Формирование универсальных учебных действий в курсе «География России»

Полубояринов$а Наталия Михайловна

учитель высшей квалификационной категории

школы № 319 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Формирование универсальных учебных действий в курсе

«География России»

От состояни$я образования во многом зависят будущее Российского государства, его экономическое развитие, уровень благосостояния в обществе. Вместе с наукой образование является основой безопасности страны и его граждан. В связи с этим образовательная система находится в центре первоочередных интересов государства.

Образование как государственный инстит$ут на наших глазах перестаёт быть консервативным и уверенно становится динамично развивающейся системой. В первую очередь этому способствует изменение нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в образовании: с первого сентября 2013 года вступил в силу Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12.2012 года № 273-ФЗ; основная школа готовится к внедрению Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от$ 17.12.2010 года № 1897.

Курс «География России», завершающий географическое образование в основной школе, занимает особое место, т. к. именно в 8-9 классах

* $происходит обобщение и систематизация сформированных знаний, а также приёмов учебной деятельности;

* учителю необходимо проверить и провести коррекцию уровня овладения учащимися знаниями и приёмами;

* разнообразие используемых на уроках методов и приёмов позволяет поддерживать у учащихся интерес к предмет$у и пониманию его практической значимости; формировать гражданскую позицию и способствовать социализации обучающихся, в т. ч. через профориентацию.

$ В соответствии с п. 5 раздела «Общие положения» Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в основе организации работы учащихся лежит системно-деятельностный подход. В условиях такой организации работы на уроке ученик является активным субъектом образовательного процесса. Деятельностный подход предполагает, что главным результат$ом обучения является формирование способов действий, обеспечивающих результат учебной деятельности. Совокупность способов действий, освоенных учащимися, обеспечивают им способность к самостоятельному получению новых знаний и умений на протяжении дальнейшей жизни, что является необходимым условием успешности в эпоху развития информационного общества. Задача учителя - подобрать необходимую технологию обучения, позволяющую выполнить поставленные цели.

Другой особенность$ю ФГОС является установление в п. 8 раздела II «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования» основных групп результатов обу$чения: личностных, метапредметных и предметных. В свою очередь среди метапредметных результатов выделены универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Таким образом, работая по ФГОС, учитель при подготовке урока должен чётко представлять себе какие УУД он будет формировать и развивать на данном уроке.

Так, например, к$ основным результатам обучения на уроке обобщающего повторения в 9 классе по теме «Промышленность – благо, зло или …» можно отнести: личностные умение мотивировать, планировать, анализировать и оценивать результаты своей деятельности, $выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач; умение принимать решения и нести за них ответственность; владение основами самоконтроля, самоопределения; формирование экологического мышления;

метапредметные – регулятив$ные УУД (умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель и планировать учебную деятельность, планировать и организовывать взаимодействие в группе; умение, работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно, умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач); познавательные УУД (умение составлять таблицы, схемы, описания, сравнения, фо$рмулировать выводы, работать с разными источниками информации, анализировать и устанавливать причины и следствия, умение выделять главное, использовать знаково-символическую систему представления информации); коммуникативные УУД (умение организовывать взаимодействие в группе; умение общаться, находить общее решение, формулировать, аргументировать и отст$аивать своё мнение);

предметные – знание основных понятий темы, отраслевого состава хозяй$ства и отраслей промышленности, размещения главных баз отраслей промышленности.

«Обучение нельзя довести до основательности без возможно более частых и особенно искусно поставленных повторений и упражнений» (Я. А. Каменский). Прави$льно организованное повторение помогает учащимся увидеть в ранее изученном материале нечто новое; актуализация знаний, предваряющая изучение нового материала, помогает установить логические, причинно-следственные связи без чего немыслима география; качественно организованное повторение позволяет привести в систему знания учащихся.

Для достижения задач, стоящих перед повторением, необходимо$ ответить на классические вопросы «что повторять?», «когда повторять?» и «как повторять?»

Что же мы повторяем с учащимися: 1) плохо усвоенный учащимися по какой-либо причине учебный материал; 2) особое место занимает повторение наиболее сложных вопросов курса географии; 3) повторение ма$териала, необходимого для понимания нового, в т. ч. межпредметные знания. С содержательной точки зрения чаще всего повторению подлежат вопросы предметной терминологии, главные закономерности и географическая номенклатура, при этом прежде всего формируются предметные УУД.

$ Содержание курса географии развивается от класса классу. Это обязывает учителя организовать повторение в начале учебного года, тематическое повторение (в т. ч. для актуализации ранее изученного материала), текущее повторение (позволяет убедиться, что изучаемый материал усвоен на должном уровне), итоговое повторение в конце учебного года. На различных этапах повто$рения у учащихся есть возможность соотнести свои знания и навыки учебной деятельности с предъявляемыми учителем требованиями, определить свой реальный уровень подготовки и поставить перед собой ц$ели на перспективу, т. е. помимо предметных УУД формируются личностные и метапредметные (в т.ч. регулятивные, коммуникативные и познавательные). Среди уроков повторения особое место принадлежит урокам обобщающего повторения, на которых, не только формируются УУД, но и расширяются, углубляются, конкретизируются и выводятся новые знания на основе уже имеющихся.

И, наконец, главный вопрос – как организовать повторение, какие технологии, методы и приёмы использовать для успешной работы?

$ Среди представленных в монографии Г. В. Селевко технологий в условиях внедрения ФГОС, на мой взгляд, следует выделить следующие, широко используемые в современной практике:

1) педагогические технологии на основе активизации и интен$сификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение, технология современного проектного обучения, интерактивные технологии, технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В. Ф. Шаталова и др.);

2) педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса (технология уровневой диффере$нциации; технология дифференцированного обучения по интересам детей, технология индивидуализации обучения, коллективный способ обучения детей, технология групповой деятельности и др.);

3) педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала (технология укрупнения дидактических единиц, технология модульного обучения, технологии интеграции в образ$овании; модели интеграции содержания в учебных дисциплинах и др.).

$

Данные технологии позволяют формировать у учащихся активную учебно-познавательную деятельность, готовность к саморазвитию и непрерывному образованию.

По организации

В связи с изменением принципа «образование на всю жизнь» на «образование через всю жизнь» особое значение приобретает формирование у молодого поколения универсальных учебных действий, т. е. способно$сти к самостоятельному планированию, организации учебной деятельности, приобретению новых знаний.

В процессе анализа используемых в практике образовательных технологий и сис$темы уроков обобщающего повторения можно сделать вывод о том, что

1) система уроков обобщающего повторения позволяет решить широкий спектр задач, в т. ч. по$ созданию условий для успешного обучения и дальнейшей социализации обучающихся;

2) среди используемых в современной практике образовательных технологий есть достаточный выбор, позволяющий организовать обучение на основе деятельностного подхода;

3) используемые современные образовательные технологии позволяют формировать универсальные учебные действия.

$

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Дронов В. П. География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс: учебн$ик для общеобразовательных учреждений/ В.П. Дронов, Л.Е. Савельева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд. «Просвещение». – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.- 207 с.: ил., карт. – (Академический школьный учебник) (Сферы).

2. Дронов В. П. Атлас: География 8-9. Рос$сия: природа, население, хозяйство. Изд. Просвещение, 2011.

3. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. – М: ТЦ Сфера, 2013. – 192 с. (Правовая библиотека образования).

4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т.1. М: НИИ школьных технологий, 2006, 816 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».

$ 5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897.

Post Comment