Конспект урока географии “Породы, слагающие земную кору” 6 класс

$Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

(МКОУ «Средняя школа № 3»)

Конспект урока географии

в 6 классе

$ по теме

«Породы, слагающие земную кору»

Выполнила

учитель географии

Дорошина Ирина Юрьевна

$

г.Людиново

2013

Цели и задачи урока: 1.продолжить формировать представление о стр$оении земной

коры, ввести понятия «осадочные», «магматические»,

«метаморфические» горные породы;

2.формировать умения учащихся описывать шорные породы;

3.воспитывать дружбу и взаимопомощь при групповой работе,

чувство прекрасного, любовь к народной культуре.

$Оборудование: коллекция горных пород и минералов, карточки с условными знаками

полезных ископаемых, карточки с заданиями для команд, плакаты из

серии «Полезные ископаемые», презентация.

Ход урока:

  1. Организация класса.

Сообщение учителем формы и условий проведения урока, деление класса на команды и выбор воеводы, вступительное слово учителя.

Вступительное слово учителя:

Ребята, сегодня мы с вами будем работать группами. В каждой группе выберите командира-воеводу, он будет руководить работой.

(класс делится на группы, выбираются воеводы.)

$

Мы сегодня с вами выясним, из чего состоит литосфера, научимся описывать

горные породы, мы также узнаем, как образовались различные горные породы.

Ребята, вы любите сказки?

Сегодня я расскажу вам сказку «Как Иван-царевич Ключ Земли искал».

  1. Изучение нового материала.

рассказ

учителя В некотором царстве, некотором госу$дарстве жил-был царь Додон. Правил он

своим государством долго и справедливо. Много деревьев посадил, землю от

врагов спасал, много книг прочитал, вырастил сына – удалого молодца – Ивана-

царевича.

Но тяжело стало царю Додону пра$вить царством-государством, состарился он.

Да и боязно отдавать трон неопытному Ивану-царевичу.

И решил Царь Додон испытать Ивана-царевича. Призвал он к себе сына и

говорит: «Отправляйся, Иван-царевич, в дальние края, мир повидать да себя

показать, ума набраться, доблести научиться. И отыщи мне Ключ Земли. А

вернёшься с победой, будешь править ц$арством».

Поклонился Иван-царевич отцу и отправился в путь-дорогу. Идёт он по полям,

лесам, поднимается на высокие горы, переправляется через бурные реки.

Долго-долго шёл Иван-царевич, но добрался до заморского царства-государства.

Видит он город большой и красивый, а над воротами надпись «Литосфера».

Прочитал Иван-царевич мудрёное название и призадумался.

Ребята! Кто поможет Ивану-царевичу объяснить это название? (Дети отвечают, что

литосфера – это твёрдая оболочка Земли.)

Стал Иван-царевич про ключ Земли расспрашивать, ем$у и отвечают: «Есть у нас Ключ Земли, но найти его не просто, охраняет его Прекрасная царевна подземного царства».

«А как же его найти?» – спрашивает Иван-царевич. «Нужно вырыть колодец» – отвечают ему люди.

Взял Иван-царевич инструменты и стал копать. Сначала рыть землю ему легко, породы попадались мягкие, рыхлые: песок, глина$, мел, соль каменная.

Учитель показывает карточки с условными обозначениями перечисленных горных пород. Группы получают карточки с названиями этих полезных ископаемых.

Учитель: Ребята, найдите в коллекции эти горные породы (песок, глина, мел, соль каменная) и опишите их по плану.

План описания горной породы.

1.название горной породы;

2.цвет, твёрдость, пачкает ли руки.

3. Где применяется горная порода.

$

Группы работают по плану, затем ученики отвечают.

Учитель сообщает понятие «осадочные горные породы», учащиеся записывают определение в тетради.

Глубже роет колодец Иван-царевич колодец, твёрже становятся горные породы. Попадаются ему железняки: бурый, магнитный, руды различных металлов.

Ребята, найдите эти горные породы в кол$лекции и опишите их.

Группы работают по плану, затем ученики зачитывают описание.

Учитель сообщает понятие «магматические горные породы», учащиеся записывают определение в тетради.

Сказка продолжается. Совсем глубоко спустился Иван-царевич под землю. Дышать ему совсем тяжело стало, воздух горячий, тяжёлый.

Ребята, что случилось? Почему трудно дышать нашему герою?

(Ученики вспоминают строение Земли, затем получают карточки с назва$ниями горных пород: гранит, базальт и описывают их.

Учите$ль сообщает понятие «метаморфические горные породы», учащиеся записывают определение в тетради.

Увлёкся работой Иван-царевич, ударил раз, другой, отвалилась огромная глыба и оказался он в огромной пещере: потолки высокие, стены блестят, а в центре на троне сидит Прекрасная царевна Подземного царства.

Поклонился Иван-царевич, попросил её отдать ему ключ Земли.

«Отгадаешь 3 загадки, отдам тебе заветный ключ!» – говорит ему Прекрасная царевна Подземного царства. Согласился Иван-царевич.

Ребята! Отгадайте загадки, помогите Ивану-царевичу.

Каждая группа получает по загадке.

  1. Что сперва в воде родится,

$ А потом воды боится? (соль)

  1. Чёрен как ворон,

А греет, как Солнце. (уголь)

  1. Белый как сахар, но не сладкий.

Пока руки им не испачкаешься,

Ума не наберёшься. (мел)

Замеч$ательно! Вы очень помогли Ивану-царевичу. Говорит ему Прекрасная царевна Подземного царства: «Вот тебе ключ Земли, но зап$омни, только знания, как ключ открывают любые замки и двери!» Поклонился Иван-царевич и отправился домой.

  1. Закрепление.

Давайте вспомним, какие горные породы Иван-царевич нашел, в какой последовательности они залегали. (учащиеся отмечают, как залегали горные породы: осадочные, магматические, метаморфические.)

Давайте вспомним, что такое «осадочные», «магматические», «метаморфические» горные породы (учащиеся дают определения).

В коллекции горных пород найдите горные породы, встречающиеся в нашей местности. (Учащиеся находят горные породы, встречающиеся в Калужской области: песок, мел, известняк, глину)

Где используются эти горные породы? (В строит$ельстве. Это строительные горные породы).

  1. Домашнее задание.

Сказка продолжается. Вернулся Иван-царевич правил царством долго и справедливо. Прославился своим умом и смекалкой. А нам прислал грамоту.

  1. $

    Подведение итогов.

Группам учитель предлагает оценить работу каждого участника, воеводы подают учителю данные на каждого члена группы.

При подведении итогов учитель отмечает и оценивает особенно активных и самостоятельно работающих учеников. Эти учащиеся тоже получают оценки.

$

Литература

  1. Шейкина С.С.География 8 класс. Занимательные материалы. – Волгоград.: Издательский дом «Корифей», 2008.

Еще записи

Leave a Comment