Конспект урока по географии “Атлантический океан” 7 класс

Тема: «Атлантический океан»

Цель:$ изучить географическое положение, историю исследованияАтлантического океана, его

особенности природы и хозяйственное использование.

Задачи урока:

  • Образовательная– познакомить учащихся с географическим положением, историей исследования, особенностями природы, хозяйственным освоением Атлантического океана;

  • Развивающая – развивать уме$ние выявлять причины особенностей природы океана, работать с разными источниками знаний – учебником, картами атласа,умение выделять главное, анализировать.

  • Воспитательная – воспитывать внимательность, сосредоточенность, аккуратность, умение работать самостоятельно.

Оборудование:

физическая карта мира, атласы, мультимедийный проектор, презентация «Атлантический океан».

$УМК:

1. Учебник 7 кл.: И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев. География. Материки, океаны, народы и

страны.

2. Географический атлас. 7 класс.

$Тип урока:изучение нового материала и первичное закрепление знаний

Ход урока

I. Организационный момент

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с океанами и узнаем много интересного ещё об одном океане –Атлантическим.А сейчас давайте посмотрим, как хорошо вы усвоили знания о ранее изученных океанах – Тихом и Индийском.

Проверку ваших знаний проведем в виде фронтального письменного опроса (на листочках)$.

II. Проверка домашнего задания

Фронтальный письменный опрос по теме: «Тихий и Индийский океаны»

Запишите в тетради в первой строке – тихий океан, во второй – Индийский океан. Прослушав утверждение, определите, о каком океане идет речь. Запишите соответствующую цифру к океану.

1) Этот океан занимает 1/3 поверхности планеты $

2) Название океану дал Ф. Магеллан.

3) Северной частью океан омывает материк Евразия.

4) В южном тропическом поясе этого океана находится уникальный природ.комплекс Большого

Барьерного рифа

5) Одно из морей океана имеет самую высокую соленость в мире.

6) Этот океан соединен с Северным Ледовитым океаном Беринговым проливом.

$7) Богатейшее месторождение нефти на шельфе Персидского залива.

8) Самый теплый океан по температуре поверхностных вод.

9) Через этот океан проходят многочисленные судоходные трассы.

10) В северной части океана – мощное Муссонное течение.

11) Этот океан занимает почти 1/2площади Мирового океана.

12) Западной частью омывает Африку.

$13) В этом океане расположен Марианский желоб.

14) Третий океан на Земле по величине.

15) Здесь обитает самый крупный моллюск – тридакна , весом до 250 кг.

16) Берега океана слабо изрезаны. Островов значительно мало.

17) Срединно – океанические хребты делят ложе океана на три части.

18)На западе океан омывает Евразию, на востоке – Америку.

$Правильность выполнения диктанта:

Тихий океан: 1,2,4,6,8,11,13,15,18

Индийский океан: 3,5,7,9,10,12,14,16,17

Критерии оценок:

«5» – 16 – 18 правильных ответов;

«4» – 13 – 15 правильных ответов;

«3» – 9 – 12 правильных ответов;

«2» – 0 – 8 правильных ответов.

$III. Изучение нового материала

1. Введение

(1 слайд)Итак, мы начинаем наше путешествие по Атлантическому океану.Запишите в тетради число и тему урока: “Атлантический океан”

(2 слайд)Сегодня на уроке мы изучим географическое положение, историю исследования, особенности природы и хозяйственное использование Атлантического океана.

$(3слайд)Знакомиться с океаном мы будем по плану:

  1. $Географическое положение океана.

  2. История исследования океана.

  3. Происхождение.

  4. Рельеф дна.

  5. Особенности природы.

  6. Хозяйственная деятельность в океане.

2. Характеристика геогра$фического положения океана

Давайте откроем атласы и охарактеризуем ГП океана.Работа с атласами.

  • Между какими материками расположен Атлантический океан?

  • С какими другими океанами он связан?

  • Какие моря и заливы входят в состав данного океана?

  • Как расположен океан относительно экватора, тропиков,

полярных кругов и нулевого меридиана?

  • В каких климатических поясах расположен океан?$

(4слайд)Атлантический океан вытянут от субарктических широт до Антарктиды.

Наибольшей ширины он достигает в умеренных широтах и сужается к экватору.

3. История исследования океана

(5, 6, 7слайд)Атлантический океан стал осваиваться мореплавателями еще во II$ в. до н.э. Маршруты древних мореходов пролегали на север (вдоль берегов Европы) и на юг (вдоль берегов Африки). Требовалось огромное мужество, чтобы в те времена выйти в неизвестный океан. Первыми, как считают географы, Атлантику пересекли викинги.С эпохи Великих географических открытий (плавания Х.Колумба, Васко да Гамы, Ф. Магеллана и др.) Атлантический океан стал главным водным путем на Земле. Начались работы по его исследованию: промеры глубин, измерение скорости и направлений течений, силы и скорости ветра и др.Начало комплексным исследованиям Атлантики было положено плаванием «Челленджера» в конце $XIXв. По степени изученности Атлантический океан занимает первое место. В настоящее время многие страны продолжают изучать водные массы, рельеф дна, течения, взаимодействие океана с атмосферой.

