Конспект урока на тему "Атмосфера и ее строение"

Учитель географии СОШ № 34 г. Енакиево Донецкая область Украина

Тема: Атмосфера и ее строение.$

Цель: сформировать начальные знания учащихся об атмосфере как газовой оболочке Земли; дать представление о ее составе, строении, значении; познакомить с тропосферой как частью атмосферы, наиболее важной для жизни человека, с мероприятиями по охране чистоты воздуха; развивать наблюдательность, логическое мишлення; воспитывать понимание необходимости охраны атмосф$ерного воздуха.

Базовые понятия: атмосфера, тропосфера

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: проектор, мультимедийная доска, компьютер, колонки, атласы, учебники.

Ход урока.

$ Ι. Организацийний момент.

. Мотивация учебной деятельности учеников

Учитель. Дети! Представьте себе, что с космоса к нам летит космический корабль. Что бы увидели пришельцы, приближаясь к Земле?

Они обратили бы внимание на большие белые шапки на полюсах, на просторные равнины, занятые зелеными лесами и желтыми пустынями из песка, на могучие горные ц$епи, которые, как будто рубцы, пересекают сушу в разных направлениях, на созданных руками человека города и поля, дороги и каналы.

Все то, что увидели бы пришельцы, приближаясь к Земле, образует ее внешние оболочки, с которыми мы уже начали знакомство на предыдущих уроках, а сегодня мы продлим их изучение.

IIΙ. Актуализация опорных знаний

$Беседа

- Давайте вспомним, какие оболочки Земли мы знаем?

- А которые из них мы уже выучили?

- Что вы можете о них сказать?

IV. Сообщение темы и цели урока

Учитель. У Я. Л. Акима есть та$кое стихотворение:

Есть одна планета — сад

В зтом$ космосе холодном

Только здесь леса шумят

Птиц скликая перелетных

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой

$

И стрекозы только здесь

В речку смотрят удивленно.

$ Берега свою планету —

Ведь другой похожей нету!

Я думаю, что все вы догадались, о какой планете-сад идет речь. О планете, на которой мы живем.

-Задумывались ли вы когда-либо, почему существует жизнь на

Земле?

-Почему она единственная из планет Солнечной системы имеет такое количес$тво растений и животных?

-Почему существует человечество?

-Почему не погибло оно под смертоносным излучением невидимой энергии Вселенной?

Причиной всего этого является оболочка, которую мы сегодня и начинаем изучать.

Следовательно, тема нашего урока — "Атмосфера и ее ст$роение". Изучая ее, мы расширим знание об атмосфере, рассмотрим ее строение и влияние человека на эту оболочку.

V. Изучение нового материала

Атмосфера — Воздушная оболочка Земли, какая обертаеться вокруг нее под воздействием силы притяжения.

Слово "атмосфера" ( гр.) атмос-воздух

$

сфера- $шар

-Как возникла атмосфера?

- Как давно она окружает Землю?

Вам уже известно. Что Земля возникла из холодного газового облака, имеющего очень низкую температуру. При таких условиях из всез известных газов могли существовать только водород и ге$лий. Значит, первичная оболочка состояла именно из них.

Позже, в результате извержения вулканов, углекислый газ стал вытеснять водород и гелий.

С появлением на Земле растений, которые способны выделять кислород, количество углекислого газа в атмосфере уменьшилось.

Есть основание считать, что современный состав атмосферы сформировался в антропогеновом периоде кайнозойской эры, который начался свыше 2 млн. лет назад.

Состав атмосферы

Атмосферный воздух- всегда вокруг нас: заполняет все трещины, щели.содержиться в почве, растворен в воде. Но мы не замечаем его: он бесцветен, не имеет вкуса, запаха. Но без него мы не можем жить.

Длительное время считали, что воздух- это однородное вещество. Лишь во

в$торой половине XVΙΙΙ в. французский химик А. Левуазье установаил. Что воздух- это смесь газов.

Состав атмосферы

азот кислород углекислый газ другие газы примеси

78%$ 21% 0, 03% 0, 07% водяной пар

пыль

копоть

дым

С высотой изменяется состав, давление, влажность воздуха. Благодаря этому атмосфера имеет слоистое строение.

1)Тропосфера содержит 80% всего атмосферного воздуха, 90% водяного пара. Именно в ней содержаться облака и выпадают $осадки. Верхняя граница тропосферы - 18 км на экваторе и 8 км на полюсах.

2) Стратосфера содержит минимум водяного пара. Воздух холодній и разряжен. Верхняя граница- 50- 55 км.

3) Верхнии слои атмосферы температура понижается от 0 до 90◦

$мезосфера 80-85 км ионосфера

термосфепа 800 км

экзосфера

Значение атмосферы:

1. Источник воздуха;

  1. $Поверхность Земли не нагревается днём солнечными лучами и не остывает ночью очень сильно;

  2. Предохраняет Землю от метеоритов.

Влияние человека на воздух атмосферы.

$

- Атмосферный воздух — наибольшее богатство, которое мы не всегда должным образом оцениваем, важна часть окружающей среды, в которой мы живем. А как же человек к нему относится? С развитием промышленности транспорта возникла проблема охраны воздуха от загрязнения. В связи с выделением при сгорании топлива огромного количества углекислого газа изменяется газовый состав воздуха. Ежегодно в атмосферу поступает намного больше углекислого газа, чем его могут поглотить все растения Земли. Это приводит к парниковому эффекту.

