Внеклассное мероприятие по химии и биологии для 11 класса «Своя игра»

КГУ «Больше-Чураковская средняя школа отдела образования акимата Алтынсаринского района»

Внеклассное мероприятие по химии и биологии

«Своя игра»

$для обучающихся 9-11 классов

Учитель биологии Мосейко Н.А.

$Учитель химии Ткаченко Ю.А.

Цель: Стимулировать обучающихся к получению новых знаний; расширять кругозор, повышать интерес к биологии и химии ; развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, умения рассуждать и делать выводы.

Образовательные задачи:

  • закрепление в процессе практической деятельности теоретических зн$аний, полученных на уроках биологии и химии;

  • вовлечение в словарный запас биологических и химических слов и выражений;

  • развитие коммуникативных навыков;

  • осуществление межпредметных связей.

Развивающие задачи:

  • развитие памяти, внимания;

  • развитие образного мышления;

  • $развитие творческого воображения;

  • развитие восприятия;

  • повышение самооценки, снижение тревожности.

Воспитательные задачи:

  • воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;

  • развитие творческих способностей обучающихся;

  • самореализация личности подростка в коллективе через внеклассную деятельность.

Оборудование:

Электронная презентация;

интерактивная доска, компьютер.

$Участники: Обучающиеся 9-11 классов

Форма деятельности: интеллектуальная игра

Время проведения – 40-50 минут

Структура занятия:

1. Организационный момент (5 минут)

2. Игра (40 минут: 1 раунд – 15 мин., 2 раунд -20 мин., 3 раунд- 5 мин.)

$3. Подведение итогов, награждение победителей и участников конкурса (5 минут)

Ход игры

I. Вводная часть.

Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня «Своя игра» для тех, кто хочет больше узнать о том, что окружает нас. Ведь удивительное рядом, надо только посмотреть вокруг!

Правила игры:

Командам предлагае$тся 3 раунда, включающие в себя вопросы по двум очень интересным и неповторимым наукам биологии и химии. Вопросы оценены баллами от 10 до 50(1-химия, 2- биология), в зависимости от сложности. Члены команды выбирают тему, затем вопрос. Вопросы задаются по очереди. На обдумывание ответа отводится не более одной минуты. Если ответ правильный, то команда получает очки соответственно номиналу, если ответ неправильный, то очки вычитаются из суммы, набранной командой.

$ Вы готовы? Удачи Вам!

1 Раунд

Сектор РАЗМИНКА

$ 10.1.Какой единственный металл является жидким? (Ртуть)

10.2. Это не только жилище животных в неволе, но и элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех животных и растений .(Клетка)

20.1.Вещество, которое в Бразилии называют «слезы дерева»? (Каучук)

20.2. Какой кровеносный сосуд является столицей европейского государства, какого$? (Вена- Австрия)

30.1.Прочитав данное предложение, найдите в нем название предельного углеводорода. «Смета на строительство нового объекта было утверждена» (Метан)$

30.2.От чего птицы улетают на юг от холода или от голода? (От голода)

40.1.Писатель Антуан де Сент-Экзюпери писал: У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою можно наслаждаться, не ведая, что ты такое… Ты самое большое богатство на свете…” О чем писал Экзюпери? (Вода)

40.2. Важнейший органо$ид ядра, содержащий ДНК в комплекте с основными белками, РНК, липиды, минеральные вещества и фермент, необходимый для удвоения ДНК. (Хромосома)

50.1.О каком элементе это выражение – «Желчь бога Вулкана»? (Сера)

50.2.Существует выражение «лить крокодиловы слёзы». Плачут ли крокодилы?
(Плачут- так они удаляют лишнюю жидкость из организма).

Сектор Переведи термины

10.1.На греческий – «наружу» (Экзо)

10.2.На греческий -«приносящий здоровье» (Гигиена)

$ 20.1.На латинский – «показатель» (Индикатор)

20.2.На греческий – « сам питаюсь» (Автотроф)

$30.1.На английский –«равновесие, уравновешивать» (Баланс)

30.2.На латинский- «освобождение» (Иммунитет)

40.1.На греческий – «происхождение» (Генезис)

40.2.На латинский – «народ, население» (Популяция)

50.1.На греческий –«занимающий одн$о и то же место» (Изотоп)

50.2. На латинский – «внутри семени» $(Эндосперм)

Сектор Загадки

10.1.

В воздухе он главный газ,

Окружает всюду нас.

Угасает жизнь растений

Без него, без удобрений.

В наших клеточках живёт

Важный элемент… (Азот)

10.2.

$Можем резать гидру смело –
Восстановит свое тело.
Это – не сенсация,
А (Регенерация)

20.1.

Лакмус будет в них краснеть,

Растворяться – цинк и медь.

