Конспект урока по географии “Географическая широта” 7 класс

$ 13


Заборских А.А., учитель географии МКОУ «Яманская СОШ»

$

$

$

Организационная информация

Автор (ФИО, должность)

Заборских Алла Анатольевна, учитель географии

Образовательное учреждение

МКОУ «Яманская средняя общеобразовательная школа» Крутинского муниципального района Омской области

$

Адрес

Омская область Крутинский район с. Ям$ан ул. Центральная 27 а

Предмет

География

Класс

6 класс

Методиче$ская информация

Тема урока

«Географическая широта»

Автор учебника, по которому ведётся обучение

Учебник Начальный курс географии: учеб. 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюева – М.: Дрофа, 2011

Классификация урока

Открытие новых знаний

Краткая характеристика класса

6 класс общеобразовательной$ школы, ученики средних способностей

Цели урока

Формирование знаний о географической широте; умение определять географическую широту любого объекта, формировать умение работать с картами атласа

Задачи урока

Воспитывающая: формировать $интерес к изучению географии; развивать умение управлять своим физическим состоянием п$ри умственной работе.

Обучающая: сформировать понятие «географическая широта», научить приёму определения географической широты

Развивающая: развивать умения анализировать, обобщать, выделять главное, высказывать свою точку зрения, умение работать в парах; развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля; способствовать формированию компетенций – учебно-познавательных, коммуникативных, информационных.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/ ученики/коллектив в ходе урока

В ходе решения задач урока учащиеся научатся определять географическую широту объектов, закрепят предметные навыки и умения, полученные в ходе изучения темы ; приобретут навыки работы в команде; разовьют навыки самоконтроля и самооценки своих действий; будут продолжать учиться выступать публично, аргументируя свою точку зрения; анализировать свои ошибки; приобретут навыки оценивать свою деятельность.

Необходимое оборудование и $материалы

$

Мультимедийный комплекс, презентация учителя, видеозапись «Физкультминутки», карточки, атласы

Использованные компьютерные программы и литература

Учебник Начальный курс географии: учеб. 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюева – М.: Дрофа, 2011, компьютерная программа PowerPoint , http://www.zavuch.info (физкультминутка).

Продолжительность

$

40 минут

Технология проведения

$

$

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к дости$жению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

Цели:

– актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности;

– создание условий для возникновения у учеников внутренней потребнос$ти включения в учебную деятельность;

– установление тематических рамок;

– уточнение типа урока и наметить шаги учебной деятельности;

– планирование этапов учебной деятельности.

Проговаривают правила поведения на уроке, объяснят$ь, для чего нужно выполнять эти правила.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.

Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.

Учитель: Добрый день, ребята! Я рада видеть вас. Предлагаю вам начать нашу совместную работу словами «энергизатора»-приветствия.

Я прошу вас взяться за руки в группах, улыбнуться и рукопожатием поприветствовать друг друга.

Текст: Здравствуй друг! Здравствуй брат!

Нашей встречи каждый рад!

Здравствуй мир, здравствуй век!

Здравствуй, добрый человек!

Надеюсь, что наша сов$местная работа сегодня будет продуктивной.

Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и$ следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать «новое» от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5 мин)

Цели:

– актуализация знания о параллелях, меридианах, экваторе;

– актуализ$ация мыслительных операций: сравнение, анализ, обобщение;

– организация фиксации актуализированн$ых способов действий в речи;

– организация фиксации актуализированных способов действий в знаках;

– организация обобщения актуализированных способов действий;

– организация самостоятельного выполнения индивидуального задания на новые знания;

– организация фиксации результатов выполнения индивидуального задания.

Выполняют задание.

Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю).

$

Организует актуализацию умений решать задачи на нахождение экватора, параллелей, меридианов.

Организует обобщение актуализированных знаний.

Предлагает задание для пробного действия.

Организует$ выполнение учащимися пробного учебного действия.

Организует фиксирование индивидуального затруднения.

