элективный курс для учащихся 10-11 классов “Анатомия и физиология человека”

Обще$образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №29

«Образовательный центр» г. Сызрани

Элективный курс

в 10-11 классах

Тема: «Анатомия и физиология челове$ка»

Подготовила

учитель биологии

Коноваленко Татьяна Викторовна

$

Сызрань – 2011

Пояснительная записка.

$

Предлагаемый курс предназначен для учащихся профильных классов (10-11 классы) средних школ, гимназий и лицеев естественно-научного и медико-биологического направления. Известно, что в соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное образование (10-11 классы). Ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся».

Раздел «Анатомия» является одним из самых сложных для понимания в школьном курсе общей биологии, а «Основы физиологии» в школьном курсе по биологии не предусмотрены. Облегчению усвоения этих разделов может способствовать практикум по анатомии и $физиологии человека, Использование такого подхода в преподавании анатомии и физиологии человека развивает у школьников логическое мышление и позволяет им глубже понять учебный материал по этой$ теме, дает возможность преподавателям осуществлять эффективный контроль уровня усвоенных учащимися знаний. Практические умения и теоретические знания, полученные в данном элективном курсе, являются хорошей мотивационной основой для обучения предметам естественнонаучного цикла, дальнейших исследований подобного плана, а также профессиональной ориентации школьников.

Целью курса является предоставление учащимся возможности удовлетворить индивидуальный интерес к анатомии и физиологии в процессе познавательной и творческой деятельности.

Задачи, используемые в курсе, основаны на реальных примерах из области анатомии и физиологии человека. Это позволит углубить и развить системы биологических понятий, законов и закономерностей, полученных при изучении других разделов школьного курса биологии. Элективный курс включает также вопросы, которые, хотя и не рассматриваются подробно в курсе общей биологии, могут представлять определенный интерес для увлекающихся анатомией и физиологией.

Основные методы обучения можно охара$ктеризовать как эвристические и исследовательские. Методы сопрягаются как с групповой работой во время обсуждения результатов, обоснования практических и лабораторных работ, так и с индивидуальной во время оформления результатов.

Основными и оптимальными формами занятий являются самостоятельная исследовательская работа (практикум) в малых группах, индивидуальная работа с информационными источниками, а также доклады, дискуссии.

Контроль знаний не считаю глав$ным в работе на занятиях. Главная мотивация работы – это познавательный интерес. Знания проверяются с помощью тестового контроля. При изучении отдельных тем учащиеся составляют обобщающие схемы, таблицы.

Данный элективный курс должен быть реализован в пределах одного полугодия и имеет следующее предназначение:

– предпрофессиональная подготовка;

– углубление отдельных тем по анатомии $и физиологии;

– удовлетворение познавательных интересов.

Элективный курс является тематическим и краткосрочным (17 часов). Курс «Анатомия и физиология человека» рассматривает 8 тем, (на усвоение каждой из них отводится от 1 до 2 часов) и 1 час отводится на тестированный контроль знаний.

Требования к техническому оснащению курса:

  1. Для демонстрационных занятий необходимы световые микроскопы.

  2. $ Набор микропрепаратов и схем, демонстрирующих анатомические и физиологические особенности организма человека и животных.

  3. Секундомер, ростомер, прибор для измерения артериального давления, фонендоскоп – приборы, необходимые для проведения практикума по анатомии и физиологии.

$ Учащиеся должны знать:

– принципиальное устройство светового микроскопа;

– строение и функции организма;

– строение и функции тканей, органов и систем органов;

– значение физической нагрузки для организма человека.

Учащиеся должн$ы уметь:

– работать со световым микроскопом и микропрепаратами;

– работать с современной биологической литературой и Интернетом;

– применять анатомические и физиологические знания для объяснения биологических процессов;

– использовать знания об анатомии и физиологии для ведения здорового образа жизни.

Содержание программы.

$

Тема 1.Строение и функции организма (лекция).

Некоторые общие данные о строении организма. Работа со световым микроскопом: рассмотрение микропрепаратов клетки, тканей. Строение и функции органов и систем органов.

Тема 2. Сердечнососудистая система (лекция).

$ Иллюстрация строения сердечнососудистой системы. Ознакомление с функциями и значением сердечнососудистой системы.

Тема 3. Показатели функционирования сердечнососудистой системы при нагрузке (практикум).

Практическая работа, на которой учащиеся исследуют функционирование сердечнососудистой системы при нагру$зках.

Тема 4. Кровеносная система организма человека (лекция).