А мелок в них , посмотри, $

Вмиг пускает пузыри!

$ И опасны для работы

Эти жгучие… (Кислоты)

20.2.

Два организма взаимно полезны,
Связаны вместе просто железно.
Жить в одиночку? – огромный вопрос.
Такое сожительство есть
  (Симбиоз)

30.1.

В чем горят дрова и газ,

Фосфор, водород, алмаз?

Дышит чем любой из нас

$Каждый миг и каждый час?

Без чего мертва природа?

Правильно, без … (Кислорода)

30.2.

В ДНК содержится
Наследства информация.
 
Удвоенье ДНК
 
Зовем
  (Редупликация)

$ 40.1.

Вы ребята мне поверьте-

Этот газ вполне инертен

$Он спокойный и ленивый,

В трубках светится красиво.

Для рекламы нужен он,

Незаметный газ… (Неон)

40.2.

Могут жить без кислорода
Их зовут
  (Анаэробы)

50.1.

$ Удивить готов он нас -

Он и уголь, и алмаз,

Он в карандашах сидит,

Потому что он - графит.

Грамотный народ поймет

То, что это ... (Углерод)

50.2.

$ Летом тле самцов не надо.
Просто чудо из чудес!
Этот способ размноженья
Мы зовем
 (Партеногенез)

Сектор СИМБИОЗ ХИМИИ И БИОЛОГИИ

10 баллов. Какие вещества образуются при фотосинтезе? (кислород и глюкоза)

20 баллов. В названи$е каких структурных элементов ядра клетки, содержащих ДНК, входит название химического элемента? (Хромосома)

30 баллов. Каким препаратом можно вывести больного из бессознательного состояния? (Нашатырный спирт)

40 баллов. При неправильном использовании удобрений какие вредные вещества накапливаются в овощах? (Нитраты)

50баллов. Какой галоген помог открыть ученому кот? (йод)

2 Раунд

$Сектор Глоссарий

10.1. Распад какой –либо частицы вещества(молекулы, радикала, иона) на несколько более простых частиц (Диссоциация)

10.2. Процесс синтеза органических веществ из неорганических за счет энергии света. (Фотосинтез)

$20.1. Явление существования химического элемента$ в виде двух или нескольких различных по строению и свойствам простых веществ (Аллотропия)

20.2. Мелкое, частное приспособление к конкретным условиям среды, которое не ведет к существенным изменениям уровня организации (Идиоадаптация)

30.1.Твердые тела, имеющие упорядоченное взаимное расположение образующих их частиц (Кристаллы)

30.2.Подражание защищенным видам или объектам окружающей среды. (Мимикрия)

40.1.Взаимодействие молекул р$астворителя с молекулами ( или ионами) растворенного вещества (Сольватация)

40.2.Появление у отдельных особей признаков, свойственных далёким предкам (Атавизм)

50.1. $Явление обратимой изомерии, при которой два и более структурных изомера находятся между собой в подвижном равновесии (Таутомерия)

50.2. Движение растений или их органов по направлению к солнцу (Гелиотропизм)

$ Сектор Самые, самые…

10.1. Самый тугоплавкий металл (Вольфрам)

10.2. Это самое высокое млекопитающее из живущих ныне. Высота его 4,8-5,8 м, масса взрослых самцов – до 750 кг. (жираф)

20.1. Самый лёгкий газ (Водород)

20.2. Самые мелкие косточки скелета человека. (наковальня, молоточек, стремечко)

$30.1. Самое нетоксичное органическое вещество (Метан)

30.2. Они являются самыми быстрыми обитателями водоёмов. Подобно ракетам перемещаются в толще воды. Некоторые из них развивают скорость до 216 км/ч. (осьминоги и каракатицы)

$40.1.Самый дорогой металл (Калифорний)

40.2. Самая продолжительная жизнь у цветов этого растения. Они сохраняются на стебле до 80 дней. (орхидея)

50.1. Самая сильная «супер» кислота (Пентафлуорид фтористоводородной кислоты HFSbF5 )

50.2. Самое удивительное животное. Он имеет голову коровы, хвост лошади, скелет бизона, шерсть козла, рога быка. Ко всему этому он хрюкает, как свинья. (Як)

Сектор Легенды и мифы

10.1.$ Этот металл издавна манил людей, считался самым редким, и поэтому самым дорогостоящим. Неудивительно, что его пытались подделать и получить искусственным путем. Учитывая, что в средневековье бытовало поверье, что металлы вырастают в земле под светом звезд, как вырастают кристаллы в пещерах, причем, постепенно трансформируясь и приобретая новые черты. Таким образом, считалось, что любой металл со временем вырастает в …. И становится понятны$м, почему так много алхимиков и ученых пытались разгадать секрет философского камня и возможности превращения любых металлов именно в него.. о каком металле идет речь? (Золото)

10.2. Древняя легенда рассказывает, как однажды много дней древнееврейский народ брел по пустыне, по колено, утопая в сыпучем песке. Все припасы, взятые с собой, были съедены. Люди падали от изнеможения и истощения на горячий песок и уже готовились к смерти.