Прежде, чем приступить к изучению новой темы, вспомним, что такое экватор, параллель, меридиан и определим их месторасположение на карте?(ответы учащихся)

Для сегодняшнего урока нам понадобится ещё одно понятие – географическая широта.

Географическая широта показывает расстояние от экватора до любого заданного объекта, выраженное в градусах. Географическая широта $бывает северная и южная.

Как вы думаете, для чего необходимо знать географическую широту?

(Для того чтобы определить точное месторасположение любого объекта по отношению к экватору.)

Теперь попробуйте выполнить новое для вас задание. Определите в течение одной минуты географическую широту г. Москвы(определяют)

Ответ запишите в тетради. Время закончилось. Покажите, какие у вас получились ответы. (Учащиеся зачитывают варианты ответы, учитель фиксирует ответы на доске)

Что вы видите? (Все ответы разные)

Те, кто не смог ответить, в чем у вас затруднения? (Мы не смогли найти г.$ Москву на карте.)

Ребята! Посмотрите на правильный ответ: 56º с.ш.

У кого другой ответ? В чем$ ваше затруднение? (Мы не смогли правильно определить географическую широту)

У кого ответ правильный, докажите, что ваш ответ верный.

(Мы не можем доказать, т.к. мы не знаем последовательности действий при определении географической широты.)

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД$).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

III. Проблемное изложение нового знания

Цели:

– фиксация причины затруднения.

– формулирование и согласование цели урока.

– организация уточнени$я и согласование темы урока.

– организация подводящего или побуждающего диалога по проблемному объяснению нового знания.

– организация использования предметных действий с моделями, схемами, формулами, свойствами и др.

– организация фиксирования нового способа действия в речи.

– организация фиксации нового способа действия в знаках.

– соотнесение нового знания с правилом в учебнике

– организация фиксации преодоления затруднения.

$

Под руководством учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

С помощью учителя ставят цель урока.

Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.

Называют средства.

Под руководством учителя выполняет составленный план действий.

$

Отвечают на вопросы учителя.

Фиксируют новое знание в речи и знаках.

Под руководством учителя формулируют тему урока.

$Организует выявление места затруднения.

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

Организует постановку цели урока.

Организует составление совместного плана действий.

Организует определение средств.

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог.

Организует фиксирование нового знания в речи и знаках.

Организует уточнение темы урока.

$

Давайте проанализируем полученную ситуацию.

Почему у вас получились разные ответы? В чем основная причина ваших затруднений?

(Мы не знаем последовательности действий при определении географической широты).

В таком случае, какова цель ваших дальнейших действий?

(Выстроить алгоритм действий для определения географической широты).

Какая же будет тема урока?

(Определение географической широты).

($На доске тема урока: «Определение географической широты»)

Запишем тему урока в тетрадь.

Что нам поможет в работе?

(Знание о географической широте, учебник, атлас).

Откройте учебник на странице 30, рассмотрите рис. 18 (схема).

(Проходит разбор и анализ схемы в парах)

Задание: Постарайтесь, обсудив, записать в те$традь последовательность действий для определения географической широты и предоставьте свои варианты ответов.

(Ученики анализируют, уточняют, исправляют, дополняют выполненную работу. По результатам обсуждения учащиеся приходят к единому выводу – алгоритму (способу) определения географической широты)

Учитель открывает свой вариант на доске (эталон) Скажите, можно ли теперь утверждать, что вы можете определить географическую широту любого географического объекта?

(Нет, нам необходимо потренироваться)

$

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать «новое» от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь добыва$ть новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

IV. Первичное закрепление во внешней речи

Цели:

– организация усвоения детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

-фронтально;

-в парах или группах.

С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.

Работают в группах

Организует усвоение учениками нового способа дейст$вий с проговариванием во внешней речи.

Я предлагаю вам задание на тренировку. Постарайтесь выполнить его, проговаривая друг другу, каждый шаг ваших действий. Полученный результат запишите в тетрадь.

1. Определить, по физической карте полушарий, географическую широту города Каира.

