Элективный курс “Физиология растений”
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чумайская средняя общеобразовательная школа»
П$РОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ФИЗИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ
Составитель:
Носкова Евгения Николаевна
учитель высшей
квалификационной категории
$
Чумай 2014г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка—————————————–$———- 2
Содержание курса——————————————————— 3
Учебно – тематический план——————————————– 8
Список ключевых слов————————————————— 9
Список литературы——————————————————- 10
$
Пояснительная записка
Предлагаемый курс предназначен для обучающихся 10 класса и соответствует программе элективного курса Т.А. Снисаренко «Физиология растений» (М.: Дрофа.-2006.)
Программа включает разделы о механизмах главных физиологических функций – энергообмене, ассимиляции веществ, росте, развитии и размножении, предполагая рассмотрени$е их молекулярных и физико-химических основ, а также общих принципов организации и механизмов действия регуляторных систем в клетке и в растении в целом. Значительное место отводится процессам фотосинтеза и дыхания, составляющим основу энергетического и пластического обмена растений. Большее внимание уделяется экологическим проблемам физиологии и проблемам растениеводства.
В программе учитывается, что физиология растений тесно связана с другими биологическими дисциплинами – молекулярной биологией, биохимией, биофизикой, генетикой, микробиологией, представляющим различные аспекты в изучении целостной системы живых организмов.
Цель курса
Формирование у учащихся научного представления о при$роде физиологических процессов зеленого растения, о механизмах их регуляции, об основных закономерностях взаимодействий организма с внешней средой, а также об эволюции функций и роли растений в биосфере.
Задачи курса
Углубить и расширить знания учащихся об основных физиологических процессах в растительном организме.
Познакомить учащихся с механизмами регуляции физиологических процессов.
Показать значение знаний о физиологии растений в растениеводстве.
Учащиеся должны знать:
-
Основные законы и механизмы в физиологии растений;
-
Современные представления, гипотезы о$ целостности растительного организма и взаимосвязи с окружающей средой;
-
Особенности физиологических механизмов у растений различных экологических групп.
Учащиеся должны уметь:
-
Ориентироваться в основных направлениях физиологии растений;
-
Использовать полученные знания и методики изучения растительного организма.
Содержание курса
$ Общее количество часов – 34
Введение (1ч)
Физиология растений – наука об организации и координации функциональных систем зеленого растения. Сочетание различных уровней исследования (субклеточный, организменный, биоценотический) как необходимое условие процесса физиологии растений. Главные проблемы современной физиологии растений.
Физиология растительной клетки (5ч)
Клетка как организм и как элементарная структура многоклеточного организма. Специфические особенности растительной клетки и ее структурная организация.
Ядро, его ор$ганизация и функционирование. Генетический аппарат растительной клетки. Пластиды и митохондрии. Гипотезы происхождения клеточных органелл.
Плазмолема. Эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, микротела (перексисомы, глиоксисомы, лизосомы и др.), вакуоли, их строение и основные функции. Строение клеточной стенки, ее химический состав и основные функции.
Физико-хи$мические свойства протоплазмы и их изменения в жизненном цикле клетки. Регуляторные системы клетки.
Лабораторные работы
№ 1. Явление плазмолиза и деплазмолиза.
№ 2. Влияние ионов калия и кальция на проницаемость цитоплазмы
Основные понятия биоэнергетики (4ч)
Источники энергии в биологических системах. Автотрофность и гетеротрофность. Общий энергетический план клетки. Понятие макроэргической связи. Значение макроэргиче$ских соединений в метаболизме живого организма.
Единство элементарных энергетических процессов в живой природе. Изменения донорно-акцепторных систем в ходе эволюции. Мембраны как структурная основа биоэнергетических процессов.
Водный режим растений. Поступление воды в растительную клетку.
Диффузия, понятие химического потенциала. Осмос. Осмотическое давление. Растительная клетка как осмотическая система.