Теоретическое изучение органов, входящих в состав кровеносной системы. Изучение функций кровеносной системы человека.

$ Тема 5. Физиология кровообращения (практикум).

Учащиеся исследуют особенности периферического кровообращения в условиях воздействия на организм различных экзогенных факторов.

Тема 6. Дыхательная система человека (лекция).

Строение, функции и значение дыхательной системы. Вдох и выдох. Как это происходит?

Тема 7. Исследование дыхательной функции (практикум).

$ Исследование вентиляционной способности легких по динамическим параметрам системы внешнего дхания..

Тема 8. Строение и функции головного мозга (лекция).

Строение, функции, значение головного мозга.

$Тема 9. Изучение методов исследования умственной работоспособности (практикум).

На данном практическом занятии учащиеся смогут научиться определять показатели умственной работоспособности.

Тема 10. Энергетический обмен. Физиология энергетического обмена, его значение (лекция).

Пластический и энергетический обмен. Значение.

Тема 11. Расчет основного обмена по таблицам и формулам (практикум).

$ При выполнении данного практикума учащиеся смогут научиться анализировать величины основного обмена, полученного с помощью различных некалориметрических методов; исследовать особенности регуляции энергетического обмена во время физической нагрузки и в периоде восстановления; выполнять взаимосвязи между величиной энергозатрат и уровнем физической работоспособности у испытуемых во время физической нагрузки.

Тема 12. Терморегуляция. Температура тела, терморегуляция и гипотермии (лекция).

Понятие о терморегуляции. Значение терморегуляции для организма человека.

$Тема 13. Измерение температуры тела (практикум).

Учащиеся научатся измерять температуру тела человека ртутным и электротермометром.

Тема 14. Жизненный путь человека (циклы развития). Реальный и биологический возраст (лекция).

Онтогенетическое развитие человека. Понятие о биологическом и реальном возрасте человека.

Тема 15. Определение биологического возраста по методу Войтенко (практикум).

Учащиеся научатся опред$елять биологический возраст человека по методам Войтенко, сравнивать с календарным возрастом обследуемого; делать вывод о степени общего здоровья.

Учебно-тематический план.

п/п

$

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности.

1

Строение и функции организма. Инструктаж по технике безопасности.

2

$

Лекция учителя.

2

Сердечнососудистая система.

Показатели функционирования сердечнососудистой системы при нагрузке.

2

Лекция учителя. Проведение практического заня$тия по теме ССС.

3

Кровеносная система организма человека. Физиология кровообращения.

$

2

Лекция учителя. Проведение практического занятия по теме кровообращение.

4

Дыхательная система человека. Исследование дыхательной функции.

2

$Лекция учителя. Проведение практического занятия по теме дыхательная система.

5

Строение и функции головного мозга. Изучение методов исследования умственной работоспособности.

2

Лекция учителя. Проведение практического занятия по теме головной мозг.

6

Энергетический обмен. Физиология энергетического обмена, его значение. Расчет основного обмена по таблицам и формулам.

2

$

Лекция учителя. Проведение практического занятия по теме энергетический обмен.

7

Жизненный путь человека (циклы развития). Реальный и биологический возраст. Определение биологического воз$раста по методу Войтенко.

2

Лекция учителя. Проведение практического занятия по теме лекции.

8

Терморегуляция. Температура тела, терморегуляция и гипотермии.

Измерение температуры тела.

2

Лекция учителя. Проведение практ$ического занятия по теме терморегуляция.

Контрольное тестирование

1

Контрольный тест.

Итого:

17

$

Список используемой литературы:

  1. Белявская Л.И., Гудкова Н.С., Андронова Т.А. Методическое пособие к практическим занятиям по биологии. Саратов. Изд. СМИ, 1977, – 183 с.

  2. Белянина С.И., Кузьмина К.А., Боброва$ Л.А. Биология. Методические указания для слушателей подготовительного отделения. Саратов. Изд. СМИ, 1990.

  3. Биология для поступающих в ВУЗы. Под ред. В.Н. Ярыгина. М., Высшая школа. 1997.

  4. Хелевин Н.В. Задачник по общей и медицинской генетике. М., Высшая школа. 1984.

  5. Основы физиологии человека – Агаджанян, Н.А., 2011

  6. Физиология человека Авторы книги: Покровский В. М., Коротько Г. Ф. Год: 1997 Страниц: 2 тома $447+372 стр.

  7. Большой практикум по физиологии, Под редакцией А. Г. Камкин

Еще записи

Leave a Comment