Урок для 8 класса по теме: “Кровь и кровообращение”

Составитель Иванова Е.Н., учитель

биологии МОБУ лицей №22 г.Сочи $

Зачетный урок по теме: «Кровь и кровообращение»

Задачи:

1.Выявить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме.

2.Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление и речь

у учащихся путем организации их напряженной умственной работы на

уроке.

3.Совершенствовать контроль и самоконтроль.

Тип урока: зачетный

Оборудование: таблицы «Строение серд$ца», «Круги кровообращения»,

«Форменные элементы», микроскопы, микропрепараты крови «Человека

и Лягушки».

План урока:

1. Организация класса (1мин)

2.Основная часть:

а)Решение биологических задач по группам; (5мин.)

б)Письменное задание;(10мин)

в)Практические задания по группам (5 мин.)

$г)игра в пирамиду в группе (10 мин.)

3.Заключительная итоговая часть урока (9 мин)

$ХОД УРОКА:
I. 1 .Класс заранее делится на 5 групп по 4-5 человек в каждой, каждой
группе выдаются цифры от 1-4(5), тот учащийся, который получит цифру
3 – будет являться «знатоком», его задача, подвести итог работы в группе и
добавить лишние баллы за активную работу любому учащемуся.
2.На решение биологической задачи дается максимальное время 5 мин.
После чего, ответы выслушиваются и оцениваются.
З.На письменное задание отводится 10минут. После чего, выполнившие
его, подходят к столу, где приготовлено практическое задание, а часть
учащихся играет в пирамиду.
«Знаток» получает форму отчета:

группы

Ф.И. $учащегося

Количество баллов от1 до 5

Пока одна группа решает биологические задачи, вторая пишет
письменное задание, третья выполняет практическое задание, четвертая –
играет в пирамиду, потом группы меняются заданиями – в это время
учитель все данные заносит себе в таблицу:

Ф.И

$Биологичес

$

письменное

практичес

Дополнит.

итоговая

учащегося

кая

задание

кое

балл

$оценка

$

задача

задание

палача

$

П. Основная часть: Биологические задачи:

1-я группа:

Состав, строение и группы крови одинаковы у людей всех рас и

национальностей, поэтому кровь че$ловека одной расы можно переливать

человеку другой расы при соответствии группы крови. Объясните этот

факт.

2-я группа:

Объясните, чем отличается кровяная сыворотка от плазмы.

3-я группа:

Какие достижения науки физиологии используются медициной для спасения человека от гибели при заражении инфекционными заболеваниями$ и потере крови? Приведите свои доводы.

4-я группа:

Вспомните из курса зоологии и объясните, к какому классу позвоночных животных относится человек и у каких позвоночных животных органы кровообращения должны иметь такое же строение, как и у человека,

5-я группа:

Сердце — удивительный и надежный мотор, насос, который работает в течение всей жизни (до 100 -150 лет), без остановки и «ремонта». Объясните, в чем причина такой неутомимости и работоспособности сердца, его мышц.

2.Письменные задания (Тестовые) -10 вопросов: 1.Функция крови заключается: а)доставке к клеткам кислорода, б)доставке питательных веществ; в) защите организма от инфекций. г)верны все ответы.

2.К большому кругу кровообращения принадлежит: а)верхн$яя полая вена, б)нижняя полая вена, в)аорта; г)все эти сосуды. 3.Какое значение для организма имеет способность вырабатывать антитела?

а)защиту от образования тромбов; б)иммунитет; в)постоянство внутренней среды; г) процесс свертывания крови. 4.Какие 3 типа жидкостей составляют внутреннюю среду организма: А-межклеточная жидкость, Б -Плазма, В-Сыворотка, Г- Лимфа, Д-кровь. Е-Вода

а)АДВ; б)А,Г,Д; в) АДЕ; г)Б,Г,Д

5.Что обладает свойством присоединять и отдавать кислород? а)лейкоциты, б)фибрин, в)гемоглобин, г)фибриноген б.Какие компоненты$ крови образуют иммунную систем}’ организма? А-эритроциты, Б-тромбоциты. В-Фибрин. Г-фибриноген.Д-лейкоциты, Е-гемоглобин,Ж-антитела: а)Д,Ж; б)А,Д; в)А,Е; г)Б,В

7. Дошкольник Сергей заболел корью в легкой форме и вскоре поправился, хотя никаких прививок ему не было сделано. Чем это можно объясни$ть:

а) у него естественный врожденный иммунитет, б)у него естественный приобретенный иммунитет, в)у него искусственный иммунитет, г)у него есть эритроциты.

8.Какие кровеносные сосуды называются артериями? а)несущие в себе артериальную кровь. б)несущие в себе венозную кровь в)несущие кровь от сердца, г) несущие кровь к сердцу. 9 .Какие процессы происходят с кровью в капиллярах большого круга кровообращения?

а) отдает тканям С02, поглощает 02

б)Отдает С02, поглощает из легких 02 и венозная кровь п$ревращается в артериальную

в) отдает 02, питательные вещества, поглощает С02 г)Отдает 02 и питательные вещества, поглощает С02 и другие продукты жизнедеятельности клеток, артериальная кровь превращается в венозную 10.Какие кровеносные сосуды относятся к малому кругу кровообращения? а)сосуды ног, б)сосуды печени, в)сосуды в легких, г) сосуды головы.

3. Практическое задание:

  1. Использовать микроскоп и определить, где находится микропрепарат лягушки, а где человека.

  2. Показать по таблице места прощупывания пульса, обнаружить пульс у себя и подсчитать число ударов за 1 мин. в состоянии сидя

  3. Использовать микроскоп, и обнаружить в микропрепарате -лейкоциты объяснить, по каким признакам определил(а).

4.Игра в пирамиду.

Работ$а по парам: Учащийся пытается объяснить понятие, не называя само понятие.

Вены– сосуды, несущие кровь к сердцу

Аорта -самый крупный сосуд

сердце– полый мышечный орган

гем$оглобин– вещество, входящее в состав эритроцитов

иммунитет– способность организма защищаться от инфекций

Малый круг кровообращения – путь крови от правого желудочка до левого предсердия

Плазма – жидкая часть крови.

Вакцина -препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов.

III Итоговая часть $урока

Учитель заносит оценки за выполненную работу в таблицу, суммирует баллы и выставляет итоговую оценку в журнал.

Пока идет подсчет баллов, учитель подводит итоги урока, исправляет и объясняет ошибки.

Литература:

1. Муртазин Г.М. «Активные формы и методы обучения биологии»

Москва, 1989г.

2. Колесов Д.В., Маш Р.Д.Биология. Учебник. Человек. 8 класс, 2010 г.

$

Еще записи

Leave a Comment