(Выступление ученика, получившего опережающее задание - приложение 1)

$

-Вы, по-видимому, слышали о кислотных дождях.

(Выступление ученика, получившего опережающее задание - приложение 2)

-Есть еще ряд загрязнений атмосферы. Послушайте об одном из них .

(Выступление ученика, получившего опережающее задание - приложение 3)

Решить проблему охраны воздуха можн$о, устранив причины его загрязнения. Необходимо работать над созданием безотходных производств. Для

транспорта необходимо найти новые виды топлива, которые незагрязняющие атмосферу. В городах уже появился экологически чистый вид транспорта, который работает на электроэнергии. Важную роль исполняют очистительные сооружения при больших И фабриках и заводах, охрана лесов (их насаждения значительно улучшают состояние воздуха). Хотелось бы,

$ чтобы люди помнили о значении атмосферы и бережливо относились к ней.

VΙ. Закрепление изученного материала.

-Сегодня на уроке мы с вами определили, что такое атмосфера, узнали о ее строении и составе. А обобщить и закрепить этот материал нам помогут говорящие цыфры

$ Слайд № 6 Говорящие цыфры

VII. Итоги урока

VI. Домашнее задание

Выучить § 26 учебника.

Составить кроссворд (по желанию).

Приложение 1

Парниковый эффект

$

В последнее время ученые-метеорологи бьют в набат: похоже на то, что атмосфера Земли разогревается значительно быстрее, чем когда-либо в прошлом. Это предопределено деятельностью человека, который, во-первых, подогревает атмосферу путем сжигания большого количества угля, нефти, газа, а также работы атомных электростанций. Во-вторых, и это главнее всего, сжигание органического топлива, а также уничтожение лесов приводит к накоплению в атмосфере количества углекислого газа. За последние 120 лет содержание эт$ого газа в воздухе увеличилось на 17%. В земной атмосфере углекислый газ действует как стекло в теплице или парнике: он свободно пропускает к поверхности Земли солнечные лучи, но удерживает тепло разогретой Солнцем поверхности Земли. Это вызывает разогревание атмосферы, известное под названием парникового эффекта. По подсчетам ученых, в ближайшие десятилетия среднегодовая температура на Земле за счет парникового эффекта может увеличиться на 1,5-2 °С. Если человечество не снизит темпы загрязнения атмосферы и глобальная температура будет в дальнейшем расти, как это имеет место в течение последних 20 лет, то очень быстро климат станет теплее, чем когда-либо на Земле за посл$едний миллион лет. Это вызовет активное ускорение глобального экологического кризиса.

В чем же опасность парникового эффекта? Парниковый эффект изменит такие критически важ$ные величины, как количество осадков, слой туч, океанические течения, размеры полярных ледяных шапок. Внутренние районы континентов станут суше, а побережье более влажными, зимы — более короткими и более теплыми, а лето, — более длительным и более жарким.

Глобальное потепление вызовет таяние ледников Гренландии, Антарктиды.

Арктики и гор, уровень Мирового океана повысится на 6-10 м, при этом будет затоплено около 20% площади суши, где проживают сотни миллионов людей, расположены города, фермы, сады и поля.

Приложение 2

Кислотные дожди

Окиси серы и азота, что выбрасываются в атмосферу в результате работы тепловых электроста$нций и автомобильных двигателей, сообщаются с атмосферной влагой и образуют мелкие капельки серной и азотной кислот, которые переносятся ветрами в виде кислотного тумана и выпадают на землю кислотными дождями. Эти дожди крайне вредно действуют на окружающую среду:

снижается урожайность большинства сельскохозяйственных культур в результате повреждения листьев кислотами;

$ • вымываются из почвы кальций, калий и магний, который вызывает деградацию фауны и флоры;

погибают леса (особенно чувствительные к кислотным дождям кедр, бук);

отравляется вода озер и прудов, где погибает рыба, исчезают насекомые;

исчезают водоплавающие птицы и животные, которые питаются насекомыми;

погибают леса в горных районах (таких, как Карпаты), что вызывает горные сдвиги и селевые потоки;

ускоряется разрушение памятников архитектуры и жилых домов, особенно тех, которые$ украшены мрамором и известняком;

увеличивается количество заболеваний людей (раздражение глаз, болезни дыхательных путей и тому подобно

$

Приложение 3

Табачный дым

Есть еще один вид загрязнения воздуха, что в сотни тысяч раз превышает загрязнение любого металлургического или химического комбината, однако люди сознательно вдыхают такой воздух. Речь идет о курении. Человек, который жжет сигарету, вдыхает воздух, загрязнение которого в 384 тысячи

(!) раз превышает все предельно допустимые нормы.

Ученые говорят, что вдыхать табачный дым в четыре разы вреднее, чем газы непосредственно из выхлопной трубы автомобиля. В табачном д$ыме, кроме легкого наркотика — никотина, содержится целый «букет» (около 200) особенно ядовитых веществ, таких, как угарный газ, вещества, которые влекут рак легких и много других.

Post Comment