4. Происхождение Атлантического океана

(слайд 8)$ Атлантический океансамый молодой. Образовался он 160 млн. лет назад при распаде Гондваны.

  1. Рельеф его дна не так сложен, как в Тихом океане.

  2. Через всю Атлантику почти по меридианупротянулся гигантский Срединно-Атлантическийхребет.

  3. На севере океана хребет выходит на поверхность – это остров Исландия

  4. Хребет делит ложе океана на две почти равныечасти. Ложе океана занято океаническими

  5. равнин$ами, подводными поднятиями.

  6. В Атлантическом океане почти нет глубоководных желобов.

  7. $К берегам Европы и Северной Америки прилегают обширные шельфы.

(9 слайд)Познакомимся с основными характеристиками Атлантического океана. Работа с атласами, запись в тетрадь.

  • Второй по величине океан.

  • Площадь – 91, 6 млн. км$2.

  • Объем – 329,7 млн. км3.

  • Средняя глубина – 3 600 м.

  • Наибольшая глубина – 8 742 м (желоб Пуэрто-Рико).

(10 слайд)Океан лежит во всех климатических поясах.

$Температура поверхностных вод в Атлантике в среднем ниже, чем в Тихом и Индийском океанах.Объясняется это охлаждающим влиянием вод и льдов, выносимых из Северного Ледовитого океана и из Антарктики, а также интенсивным перемешиванием водных масс.Значительные различия между температурой воды и воздуха в некоторых районах вызывают образование сильных туманов

Средняя соленость Атлантического океана – 34,87‰,
средняя соленость его поверхностных вод – 35,3‰,
максимальная – более 37,5‰.

(11 слайд) $Ответьте на вопросы:

1) Чем объясняется пониженная соленость (менее 35‰) в экваториальной зоне Атлантического океана?

(Обилием осадков и распресняющим действием речного стока)

2) Чем обусловлена более высокая соленость (35,5 -37‰) Атлантического океана в субтропич. широтах?

(Значительным испарением и небольшим количеством осадков)

3) С чем связано повышение солености (37,5‰) водных масс Атлантики по сравнению со средним

показателем?(Значительная часть испарившейся с поверхности влаги из-за относительной

$узости океана переносится ветрами на соседние материки)

(12 слайд) Течения в Атлантике в отличие от Тихого и Индийского океанов направлены не по широте , а почти вдоль меридианов. Течения в Атлантическом океане, активнее чем в других океанах, переносят водные массы, а с ними тепло и холод из одних широт в другие. Течения влияют и на ледовые условия. В водах Атлантики имеются теплые и холодные течения. Назовите их и покажите на карте.

(13 слайд)Особенность Атлантического океана – многочисленные айсберги и плавучий м$орской лед в северной части.Течения выносят айсберги в открытый океан до 400с.ш.
Эти районы Атлантики опасны для судоходства.
(14 слайд)Трагедия «Титаника», который на полном ходу столкнулся с
айсбергом, привела к учреждению Международного ледового патруля, который сообщает всем судам о размерах, координатах и путях дрейфа айсбергов.

Органический мир Атлантики беднее видами, чем органический мир Т$ихого океана. Объясняется это его молодостью, сильным похолоданием климата во время последнего оледенения.

(15,16 слайд) Атлантический ок$еан богат промысловыми видами рыб: сельдью, морским окунем, треской, скумбрией, мойвой и другими. Встречаются акулы, киты, тюлени. Район Канарских островов богат лангустами и анчоусами. В северной части встречаются морские ежи, моллюски.

(17 слайд)По обе стороны океана лежат развитые в хозяйственном отношении страны. Через Атлантику проходят самые важные морские пути. С незапамятных времён Атлантический океан – место интенсивного рыболовного и зверобойного промысла.

Природные условия Атлантики благоприятны для развития жизни, поэтому из всех океанов он самый продуктивный. Большая часть улова рыбы и добычи морских продуктов приходится на северную часть океана.

Шельфы Атлантического океан$а богаты месторождениям нефти и других полезных ископаемых.

(18 слайд)Транспортные пути

Издавна Атлантический океан используется для транспортного сообщения между материками и странами. На долю океана приходится половина всех морских перевозок. Для улучшения связи Атлантического океана с другими океанами сооружены Суэцкий и Панамский каналы (показать на карте каналы).Назовите крупные порты.

