Урок по теме «Витамины – чудесные вещества»

Тема: «Витамины – чудесные вещества»

Цели:

  1. Образовательн$ая цель. Сформировать понятие витаминов, их биологического значения, источниках.

Познакомить с заболеваниями, возникающими при нехватке витаминов.

  1. Воспитательная цель. Убедить в необходимости обязательного наличия витаминов в питании человека, особенно – в осеннее – зимний период.

  2. Развивающая цель. Продолжить формирование логических умений выделять главное, $сравнивать, анализировать, делать выводы; практических умений – работать с графической наглядностью, инструктивными картами, текстом. Продолжить развитие монологической речи при ответе на вопросы.

Оборудование: таблица «Витамины»; презентация по теме «Витамины»; выставка «Поливитамины».

Ход урока.

1.Актуализация знаний.

  • Что такое обмен веществ?

  • Почему его называют основой жизни?

  • Виды обмена веществ. (Пластический и энергетический)

  • В чём сущность пластического и энергетического обмена?

  • На каких этапах возрастного развития преобладает пластический, а на каких- энергетический обмен и почему?

  • Какие вещества принимают участие в расщеплении молекул белков, жиров, углеводов?

$

2.Изучение нового.

Вступительное слово учителя.

Для жизни необходимы белки, жиры, углеводы, минеральные соли и вода.

В 1881 г. Русский врач Н.И.Лунин произвёл опыты над 2 группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, других - искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, соли и вода в тех же пропорциях, что и в молоке. Животные 2 группы вскоре погибли.

$Проблема.

- Почему погибли мыши, вскормленные искусственной пищей?

(Учёные предположили, что в пище есть ещё какое то вещество, необходимое для поддержания жизни)

Тема: «Витамины – чудесные вещества»

- Выпишите определение витамины (с 153, учебник Пономарёвой)

Витамины – (от лат.Vita – жизнь, amin – содержащий азот) биологически активные вещества, содержащиеся в пище, необходимые для образования ферментов, действующие в очень небольших кол-вах.

-Чем отличаются витамины от ферментов?

- Какие витамины вы знаете? В каких продуктах они содержатся?

Витамины

Водорастворимые В,С Жирорастворим$ые А,Д,Е,К

Какие витамины и каким образом влияют на процессы обмена веществ?

Работа с учебником по заполнению таблицы.

Эти витамины должны знать все. (Сообщения учащихся о заболеваниях)

Название витамина

Суточная потребность

В каких продуктах содержится?

$

На какие процессы влияет

Признаки авитаминоза

Заболевание

А

$

0,9 мг

Печень трески, морского окуня, сливочное масло, морковь

Рост, развитие, повышает защитные свойства организма, улучшает зрение в сумерках, состояние волос, ногтей.

Сухая кожа, трескается, темнеет.

«Куриная слепота»

$

В

1,4-1,6 мг

Хлеб, фрукты, дрожжи

На работу мышечной и нервной системы

Утомление, нервные раздражения, нарушаются процессы биологического окисления

Бери-бери

С

75 мг

$

Свежие овощи, фрукты, шиповник, чёрная смородина

Повышается сопротивляемость организ$ма, укрепляет кости и зубы, входит в состав ферментов, препятствует разрушению стенок кровеносных сосудов.

Выпадают зубы, нарушаются кровеносные сосуды

Цинга

Д

2,5 мг

$

Под влиянием солнечных лучей, рыбий жир, яичный желток, печень, сливочное масло

Участвует в обмене Са и Р, для развития зубов и костей

Медленное развитие, искривление костей

Рахит

$

- Значение витаминов.

- Всегда ли, употребляя продукты, мы получаем витамины?

3. Закрепление.

Биологический диктант.

  1. Заболевание, развивающееся при недостатке витамина…(гиповитаминоз)

  2. Заболевание, которое ра$звивается при недостатке витамина Д…(рахит)

  3. Цитрусовое растение, плоды которого брали в плавание моряки для восполнения недостатка витамина С..(лайм)

  4. Заболевание, которое развивается при недостатке витамина В…(бери-бери)

  5. Биологически активные вещества, в состав молекул которого могут входить витамины…(ферменты)

  6. Витамины какой группы входят в состав шиповника, цитрусовых…(С)

  7. Рыбий жир, яичный желток, сливочное масло. Какой витамин содержится в этих продуктах…(Д)

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ В ФОРМЕ ЗАДАЧ

  1. Одну п$орцию свежих фруктов залили кипятком, а другую такую же порцию – прокипятили. В обоих случаях получился напиток – компот. Какой вариант компота содержит больше витаминов? Обоснуйте

  1. Взяли две порции яблочного сока. Одну порцию хранили в бутыли из темного стекла, а вторую – в прозрачной бутыли. Через некоторое время провели анализ. Какие витамины выявили? В какой порции сока их было бо$льше?

  1. Диетологи не рекомендуют употреблять в пищу овощные супы, хранящиеся более трех дней. А зимой предлагают свежий капустный суп в целях оздоровления. Поясните данные рекомендации.

4.Домашнее задание

П. 38. Полезные советы (придумать)

Post Comment