод самостоятельной работы с книгой.

Все обучающиеся на уроке самостоятельно, без непосредственного участия учителя, но по его заданию, читают в учебнике новый материал и преобразовывают текст в план, сравнительную таблицу, схему и другие формы записи в тетрадях.

$

10.

Метод индивидуальной творческой работы по их интересам и способн$остям.

Обучающиеся выполняют по избранной им теме творческую работу (сочинение, реферат, наглядное пособие) с элементами новизны как результат проработки научной литературы или собственных экспериментов, наблюдений над живыми объектами, и знакомит с ней класс, школу, на выставке творческих работ как итог конкурса.

Разграничивая активные и пассивные методы обучения, подчеркнем еще раз, что это вовсе не означает их противопоставление. Опытные учителя используют различные ме$тоды, оптимально сочетая активные с пассивным, творческие с репродуктивным, учитывая при выборе их содержание материала, дидактические цели урока, возрастн$ые особенности обучающихся и свои педагогические способности. Не на всех уроках возможно создавать проблемные ситуации и применять проблемно-поисковые методы - этого не позволяет содержание учебного материала и дефицит времени. Так, например, лабораторные работы и демонстрации с микроскопом по теме “Основы цитологии”, особенно при недостатке хороших микроскопов и микропрепаратов в школе, целесообразнее проводить репродуктивно, после обстоятельного объяснени$я. Но все же дифференциация методов на две группы необходима, чтобы не отождествлять их. Жизнь требует выдвигать на передний план именно активные методы.

Особую группу активных форм составляют новые, нетрадиционные типы урока.$ Нестандартный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать$ материал, оригинально мыслить и самовыражаться. На таких занятиях учащиеся не просто рассказывают сообщения, а пытаются донести с помощью ярких и запоминающихся опытов, газет, презентаций и другого вместе с учителем основной материал урока. Таким образом, они принимают активное участие в ходе урока.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. $Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков.

1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки, $основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать».

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.

5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка$, урок-сюрприз.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.

7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, с$пектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков»$.

8. Интегрированные уроки.

9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.

В качестве примеров другого подхода к типу уроков по форме их проведения можно привести такие блоки однотипных уроков:

  • Уроки творчества: урок изобретательства, урок – выставка, урок – сочинения, урок – творческий отчет и т. д.

  • $Уроки, созвучные с общественными тентенциями: урок – общественный смотр знаний, урок – диспут, урок – диалог и т. д.

  • Межпредметный и внутрикурсовой уроки: одновременно по двум предметам, одновременно для учащихся разных возрастов и т. д.

  • Уроки с элементами историзма: урок об ученых, урок – бенефис, урок – исторический обзор, урок – портрет$ и т. д.

  • Театрализованные уроки: урок – спектакль, урок воспоминаний, урок – суд, урок – аукцион и т. д.

  • Игровые уроки: урок – деловая игра, урок – ролевая иг$ра, урок с дидактической игрой, урок – соревнование, урок – путешествие и т.

  • Вспомогательные уроки: урок – тест, урок для родителей, урок – консультация и т. д.

Таким образом , успех решения учебно - воспитательных задач, уровень познавательной активности учащихся в большей $степени зависят от использования на уроках методов, методических приемов и средств обучения. Поэтому, выбор методов, приемов и средств обучения, повышающих эффективность учебной деятельности школьников, следует рассматривать как одно из важнейших требований к уроку биологии. Все это даст возможность по мере овладения биологическими понятиями создать необходимую базу для их дальнейшего использования, вооружения школьников учебными умениями, включить их в познавательную деятельность.

$

$

Список литературы:

  1. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. – М.: Знание, 1981.

  2. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М.: просвещение, 1980

  3. Махмутов М. $И. Современный урок. – М.: Педагогика. 1985.

  4. Мирзоев с. С. Ативизация познавательного интереса учащихся. //Биология в школе №6, 2007.

  5. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. – М.: Просвещение, 1989.

  6. Мухина и. Д. Деятельностный подход при обучении биологии. //Биология в школе №6, 2007.

  7. Пакулава В.М. Особенности современного урока биологии. //Биология в школе №8, 2005.

  8. $ Петунин О. В. Активизация познавательного интереса учащихся. //Биология в школе №6, 2007.

  9. Подласый И.П. Педагогика Учебник. – М.: Просвещение, 2006.

  10. Примерные пр$ограммы по учебным предметам. Биология 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011.

  11. Примерные программы по учебным предметам. Биология 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2011.

  12. Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся. № 1 2003 г.

  13. Шевченко С.Д. Школьный курс: как научить каждого. – М.: Просвещение, 1991.

Интернет рес$урсы:

  1. Захаров Д.А. «Нетради$ционные формы обучения»  http://www.referat.ru/referats/view/27952

  2. Ковтун Е.Д, Сазанова Е.И. «Интегрированный урок биологии и технологии» http://www.openclass.ru/

  3. Методические рекомендации по проведению уроков нетрадиционной формы. http://www.bigpi.biysk.ru/ff/viewpage.php?page_id=82

  4. $Нечаева М.А. «Нестандартные уроки» http://www.bestreferat.ru/referat-98949.html

  5.  Репкина В.Н. «Нестандартные уроки - путь к успеху» http://tana.ucoz.ru/load/411-1-0-220

  6. Эверестова М.К. «Нестандартные игровые методы преподавания уроков биологии» http://festival.1september.ru/articles/100583/

Post Comment