Поступление солей в растительную клетку. Способность к избирательному накоплению солей клеткой. Влияние условий на поступление солей.
Водный режим растений (3ч)
Структура и свойства воды. Значение воды в жизни растений. Водный баланс растения.
Испарение воды растением – транспирация. Понятие о транспирации, ее значение. Количество воды, расходуемой растением в процессе транспирации. Строение листа как органа транспирации. Устьица. Строение устьиц у однодольных и двудольных растений. Влияние на транспирацию внешних условий: влажности воздуха, температуры, света, влажности почвы, ветра. Суточный ход процесса транс$пирации.
Поступление и передвижение воды в растении. Корневая система как орган поступления воды, возникшей в процессе эволюционного развития растений. Морфологические и анатомические особенности корневой системы. Способность наземных органов растения к поглощению воды. Верхний и нижний концевые двигатели водного тока. Гуттация и «плач» растений. Корневое давление, величина корневого давления. Гипотезы, объясняющие механизм корневого давления.
Передвижение воды по растению. Путь воды в растительном организме.
Водный режим различных экологических групп растений: гигрофиты, мезофиты, ксерофиты. Физиологическая неоднородность ксерофитов. Растения, экономно расходующие воду. Приспособления растений к добыванию воды.$ Значение полива по физиологическим признакам.
Лабораторные работы
№ 4. Зависимость набухания семян от характера запасных веществ.
№ 5. Влияние концентрации раствора на прорастание семян.
Углеродное питание растений. Фотосинтез (5ч$)
Развитие учения о фотосинтезе. История открытия и изучения фотосинтеза. Значение работ К. А. Тимирязева. Космическая роль фотосинтеза, масштабы этого процесса. Строение листа как органа фотосинтеза.
Хлоропласты и их роль в процессе фотосинтеза. Химический состав хлоропластов. Гипотезы о происхождении хлоропластов в процессе эволюции.
Пигменты листа. Пигменты как вещества, обеспечивающие восприятие света. Методы разделения пигментов; работы М. С. Цвета.
$Хлорофиллы, их химическая структура, распространение в растительном мире. Физические свойства хлорофилла.
Энергетика фотосинтеза. Характеристика различных участков различных участков спектра. Значение в процессе фотосинтеза различных участков солнечного спектра. Работы К. А. Тимирязева и других и других исследователей. Квантовый расход процесса фотосинтеза. Фотохимический этап фотосинтеза.
Химизм процесса фотосинтеза. Фотосинтез как сочетание световых и темновых реакций. Фотохимический этап фотосинтеза. Работы Д. Арона. Первая и вторая фотосистемы.
Продукты фотосинтеза. Разнообразие продуктов фотосинтеза. Влияние условий на процесс фотосинтеза. Методы изучения фотосинтеза. Единицы измерения фотосинтеза. Светолюбивые и теневыносливые растения. Фотосинтез и урожай. Пути повышения и продуктивности фотосинтеза.
Лабораторные работы
№ 5. оптические свойства хлорофилла.
№ 6. обнаружение фотосинтеза методом крахмальных проб.
№ 7. влияние внешних условий на интенсивность фо$тосинтеза водного растения.
№ 8. обнаружение запасных сахаров в растительном материале.
Корневое питание растений (4ч)
Теоретическое и практическое значение изучение корневого питания растения. Элементы, входящие в состав растительного организма. Химический состав золы различных растений.
Ближний транспорт ионов в тканях корня. Симпластический и апопластический пути. Дальный транспорт. Восходящее передвижение веществ по $растению. Взаимосвязь минерального питания с процессами роста и развития растений. Особенности питания растений азотом. Азот и его значение в жизни растений.
Сера. Основные соединения серы в растениях, их роль в структурной организации клетки, участие в окислительно-восстановительных реакциях. Источники серы для растения.
Фосфор. Значение разных типов фосфоросодержащих соединений в клетке. Макроэргические соединения фосфора, их роль в энергетическом обмене.
