Конспект урока по географии «Материки Южного полушария. Л. А. Кассиль «Кондуит и Швамбрания» 7 класс

$Тема: Обобщение «Материки Южного полушария. Л. А. Кассиль «Кондуит и Швамбрания»

Класс: 7

Тип: урок-открытие. Интеграция литературы и георафии

Время: 45 мин.

Место проведения: МБОУ «СОШ №33 имени П. А. Столыпина» ЭМР Саратовской области.

Преподаватели: Соле$нкова Н. Н., Проститенко В. В.

Оборудование:

А) для обучающихся: рабочая тетрадь, книга Л. А.Кассиля «Кондуит и Швамбрания», атласы географические, учебник (7 класс);

Б) демонстрационное: физическая карта Швамбрании, физическая карта Южного полушария, аудиозапись Сен-Сана «Звуки океана», кроссворд «Три страны, которых нет на карте», рисунки и кроссворды обучающихся, электронная презентация (мультимедийный проектор).

Цель: установление межпредметных связей география-лит$ература.

Задачи:

Образовательные:

        • Закрепление знаний о материках Южного полушария на примере Швамбрании;

  • Знакомство с произведением Л. А. Кассиля «Кондуит и Швамбрания»;

  • Формирование умений обобщать и делать выводы, внимательн$о читать текст и озвучивать вопросы. Возникающие по ходу чтения;

Развивающие:

  • Развитие творческих способностей, их нравственно-эстетических потребностей на основе взаимодействия различных школьных предметов;

  • $

Воспитательные:

  • Формирование интереса к родному краю, географии как науки в целом;

  • Воспитание на примере героев произведений активной гражданской позиции обучающихся.

$Предварительная работа:

  • Экскурсия по старому Покровску;

  • Лекция в музее Л. А. Кассиля «Три страны, которых нет на карте»;

  • Составление кроссвордов по произведению Л. А.кассиля «Кондуит и Швамбрания»;

  • Выполнение иллюстраций по книге.

Эпиграф к уроку:

  • Наконец я нашёл единственную страну на земле, где правит красота ( Фрэнк Ллойд Райт, американский архитектор).

  • Именно здесь… мы, возможн$о, сможем научиться любить и защищать места, взрастившие нас (Барри Лопес, полярный исследователь).

Рекомендации к уроку (география):

  • Учащиеся заранее получают задание найти географическое описание Швамбрании в указанной книге. В итоге, согласно Л. А. Кассиля , для работы получают следующие данные (см. выдержки)

  • Затем учащиеся устанавливают, что Шва$мбрания имеет черты, присущие материкам Южного полушария;

  • Далее класс делится на группы (геологи, климатологи и т.д.), каждая из которых получает соответствующие задания (определить геологическое строен$ие материка, климатические условия, распределить на территории Швамбрании природные зоны…);

  • Устанавливается, что основой материка является древняя платформа, а Кудыкины горы, где извергались вулканы, могут быть образованы лишь альпийской складчатостью, а жители расположенной здесь Кальдонии поступили необдуманно, построив в горах свою столицу.

Плоскогорья Северные и Южные Канделябры могут являться выступами древней платформы (как Ахаггар в Африке);

$Далее, обобщая знания о материках Южного полушария, устанавливается, что пустыня Кор-и-Дор не может располагаться на восточном побережье материка, ибо это противоречит закономерностям расположения пустынь Намиб, Атакама, Большой пустыни Виктория;

  • На дом учащиеся получают задание выполнить тематическую карту (общегеографическую) Швамбрании, пользуясь трафаретами.$

Ход занятия:

  1. Организация урока.

Постановка целей и задач.

  1. Основная часть.

Учитель литературы (УЛ): – 10 июля 2010 года нашему земляку, почётному гражданину города Энгельса, Льву Абрамовичу Кассилю исполнилось 110 лет со дня рождения.

Именно этой дате мы посвятим наше путешествие в страну Швамбранию, которую открыл для нас автор в книге «Кондуит и Швамбрания».

Сегодняшнему уроку предшествовала пешехо$дная экскурсия по кассилевским местам в нашем городе, встреча с сотрудниками музея, из которой мы узнали много о жизни Льва Абрамовича; также вами были подготовлены кроссворды по прочитанной книге, а творческие группы создали к уроку общий кроссворд, чтобы мы смогли ещё раз окунуться в полюбившееся произведение.

Мы совершим путешествие в страну, которую впервые открыл для девчонок и мальчишек Лев Кассиль.

$- Какие ещё страны были открыты для детей этим писателем? (Швамбрания, Синегория, Джунгахора).

– Каждая страна имеет точку отсчёта. Давайте представим, как была открыта Швамбрания (инсценировка отрывка «Открытие»).

$– Колумб, путешествуя по свету, мечтал открыть новые земли. Для чего? А почему наши герои «открыли» свою страну? (дети ограждены от жизни взрослых, поэтому придумали страну, где могли бы делать всё, что угодно: воевать, гулять, дружить – стремление к самостоятельности и идеальному миру).