Рыбный промысел

$Атлантический океан самый рыбопродуктивный. Обилие промысловых рыб привело к развитию интенсивного рыбного промысла. Большая часть улова рыбы приходится на его северную часть.

Рекреационные ресурсы

Атлантический океан и его моря принимают на свои берега миллионы отдыхающих. К наиболее крупным морским рекреационным центрам от$носятся Средиземное море, Черное море, южное побережье Балтийского моря, Флорида, Антильские и Бермудские острова, Венесуэла, Куба, Колумбия, Бразилия (показать на карте).

(19 слайд)Добыча полезных ископаемых

Шельфы Атлантического океана богаты месторождениями нефти и другими полезными ископаемыми. Тысячи скважин пробурены на дне Мексиканского залива и Северного моря (показать на карте.)

(20 слайд) В связи с развитием судоходства, ростом городов на побережье океана природные условия в нем резко ухудшились. Ежегодно в океан попадают десятки миллионов тонн вредных токсичных веществ.

$

Океан уже не в состоянии самоочищаться. Требуются международные усилия по спасению Атлантического океана. Подписаны договоры, запрещающие сброс в океан опасных радиоактивных отходов.

IV. Закрепление.

Атлантический океан:

  • Второй по величине океан.

  • Площадь – 91$, 6 млн. км2.

  • $Объем – 329,7 млн. км3.

  • Средняя глубина – 3 600 м.

  • Наибольшая глубина – 8 742 м (желоб Пуэрто-Рико).

  • Океан лежит во всех климатических поясах.

  • Атлантический океан пересекается и экватором, и начальным меридианом.

  • Обширные шельфы Атлантического океана прилегают к берегам: Европы и Северной Америки.

  • По общему объему мировых морских перевозок Атлантический океан: превосходит Тихий и Индийский океаны.

V. Домашнее задание: § 19;задание № 2,3

$

$

$

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. География. Матери$ки, океаны, народы и страны. 7 кл.: учебник. – М.: Дрофа, 2009.

2. Дюкова С.Е. Тематический тестовый контроль по географии материков и океанов: 7 класс. М.: ТЦ «Сфера», 2000.

3. Нагорная И.И. География. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.А. Коринской, И.В. Душиной, В.А. Щенева. – Волгоград: Учитель, 2007.

4. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс. – М.: «ВАКО», 2006.

$

$

Тест:

1. Укажите особенность ГП Атлантического океана:

1) Атлантический океан пересекается экватором, но не пересекается начальным меридианом.

2) Атлантический океан не пересекается экватором, но пересекается

начальным меридианом.

$3) Атлантический океан пересекается и экватором, и начальным меридианом.

4) Атлантический океан не пересекается ни экватором, ни начальным меридианом.

2. Обширные шельфы Атлантического океана прилегают к берегам:

1) Северной и Южной Америки; $

2) Южной Америки и Африки;

3) Африки и Европы;

4) Европы и Северной Америки.

$3. В каких широтах расположена наиболее широкая часть Атлантики?

1) в полярных и умеренных;

2) в тропических и умеренных;

3) в умеренных;

4) в экваториальных.

4. Образуют ли течения кругооборот в Атлантическом океане? Выберите ответ с правильным объяснением:

1) нет, так как Атлантический океан очень узкий;

2) нет, так как береговая линия материков в Северном полушарии сильно изрезана;

3) да, так как течения возникают в результате общей циркуляции атмосферы;

4) да,$ так как водные массы находятся в постоянном движении.

5. «Эти два течения Атлантического океана теплые, переносят воду из тропических широт в умеренные ипроходят вдоль восточных берегов материков». Какие это течения?

1) Канарское и Бенгальское;

2) Гвианское и Бразильское;

3) Гольфстрим и Бразильское;

4) Северо-Атлантическое течение и течение Западных ветров.

6. Почему в северной части Атлантического океана айсберги могут встречаться даже на сороковых широтах?

$1) на эти широты их выносят течения;

2) из-за высокой солености вод океана в этой части о$ни долго не тонут;

3) Гренландия – главный «производитель» айсбергов – находится на этих широтах;

4) климат в сороковых широтах очень суровый.

7. В каком из данных морей Атлантического океана добывают нефть?

1) в Балтийском;

2) в Саргассовом;

3) в море Уэдделла;

$4) в Северном.

8. По общему объему мировых морских перевозок Атлантический океан:

1) уступает Индийскому, но превосходит Северный Ледовитый;

2) превосходит Тихий и Индийский океаны;

3) превосходит Северный Ледовитый, но уступает Тихому;

4) уступает Тихому и Индийскому океанам.

Поставьте себе оценку, согласно критериям:

«5» – 8 правильных ответов

«4» – 6 – 7 правильных ответов

«3» – 4 – 5 правильных ответа$

«2» – 0 – 3 правильных ответа

Еще записи

Leave a Comment