Калий, его значение в обмене растительного организма. Влияние калия на физические свойства протоплазмы, на ферменты углеродного обмена, синтез белков и др. роль калия в подержании ионного баланса в тканях, в процессах осморегуляции.
Кальций. Структурообразо$вательная роль кальция. Участие в клеточной стенки, поддержании структурной целостности мембран и регуляция их проницаемости. Регуляторная роль кальция.
Магний. Формы участия магния в метаболизме. Магний в составе хлорофилла. Участие в реакциях переноса фосфатных групп, в формировании функционально-активных клеточных структур.
Микроэлементы. Представления о роли микроэлементов метаболизме растений. Металлы как компоненты простетических групп и как активаторы ферментных систем. Особенности поступления микроэлементов в растениях Водная, песчаная и почвенная культуры, их применение в физиологии растений. Питательные смеси. Физиологические основы применения удобрений. Гидропоника.
Корневое питание как важнейший фактор управления продуктивностью и качеством урожая. Генотипические различия в минерал$ьном питании разных видов и сортов.
Лабораторные работы
№ 9. микрохимический анализ золы.
№ 10. обнаружение нитратов в растениях.
Дыхание (3ч)
Биологическая роль дыхания. Специфика дыхания у растений. Развитие представлений о природе механизмов и о путях окислительно-восстановительных превращений в клетке. Каталитические системы дыхания. Пути окисления органических веществ в клетке. Механизм активации дыхательных субстратов, пути их включения в процессы биологического окисления Регуляция дыхания. Зависимость дыхания от внешних и внутренних факторов. Взаимосвязь дыхания с другими процессами обмена.
Лабораторные работы
$ № 11. потеря сухого вещества при прорастании семян.
№ 12. устойчивость растений к неблагоприятным внешним воздействиям.
Рост и развитие растений (4ч)
Понятия роста и развития растений, их взаимосвязь. Примеры различий в темпах роста и развития.
Гормоны роста (фитогормоны) как основные регуляторы процесса роста и развития. Общие представления о гормонах.
Эволюция регуляторных систем. Взаимодействие фитогормонов. Механизм гормональной регуляции. Гормональная регуляция ферментативной активности; значение фитогормонов в этом процессе.
Условия и м$етоды применения фитогормонов в практике растениеводства. Синтетические регуляторы роста. Ретарданты.
Рост клеток как основа многоклеточного организма. Три фазы роста клеток; физиологические и структурные особенности клеток на этой фазе.
Особенности роста растительного организма. Образование семян и плодов. Значение гормонов в образовании плодов. Особенности прорастания семян разных типов. Дифференциация клеток и тканей. Культура изолированных тканей и клеток. Значение гормонов для процесса дифференциации. Ростовые корреляции. Способность растений к регенерации. Роль фитогормонов в процессах укоренения черенков$.
Движения растений. Тропизмы и настии. Геотропизм, фототропизм, хемотропизм, гидротропизм, тигмотропизм. Фотонастии, терммонастии, сейсмонастии, автонастии. Физиологическая природа ростовых движений. Значение гормонов в осуществления у растений. Статолитная гипотеза. Таксисы.
Физиологическая природа покоя у растений. Покой глубокий и вынужденный. Покой как необходимый этап онтогенеза. Покой семян. Покой почек. Регуляция процессов покоя.
$ Развитие растений. Физиологические и морфологические изменения в процессе развития растений, их взаимосвязь. Развитие как развертывание генетической программы.
Лабораторная работа
№ 13. фототропизм, геотропизм, гидротропизм.
Физиологические основы устойчивости растений.(3ч)
Различные виды устойчивости. Устойчивость как признак, заложенный в наследственной основе. Проявление устойчивости в зависимости от условий среды. Ответные реакции растений на действие неблагоприятных факторов. Общие принципы адаптивных реакций растений на экологический стресс. Биохимическая адаптация. Пути повышения устойчивости растений. Пути повышения устойчивости растений.