Утром, когда солнце стало накалять пустыню, неожиданно поднялся ветер. И вдруг путешественники заметили, как по песку, подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Ветер поднимал их кверху, и казалось, что они падают с неба.

- Манна, манна! С неба падает манна! $

Все бросились собирать эту “манну”: брали пригоршнями серые комочки, ели их сухими, варили кашу и пекли лепешки.

О чём идёт речь? (Лишайники)

20.1. В с$редневековье считалось, что этот металл может спасти от любого злого колдовства. Кол из него был идеальным средством для убийства вампиров, а любую нечисть, оборотней и колдунов можно было убить только пулей из этого металла, так как обычная стальная пуля их не брала. Также этот металл защищал от яда и заразы $(Серебро)

20.2. Древнегреческие легенды о них самые красивые. В Греции их считали "людьми моря", так как верили, что однажды бог вина и веселья Дионис возвращался морем домой, и на него напали пираты, не ведающие о его божественной природе. Они заковали Диониса в цепи, но оковы сами упали с рук бога и оплели виноградной лозой мачты и паруса корабля, а Дионис предстал перед своими обидчиками в образе тигра. Пираты испугались, бросились в море и превратились ... Так бог покарал морских разбойников, изменив им облик, но оставив прежний разум. С тех пор плавают они по морям и океанам , искупая свою вину, спасают людей. Кто , они?$ (Дельфины)

30.1. Кельты в знак благодарности богам , жившим  в воде по их поверьям, бросали что-то в воду, что создавало яркое свечение в реках и озера$х что кельты бросали в воду? (Украшения из золота и серебра)

30.2. Они символически соотносятся со скотом. В польских колядках хозяевам желают столько овец и телушек, сколько в лесу … В Болгарии кладут снятую с себя мартеницу под камень и потом проверяют, что под ним: если …, то народится много ягнят. Сербы кладут в их жилище голову печеного рождественского животного, кости зажаренных в Юрьев день ягнят и т.п., чтобы скота расплодилось столько, сколько… . (Муравьи)

40.1.$ Покровителем какого распространенного на Земле химического соединения является Анахита, в значении «незапятнанная», Персидская богиня войны и материнства, источник жизни для древних персов.? (Воды)

40.2.$ По народным поверьям, считается, что там, где падает звезда, расцветает этот цветок. А еще говорят, что эти цветы - это маленькие солнышки, которые соединяют множество святых дорог-лепестков. Их считают схожими по форме с зонтиками, а по легенде - они в давние времена были зонтиками для маленьких степных гномиков. Начнется в степи дождь, гномик укроется этим цветком , либо сорвет его и шагает по степи, поднимая цветок над головой. Дождь стучит по цветочному зонтику, струйками стекает с него, а гномик остается совершенно сухим.

(Ромашка)

50.1.$ В прошлые времена в Ярославле жил купец, который занимался грабежом торговых и даже нищих людей. Жил он в достатке и богатстве. И все бы у него прекрасно, но вдруг исчез у него единственный сын, который не мог смириться с тем, что отец являлся таким варваром. И понял тогда купец, что жил неправедно, и стал помогать всем, творить дела добрые: кормил нищих, приносил пожертвования в церкви. Решил купец замолить грехи и из награбленного приказал отлить большой колокол. Стал колокол украшением колокольни храма Петра и Павла. Надеялся купец, что сын его услышит звуки колокола и вернется в отчий дом. И исполнилось желание. Сын стал поддержкой купцу, вместе они творили добро. А после смерти отца, сын продолжал помогать бедным и обездоленным. Из какого металла был отлит колокол? $(Серебра)

50.2. $По народным представлениям, ОНИ — обращенные люди. Происхождение их, в частности, связывают с людьми, утонувшими во время всемирного потопа. Согласно другой легенде, войско фараона, преследовавшее евреев во время их исхода из Египта и потопленное в водах Чермного моря. превратилось в.. . , которых вследствие этого называют "фараонами”. Существует поверье, будто бы у самок длинные волосы и женская грудь, а у самцов борода. Придет время, когда они вновь станут людьми, а ныне живущие люди превратятся в... Поэтому бить … грех. Кто это? (Лягушки)

$Сектор История наук в лицах

10.1. После очередного взрыва в лаборатории гимназии, этому ученику, в качестве наказания, повесили на шею табличку «Великий химик».

