Урок биологии в 6 классе по теме: «Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость»

Урок биологии в 6 классе по теме:

«Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость».

Задачи:

  • $ познакомиться с регуляцией процессов жизнедеятельности;

  • дать понятие об особенностях регуляции работы организмов одноклеточных животных;

  • сформировать представление о роли нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности кишечнополостных, червей и насекомых;

  • продолжить формирование умений и навыков по анализированию данных, обобщению материала, составлению схем рефлекса.

    $

Структура урока:

  1. Актуализация знаний.

  2. Особенности регуляции процессов жизнедеятельности одноклеточных животных и их взаимоотношений с окружающей средой.

  3. Диффузная нервная система кишечнополостн$ых, особенности её строения и роль в регуляции жизнедеятельности.

  4. Рефлекс – как основа нервной деятельности организмов.

  5. Усложнение нервной системы дождевого червя по сравнению с диффузной нервной системой гидры.

  6. Особенности строения нервной системы и органов чувств членистоногих, обеспечивающие им более сложное поведение, основанное на инстинктах.

  7. $ Закрепление. Подведение итогов.

Оборудование: словарные слова, таблицы «Нервные клетки и схема рефлекторной дуги», «Тип простейшие», «Тип кишечнополостные. Гидра», «Тип Членистоногие. Класс Насекомые», «Тип Кольчатые Черви, Дождевой червь», презентация.

Тип урока: комбинированный с использованием компьютерных технологий.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания.

  • $

    Вопрос: что такое движение?

  • Решить биологические задачи:

а) Пресмыкающиеся с ногами и пресмыкающиеся без ног. Какие из них более древние? Почему так считаете?

б) Любой лишний груз был бы помехой при полёте. Какие изменения в связи с этим произошли в пищеварительной системе птиц?

$ в) Цветочный горшок с комнатным растением бальзамином положили на бок. Останутся ли в горизонтальном положении побеги этого растения? Ответ поясните.

II. Объяснение нового материала.

1.Все жизненно важные процессы жизнедеятельности организ$ма животных и растений осуществляются во взаимосвязи и в соответствии с процессами, происходящими во внешней среде.

Любые изменения в окружающей среде тотчас влияют на живые организмы, и они перестраивают свою деятельность в соответствии с ними (приложение 1, 2,3,4).

2. На вопрос, как это осуществляется, помогут нам сегодня на уроке такие понятия, как раздражимость, чувствительность, регуляция, ко$ординация.

Раздражимость – общее свойство всех живых организмов, способность отвечать на воздействия окружающей среды определённой реакцией.

Чувствительность – свойство любого организма воспринимать раздражения из внешней среды и от собственных тканей и органов.

Регуляция – направление, упорядочивание.

Координация – согласование, соподчинение, уст$ановление взаимосвязи между какими-либо действиями, явлениями, понятиями.

3. Все живые организмы обладают способностью к регуляции и координации своих процессов, характерна она и для простейших.

( приложение 5).

4. Найдите в тексте учебника примеры, доказывающие это (с.110 учебника).

5. В ходе эволюции процессы координации и регуляции усложнялись, усовершенствовались. Так впервые появилась нервная система.

(приложение 6).

6. Выполнение №81 в рабочей тетради на печатной основе.

7. Найдите в тексте учебника, у кого она впервые появилась, особенности её строения и рассмотрите рис. на с.110 учебника.

$

Вопросы:

а) Как вы думаете, откуда взялось такое название?

б) Опишите, что произойдёт с гидрой, если ей нанести укол, прикосну$вшись к одному из щупалец? (приложение 7).

8. Выполнение №83 в рабочей тетради: записать определение «рефлекса».

Рефлекс – это адекватная (т.е. правильная) ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при посредстве нервной системы.

9. Вопрос:

-Как вы думаете, могут быть рефлексы у инфузории туфельки, у амёбы?

Вывод: работа нервной системы осуществляется на основе рефлексов. Они могут быть направлены на удовлетворение потребностей организма в пище, воде, безопасности и способствуют выживанию организмов.

10. В ходе эволюции нервная система прошла несколько этапов развития: (приложение 8)

  • $ 1 этап – диффузная, или сетчатая система (гидра) – выполнение №82 в рабочей тетради;

  • 2 этап – узловая нервная система (черви, насекомые, моллюски и ракообразные) – выполнение №84 в рабочей тетради;

  • 3 этап – нервная трубка (позвоночные).

11. Вопросы по учебнику:

а) Где находится у дождевого червя самый крупный нервный узел?

б) Почем$у передний конец червя обладает наибольшей чувствительностью?

Вывод: у дождевого червя образуется подобие головного мозга, возбуждение по нервам передаётся в определённом направлении, и это даёт выигрыш в быстроте и точности ответных реакций.

12. У насекомых и др. членистоногих животных нервная система имеет тоже узловой тип строения, но поведение их более сложное. Как вы можете это объяснить? (приложение 9,10).

$ 13. Приведите примеры сложного поведения насекомых, так называемых общественных животных (сооружение муравейников, «разделение труда» у муравьёв и пчёл, «танцы» пчёл, построение сот). (приложение 11-13).

Вопросы:

а) Что лежит в основе этих видов деятельности?

б) Указать отличие инстинкта от рефлекса и записать определение в тетради.

Инстинкт – врождённый комплек$с определённых, особых для каждого вида реакций на воздействие среды.

III. Закрепление изученного материала.

  1. Привести примеры того, что простейшие животные обладают чувствительностью.

  2. Перечислите отделы нервной системы дождевого червя.

  3. $

    Назвать виды нервной системы и её функции у животных. Привести примеры.

IV. Домашнее задание.

Изучить с.110-114 до слов «У позвоночных…», вопросы 1-4,6-7 с.121, словарь.

$

$

$

Содержание$м статьи является обобщение опыта работы по методике проведения урока биологии по ознакомлению учащихся с регуляцией процессов жизнедеятельности одноклеточных животных, кишечнополостных, червей и насекомых с использованием компьютерных технологий.

Post Comment