(Учащиеся проговаривают друг другу каждый шаг, опираясь на эталон. Ответ записывают в те$традь. Затем, один ученик проговаривает вслух, фиксирует результат на доске. Ответ уточняется, дополняется, изменяется другими детьми)

2. По физической карте России определите географическую широту города Омска. Чем это задание отличается от пред$ыдущего?

(Трудно определить, в каком направлении от экватора находится город Омск; нет привычной рамки карты; не показан экватор…)

Давайте подумаем, как можно определить, в каком полушарии находится город Омск?

(Надо вспомнить, на каком материке находится город Омск. Так как город находится на ма$терике Евразия, а этот материк расположен к северу от экватора, значит, Омск находится так же к северу от экватора.)

Посмотрите внимательно на карту, где указаны обозначения параллелей?

(На самих параллелях)

При помощи логических рассуждений и наводящих вопросов учителя, ученики приходят к правильному результату

Физкультминутка (проводится, под музыку)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать ре$чь других (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

V. Самостоятельная работа с самопроверкой

Цели:

– организа$ция самостоятельного выполнения учащимися типовых заданий на новый способ действия.

– организация самопроверки самостоятельной работы.

– по результатам выполнения самостоятельной работы организация выявления и исправления допущенных ошибок.

– по результатам самостоятельной работы создан$ие ситуации успеха

Выполняют задание самостоятельно в тетради.

Выполняют самопроверку по эталону.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки.

Выполняют самооценку

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

Организует самопроверку по эталону.$

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Вы, готовы поработать самостоятельно, проверить свои знания? (Да.)

Учащимся предлагается карточка-задание

Учащиеся выполняют самостоятельную работу, по окончанию которой, проверяют себя по эталону.

Проверьте себ$я по эталону и зафиксируйте результат проверки при помощи знаков «+» или «?»

У кого были затруднения при выполнении этого задания? На каком шаге? (ответы детей)

Используя эталон решения, постарайтесь исправить ошибки. У кого не было затруднений, и работа выполнена верно? (ответы детей)

Молодцы! Вы хорошо справились с работой!

Физкультминутка (проводится, под музыку)

$

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД). Уметь находить географический объект, использу$я правило.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

VI.$ Включение нового знания в систему знаний и повторение

Цель:

– организация выявления типов заданий, где возможно использование нового способа действия.

– организация повторения учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Выполняют задание самостоятельно в тетра$ди.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки.

Выполняют взаимопроверку

Организует повторение учебного содержания.

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Организует взаимопроверку

Давайте, выполним задание №4 на странице 32 по вариантам. После выполнения работы обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте работу друг друга, обсудив$ полученные результаты, оцените работу.

(Учащиеся записывают результаты в тетрадь и устно объясняют правильность выполнения задания. При выполнении задания ученики делают обобщение пройденного материала, а так же объясняют зависимость месторасположения объекта от его географической широты) Определите географический объект по географической широте:52º с.ш.

(Ученики, перечисляют географические объекты. Приходят к выводу о том, что зная географическую широту, нельзя определить точное месторасположение объекта)

Уметь проговаривать последовательность $действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

VI$I. Итог урока. Рефлексия

Цели:

– организация фиксации нового содержания, изученного на уроке.

– организация фиксации степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели.

– организация проведения самооценки учениками работы на уроке.

– по результатам работы на уроке зафиксировать направление будущей деятельности.

– организация обсуждения и записи домашнего задания.

$

Самостоятельно оценивают свои результаты. Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Какое затруднение вы ис$пытывали?

Как вы смогли его преодолеть?

Состоялось ли самостоятельное открытие нового знания?

Смогли ли вы сделать шаг вперёд?

Какая была цель урока?

Как вы считаете, достигли ли вы поставленной цели?

Помогла вам работа в парах?

Поблагодарите друг друга за пом$ощь в совместной работе.

Оцените свою работу на уроке.

Д/з П.12, вопрос 5-6 (пис)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Уметь определять уровень знания. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Л$ичностные УУД).

Еще записи

Leave a Comment