Урок для 6 класса по теме: "Водоросли"

Варичева Марина Александровна

учитель биологии, химии

МБОУ « СОШ № 2» Иркутская область

г. Ангарск

$Урок « Водоросли», 6 класс

Тема урока: Водоросли

( по учебнику Пасечник В.В.)

Цель: Изучение водорослей как отдельного класса растений.

$Задачи урока:

1 .Познакомить учащихся с особенностями среды обитания, строения и жизнедеятельности водорослей, как наиболее просто организованных представителей растительного мира;

2. Объяснить способы размножения водорослей;

3. Показать значение водорослей в природе и жизни человека.

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудован$ие:

Таблица «Водоросли», презентация темы (мультимедийное сопровождение) «Водоросли», индивидуальные карточки, рисунки водорослей, рецепт салата из водорослей.

Ход урока

$1 Организационный момент:

Приветствие учащихся-1 минута, (слайд 1, 2)

Подготовка к опрасу-3 минуты.

$2 Проверка домашнего задания:

  • Работа по индивидуальным карточкам (4 человека)

-размеры растений - рис.30 (приложение 3, 4)

-разнообразие растений – рис 31,32,33 (приложение 2)

- работа с классом мини- футбол (слайд 3,4,5)

  • Фронтальный опрос. Разминка «Термины» (1-4 человека)

-ботаника- это…..$

- низшие растения - это…..

- высшие растения - это…

- таллом, или слоевище – это…$

  • Индивидуальная работа с учащимся (слайд 6). Работа у доски. Выстраивание классификации царства растений

3 Активизация знаний учащихся

Индивидуальный опрос 5 учащихся. Вопросы в конце параграфа.

-Что изучает ботаника?

-Почему растения выделили в самостоятельное царство?

-Какое значение имеют растения в природе?

$-Какое значение имеют растения в жизни человека?

- Почему нужно охранять растения?

ОЦ$ЕНИВАНИЕ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

4 Изучение нового материала (25 мин)

( Запись в тетради темы урока). Рассказ учителя, (слайд 7)

Водоросли самые древние животные на Земле. Они в основном живут в воде, но встречаются виды, обитающие на сырых участках почвы, коре деревьев и других местах с повышенной влажностью.

Среди водорослей есть одноклеточные и много$клеточные растения. Водоросли относятся к низшим растениям. Они не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев. Водоросли размножаются простым делением клеток или спорами.

Водоросли произошли от различных предков.

1)Одноклеточные водоросли

( Работа с учебником стр. 58-67 по 1-2 вариантам).

Обитание или распространение, (слайд 8)

$ Зелёные водоросли обитают в солёной и пресной воде, на суше, на поверхности растений, камней или зданий, в сырых, затененных местах. Вы, очевидно, наблюдали летом «цветение» воды в лужах и прудах, а при сильном освещении и в аквариуме (слайд 9). «Цветущая» вода имеет изумрудный оттенок. Под микроскопом в капле воды видно множество одноклеточных зелёных водорослей, которые и придают ей изумрудный оттенок (слайд 10).

В «цветении» воды чаще всего встречается одноклеточная водоросль

Хлорелла. *Строение: оболочка, цитоплазма с$ ядром, а в цитоплазме зелёный хроматофор (слайд 11).

*Размножение хлореллы (слайд 12).

* Зеленая одноклеточная водоросль, распространенная в пресных водоёмах и на влажных почвах, (слайд 13) $

Хламидомонада (с греческого «простейший организм, покрытый одеждой-оболочкой» (слайд 14). Имеет грушевидную форму, движется в воде при помощи 2-х жгутиков.

* Строение (стр. 35 хламидомонада и хлорелла) снаружи покрыта прозрачной оболочкой, под которой расположены цитоплазма с ядром, красный «глазок» (светочувствительное тельце красного цвета), крупная вакуоль (заполненная клеточным соком), и две маленькие пульсирующие вакуоли. Хлорофилл и другие пигменты находятся в хроматофоре, (слайд 15)

*Размножение, (слайд 16, 17)

В рабочей тетради оформить лабораторную работу № 39, стр. 18.