– Итак, страна открыта, получила своё название, и как любая другая страна должна иметь свою географию, климат, флору и фауну, население.

Учитель географии (УГ): – Напомните план характеристики материка

    $

  1. ГП

  2. Строение земной коры, факторы рельефообразования, особенности рельефа и размещения полезных ископаемых.

  3. Климат и внутренние воды.

  4. Природные зоны и органический мир.

  5. Население политическая карта.

  6. Хозяйство

  7. Проблемы)$

УГ: – В соответствии с планом и будем работать. Почему Швамбрания, несмотря на небольшие размеры – материк, а Гренландия – остров? (отличие в строении земной оры)

– Кто бы смог отк$рыть Швамбранию раньше Льва Кассиля? (Дж. Кук во время кругосветной экспедиции).

– Покажите на карте материки Южного полушария в порядке их открытия (работа у демонстрационной карты)

– В чём особенности ГП Шв$амбрании? Анализ физической карты). Каково происхождение швамбранских островов? (материковое)

-Каково должно быть строение земной коры и как оно влияет на формирование рельефа территории Швамбрании? (сравнительный анализ физической и карты строения земной коры). /Повторное обращение к эпиграфу урока №1/

– Какие полезные ископаемые должны быть в недрах Швамбрании и как они будут распределены? (закономерности размещения полезных ископаемых)

Какие факторы влияют на распределение осадков и температур? В каких климатических поясах должна лежать Швамбра$ния? (анализ климатической карты и её сопоставление с физической картой)

-Какие виды внутренних вод присутствуют на этом материке? (реки, озёра. Краткая характеристика рек и озёр Швамбрании)

– В каких природных зонах должна лежать Швамбрания? О каких природных зонах упоминает Лев Абрамович в тексте? (мужественные леса, пустыня Кор-и$-Дор – географическая ошибка)

– Какие животные-эндемики упоминаются автором? Как бы они выглядели? (работа с рисунками ребят)

– Каковы основные виды хозяйственной деятельности будут развитына этом материке? Почему? (влияние природы и стории). Где и почему размещены крупнейшие города?

– Каковы особенности политической карты Швамбрании? Какие народы заселяют материк? Каков половой состав населения? (преобладание мужского населения, следовательно, к проблемам добавляем дискриминацию женского населения).

УЛ: – Прозвучало слово «дискриминация». Что оно обозначает? (работа со словарём).

– В чём вы заметили ограничение пра$в гимназистов? (нельзя гулять по набережной, запрещено посещать увеселительные заведения, запрет на появление на улице после 19.00…).

– Если всё же были нарушения, что происходило в гимназии? (запись в кондуит).

– Приведите примеры из книги, какие проступки в нём фиксировались? (работа с текстом).

$- Нужен ли кондуит в современной школе? Почему?

Как вы относитесь к тому факту, что дети давали клички преподавателям гимназии? Какие клички? Почему они были не у всех? А каково ваше отношение к кличкам?

– Почему же перестала существовать Швамбрания? (дети выросли).

УГ: – А какие причины могли привести Швамбранию$ к гибели (аналогия с Атлантидой) /возвращение к эпиграфу №1/.

  1. Итоги.

УГ: – Почему для обобщения мы взяли именно Швамбранию? (типичный материк Южного полушария) /возвращение к эпиграфу №2/.

Чтение авторского стихотворения

Рождение Швамбрании

$В тёмной комнате, в аптечке,

Сидели провинившиеся дети.

Решили они:

«Как плохо жить на свете!».

$Задумались мальчишки,

Что жить хотели бы они в стране,

Где правили бы дети,

Где не было бы несправедливости на свете…

И вдруг идея посетила их,

В этот момент родилась игра.

Обетованная земля Швамбрания…$

На зуб походила она,

Океанами окружена,

Горы на юге располагались.

Были озёра, реки, моря.

Проходила война

(Воевали Бальвония и К$альдония),

Были заливы и острова,

На юге находилась заграница – Пилигвиния.

В общем, на всю жизнь игра.

И если у человека есть фантазия,

$То у него есть и своя Швамбрания.

(Саксеева Настя, 7д, 2004 год)

4. Рефлексия. Выставление отметок.

ДЗ:

– География: работа в контурной карте (обозначение Швамбрании на физической карте мира)

– Литература: внеклассное чтение А. Т. Твардовский $«Дом у дороги»

5. Список используемых источников:

  1. Л. А. Кассиль «Кондуит и Швамбрания» (любое издание)

  2. Покровск: К 250-летию основания/ сост. Г. А. Мишин. – Сар.: Регион. Приволж. Изд-во «Детская книга», 1993. – 208 с.

  3. Вардугин В. И. Хранители времени. Музеи Саратова и Саратовской области. Сар.: Прив. кн. изд-во, 2000.- 208 с., илл.$

Еще записи

Leave a Comment