$ Сейчас его знает весь мир. Он автор «Теории химического строения органических веществ» (А.М.Бутлеров)

10.2. Основоположник науки микробиологии. Доказал, что болезни вызываются микробами, попавшими в организм. Разработал метод прививок. Луи Пастер)

20.1. Этот ученый пришел к следующему важному заключению: «число молекул всегда одно и то же в одинаковых объемах любых газов». Далее он писал, что теперь «имеется средство очень легкого определения относительных масс молекул тел, которые можно получить в газообразном состоянии, и относительного числа молекул в соединениях». (А.Авогадро)

$ 20.2. Основоположник русской школы физиологов. Доказал, что психическая жизнь человека является результатом деятельности клеток головного мозга. И.М.Сеченов)

30.1. Он открыл способ синтеза парафиновых углеводородов, $который заключается в действии металлического натрия на галогенопроизводные алканов. (Ш.Вюрц)

30.2. Этот учёный распространил понятие биосферы не только на организмы, но и на среду их обитания. Выявив геологическую роль живых организмов, он показал, что их деятельность представляет собой важнейший фактор преобра$зования минеральных оболочек планеты. (В.И.Вернадский)

40.1. Этому ученому принадлежит открытие основного закона термохимии, согласно которому тепловой эффект реакции зависит лишь от начального и конечного состояния системы и не зависит от промежуточных состояний и путей перехода (Г.И.Гесс)

$ 40.2. Этот учёный внёс выдающийся вклад в анатомическую науку (эмбриологию) ,профессор сравнительной анатомии и физиологии Петербургской медико-хирургической академии. Он открыл яйцеклетку человека и описал развитие ряда органов. В книге «Об истории развития животных» (1828-1837) он изложил учение о зародышевых листках, а также теорию рекапитуляции ("повторения") основных морфологических признаков в эмбриогенезе человека. (К.Бэр)

50.1. Однажды извозчик с седоком в пролетке вдруг приподнялся с места и поклонился перед каким-то прохожим. Удивленный седок спросил: "Кто это?" - "О! - ответил извозчик. - Это известный чемодан$ных дел мастер"

О каком химике идет речь? (Д.И.Менделеев)

50.2.$ Рассказывают, что когда-то , в давние времена человек имел неразделённую природу, мужское и женское начало сочеталось в нём гармонично. Но в наказание за прегрешения Создатель рассёк человека надвое, разделив на женщину и мужчину. С тех пор и бродят мужчины и женщины по земле в поисках утраченной половинки, утраченной гармонии. Нечто подобное происходит при репликации ДНК. Каждый раз в процессе митоза гармония утрачивается , чтобы затем восстановиться вновь. Модель жизни в миниатюре! А вот вопрос: кто первым расшифровал структуру ДНК и предложил её модель в виде двойной спирали. (Д.Уотсон, Ф.Крик)

3 Раунд «Чёрный ящик»

Вопрос:

Два элемента, взятые по отдельности, губительно действуют на организм, а их соединение – это вещество , без которого невозможна жизнь человека. Оно обеспечивает постоянство осмотического давления кров$и и создаёт условия для существования красных кровяных телец эритроцитов. Оно необходимо также для процесса переваривания и усвоения пищи.

Запасы этого вещества на Земле практически не ограничены, а применяют его ежедневно все люди нашей планеты и даже … дикие и домашние животные! Это вещество вы можете пощупать руками, понюхать и даже попробовать на вкус.

$Ответ: Один элемент – НАТРИЙ, второй – ХЛОР. Это – ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ.

Подведение итогов игры.

Учитель:

Поздравляем с успешным

завершением соревнования!

Желаем упорства и удачи

в дальнейшем изучении предметов

ХИМИИ И БИОЛОГИИ !

$Используемая литература:

К.Н.Задорожный «Биология в школе», «Феникс» Ростов-на-Дону, 2006г.

Л.И.Жук «Я люблю эту Земля», «Красико-Принт», Минск, 2000г.

$Д.И.Соколов «Понятия и определения. Химия.Словарик школьника», «И.Д.Литера, С.-П. -2005 г.

А.Е.Темирбулатова, Н.Н.Нурахметов, Химия (учебник, 11 кл.), Алматы «Мектеп»,-2011г.

$Т.И.Жукова «Часы занимательной биологии», Москва «Просвещение»- 1973 г.

М.А.Нянковский «Неизвестное об известном» , Ярославль «Академия развития» -1997 г.

Н.И.Панфилова, В.В.Садовников «35 суббот» , Москва «Новая школа» -2001 г.

Т.Касымбева, К.Мухамбетжанов, Общая биология (учебник, 10 кл.), Алматы «Мектеп»- 2006г.

Интернет ресурс

Post Comment