$ДИМАНИЧЕСКАЯ ПАУЗА ( движение водорослей при течении)

2) Многоклеточные водоросли

$Зелёные водоросли обитают в проточных водоёмах, прикреплённых к подводным камням и корягам (улотрикс). В стоячих и медленно текущих водах плавают и оседают на дно ярко-зелёные камки. Они похожи на вату и образованны скоплениями нитчатой водоросли спирогиры. Живут в морях и океанах (ульва или морской салат). В пресноводной воде обитают харовые водоросли, имеющие сложное строение, (слайд 18, 19)

У многоклеточных представителей зелёных водорослей тело$ (слоевище) имеет форму нитей или плоских листовидных образований. У харовых водорослей имеются ризоиды (с греческого «риза» - корень и «Эйдос» - вид) бесцветные ветвистые нитевидные клетки. С помощью их прикрепляются к грунту.

Бурые водоросли. Морские растения, внешний признак желтовато-бурая окраска слоевищ. Что такое слоевище? Нитевидное, шаровидное, пластинчатое, кустообразное. К грунту прикрепляются ризоидами или основанием слоевища. У некоторых бурых водорослей появляются группы клеток, которые можно назвать тканями, (слайд 20)

Ламинария, или морская капуста (север, Ледовитый океан). Цистозейра (Чёрное море).

$Красные водоросли или багрянки - многоклеточные морские растения. Редко встречаются в пресноводных водоёмах. Очень немногие одноклеточные. Размеры от нескольких сантиметров до 1 метра в длину. Кроме хлорофилла содержаться красные и синие пигменты. Багрянки разнообразны: нитевидные, цилиндрические, кораллоподобные и тд. Их можно встретить даже на глубине 100-200 метров, (слайд 21)

В каких морях обитают филлофора, порфира и $др.?

Почему они разные?

? проблемный вопрос (слайд 22)$

А на одном ли уровне живут водоросли? (слайд 23)

5 Беседа с учащимися для проверки усвоенных знаний

Какое значение водорослей для человека?

1. Питаются рыбы и другие животные.

2. Химическая промышленность—йод, калийные соли, целлюлоза, спирт и др.

3. Удобрение и корм скоту.

4. Агар-агар, использование в хлебопечении, кондитерской , бумажной и текстильной промышленности. Выращивают микроорганизмы.$

5. Для разнообразных блюд, (слайд 24)

Вывод: Наличие водоросли - необходимое условие для нормальной жизни водоёма.

( Рецепты салатов из морской капусты), (слайд 25)

$6 Закрепление материала

  • Показ рисунков различных видов водорослей. Необходимо назвать вид или род, класс…(приложение 7)

  • Индивидуальная работа у доски. Квалификация отдела водоросли, (углубление), (приложение 5,6)

$

7 Оценивание работы учащихся на уроке.

  • За работу на уроке всем ребятам раздать рецепт приготовления салата из водорослей « Витаминный» (приложение 8).

8 Объяснение домашнего задания.

На дом §12, упр. 40,41,42 в рабочей тетради

9 Рефлексия предлагаетс$я пруд, на который нужно прикрепить разного цвета водоросли по настроению и интересу к уроку. (По Люшеру).

(слайд 26)

Литература

$1. Академический школьный учебник «Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. «Издательство «Дрофа»2010г. Автор: Пасечник В. В.

2. Бодрова Н. Ф. Рабочая тетрадь по биологии. Растения. Грибы. Бактерии. Лишайники. 6 класс. – Воронеж, 2008. –59 с.
3. Кузнецова В. И. Уроки биологии:6 – 7 кл.: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: кн. для учителя. – 2 – е издание, перераб. – М. Просвещение, 1991г.
4. Кульневич С. В. , Лакоценина Т. П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие ля учит$елей.- Ростов – на Дону: Издательство «Учитель», 2001.
5. Сухова Т. С. Урок биологии: Технологии развивающего обучения. – М.: Вентана – Графф, 2001.
6. Уроки биологии с применением информационных технологий. 6 класс. Методическое пособие с электронным приложением / авт. – сост. С. Н. Лебедев
. – 2 – е изд., испр. – М. Глобус, 2009. http://www.it-n.ru/resource.aspx?cat_no=262697

Post Comment