Физиологические и биохимические основы устойчи$вости высших растений к патогенным микроорганизмам и другим биотическим факторам. Приобретенный иммунитет.
Лабораторные работы
№ 14. защитное действие сахара на цитоплазму при замораживании.
Заключение (2ч)
Жизнь растения как единого целого. Взаимосвязь и регуляция физиологических процессов в растении.
$
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
теория | $ семинары | Лаборат.раб. | контроль | |
Введение 1час | 1 | $ | ||
Физиология растительной $клетки 5час. | 2 | 1 | 2 | |
Основные понятия биоэнергетики 4час. | 2 | 2 | ||
$Водный режим растений 3час. | 1 | 2 | ||
Углеродное питание 5час. | 1 | 4 | $тест | |
Корневое питание 4час. | 1 | 1 | 2 | |
Дыхание 3час | 1 | $ 2 | ||
Рост и развитие 4час растений | 2 | 1 | 1 | $ |
Физиологические основы Устойчивости растений 3час | 2 | 1 | ||
$ Заключение 2час | 2 | тест | ||
Итого 34 | 11 | 9 | 14 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема урока | Дата | Примечание | |
1. | Физиология $растений- наука об организации и координации систем растений. | ||
2. | Клетка как организм и как элементарная структура многоклеточного организма. | ||
3. | Химический состав и функции клеточной стенки, ядра, пластид, митохондрий. | ||
4. | Цитоплазма, ЭПС, аппарат Гольджи, вакуоли, микротело. Физико-химические свойства. | $ | |
5. | Л.Р. Явление плазмолиза и деплазмолиза. | ||
6. | Л.Р. Влияние ионов калия $и кальция на проницаемость цитоплазмы. | ||
7. | Источники энергии в биосистемах. Афтотрофность и гетеротрофность. | ||
8. | Мембрана как структурная основа биоэнергетических процессов. | ||
9. | Водный ре$жим растений. Диффузия. Осмотическое давление. | ||
10. | Избирательное накопление солей клеткой. | ||
11. | Водный баланс растений. Лист- орган транспирации. | ||
12. | Поступление и передвижение воды по растению. Л.Р. Влияние концентрации раствора на прорастание семян | ||
13. | Л.Р. Зависимость набухания семян от характера запасных веществ. | $ | |
14. | Лист как орган фотосинтеза. Хлоропласты. Л.Р. Оптические свойства хлорофилла. | ||
15. | Химизм фотосинтеза. Л.Р. Обнаружение фотосинтеза мето$дом крахмальных проб. | ||
16. | Л. Р. Влияние внешних факторов на интенсивность фотосинтеза водного растения. | ||
17. | Разнообразие продуктов фотосинтеза. | $ | |
18. | Л.р. обнаружение запасных сахаров в растительном материале. | ||
19. | Корневое питание. Ближний и дальний транспорт ионов в тканях корня. | ||
20. | $ Л.р. Микрохимический анализ золы. | ||
21. | Физиологические основы применения удобрений. | ||
22. | Генотипические различия в минеральном питании. Л.р.Определение нитратов в растении. | ||
23. | Биологическая роль дыхания. | $ | |
24. | Пути окисления органических веществ в клетке. Л.р. Потеря сухого вещества при прорастании семян. | $ | |
25. | Л.р. Устойчивость растений к неблагоприятным внешним воздействиям. | ||
26. | Взаимосвязь роста и развития растений. | ||
27. | Физиологические и морфологические изменения в процессе развития растений. | ||
28. | Покой как необходимый этап онтогенеза. Покой семян, почек. | $ | |
29. | Л.р. Фототропизм, геотропизм, гидротропизм. | ||
30. | Различные виды устойчивости. Ответные реакции растений на неблагоприятные факторы. | ||
31. | Основы устойчивости высших растений к патогенным микроорганизмам. | $ | |
32. | Л.р. Защитное действие сахара на цитоплазму при замораживании. | $ | |
33. | Жизнь растения как единого целого. | ||
34. | Взаимосвязь и регуляция физиологических процессов в растении. | ||
$ | |||
$
$
ПЕРЕЧЕНЬ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ
Автонастии
Активаторы
Гигрофит
Гидротропизм
Гуттация
Деплазмолиз
Диффузия
Ксерофит
Мезофит
Плазмолиз
Плазмолема
Сейсмонастии
Термонастии
Тигмотропизм
Транспирация
Фитогормоны
Фотонастии
Фототропизм
Хемотропизм
$
$
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
для учителя
1.Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии.
М.: -Дрофа.- 2004
2.Программы элективных курсов. Биология. М.:-Дрофа.-2006.
3.Сонин, Н.И. Биология. Живой организм. Учебник для 6 класса.
М.: – Дрофа.- 2008.
4.Захаров, В.Б.и др. Общая биология.10 класс. Учебник для ОУ.
Профильный уровень. М.: -Дрофа. 2008.
5.Генкель,П.А. Физиология растений. М.: – Просвещение. -1970.
6.Лернер, Г.И. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники.
М.: – Эксмо.=2007
7.Петунин, $О.В. Общая биология в классах естественнонаучного профиля.
Сборник задач и упражнений. Кемерово.-2006.
8. Якушкина, Н. А. Физиология растений. М.: – Просвещение,-1993.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
для ученика
1.Захаров, В.Б. Общая биология. 10 класс. Учебник для ОУ.
Профильный уровень. М.: – Дрофа. -2008.
2.Сонин, $Н.И. Биология. Живой организм. Учебник для 6 класса.
М.: – Дрофа.- 2008.
3.Анашкина, Е.Н.Веселая ботаника. Ярославль. «Академия развития». 1998.
4.Биология. Сборник тестов, задач и заданий. Пособие для учащихся средних и старших классов. М.: Мнемозина.- 1998.
5.Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. М.: Интеллект- Центр. – 2004.
$
Итоговый тест по курсу: «Физиология растений».
1. В клетке листа томата 24 хромосомы. Сколько хромосом будет в клетке корня томата в случаях:
А) перед началом деления———- Б) в конце деления——————-
2. Из споры папоротника вырастает:
А) заросток Б) спор$ангий
В) взрослое растение Г) зигота
3.При избытке воды в почве скорость созревания плодов на растении:
А) замедлится Б) ускорится
В) сначала ускорится, потом замедлится Г) не изменится
4.Проставьте буквы в той последовательности, в которой происходит рост отдельных частей корня:
А) Рост боковых корней Б) Растяжение клеток
В) Деление клеток Г) Образование тканей
5. Органические вещества образуются в хлоропластах листьев из:
А) воды и кислорода Б) хлорофилла
В)воды и углекислого газа Г) крахмала
6.По ситовидным трубкам в растворе передвигается:
А) крахмал Б) сахар
В) минеральные соли Г) крахмал, сахар, минеральные соли
7.Испарение воды листьями обеспечивает:
А) охлаждение листьев в жаркую погоду Б) целостность клеток
В) подъем воды по растению Г) вс$е перечисленные функции
8. Органические вещества транспортируются по стеблю:
А) ксилемой Б) флоэмой
В) сердцевиной Г) пробкой
9. Наибольшим количеством белка обладает семя:
А) подсолнечника Б) фасоли
В) пшеницы Г) льна
10. При переносе пыльцы насекомыми с цветка на цветок происходит:
А) самоопыление Б) оплодотворение
В) перекрестное опыление Г) размножение
11.В каком порядке расцветают перечисленные растения?
Расставьте буквы в необходимой последовательности.
А) медуниц$а Б) липа
В) мать – и – мачеха Г) ива
12.Обобщите группы понятий:
А) питание – дыхание – выделение
Б) клубень – луковица
В) крахмал – жир – сахар
Г) ситовидные трубки – лубяные волокна
Д) початок – кисть – сложный зонтик
$