Конспект урока по географии "Озера – драгоценное ожерелье планеты" 6 класс

Муниципальное автономн$ое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №26» городского округа г. Стерлитамак

Республики Башкортостан

Разработка урока по теме:

«Озера – драгоценное ожерелье планеты»

$

Выполнила:

Учитель географии

Конова Ольга Геннадьевна

МАОУ «СОШ №26»

городской округ г. Стерлитамак

$ Республики Башкортостан

2014 год.

География, 6 класс, раздел «Материки и океаны»

Тема урока: «Озера – драгоценное ожерелье планеты»

$Используемый УМК:

География. Землеведение . 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Дронов В.П., Савельева Л.Е. М.: «Дрофа», 2007

Цель урока: формирование представлений об озерах, их особенностях, типах озерных котловин, областей распространения и влияния озер на жизнь лю$дей.

Из целей урока вытекают следующие задачи:

учебные:

  • сформировать представление об озерах;

  • объяснить особенности строения их котловин;$

развивающие:

  • отработать навыки нахождения объектов на карте;

  • отработать использование при ответе метод аналогий.

воспитательные:

  • воспитать бережное отношение к природе;

  • воспитать чувство сотрудниче$ства, взаимопомощи.

На уроке использовались физическая карта полушарий, физическая карта России , мультимедийная презентация «Озера»

Ход урока.

Здравствуйте, ребята. Я приглашаю вас совершить путешествие. Наше путешествие будет проходить в батискафах. По какой географической оболочке может передвигаться этот аппарат?

- по гидросфере.

- для погружения отводится определенное время, поэтому работать нужно быстро, слаженно, а в конце путешествия должен получиться творческий проект.

$Куда же мы с вами отправимся, ? чтобы это узнать вам необходимо выполнить задание, на ваших столах лежат конверты зеленого цвета, возьмите их , выполните задание. Ответы на задания я предлагаю наклеивать на отдельных листах.

Задания

1 группа: составить загадку из слов , отгадать загадку. $Отгадку нарисовать на отдельном листе. Слова загадки приклеить на этот рисунок.

Оно как небо голубое

Бывает пресной в нем вода,

Бывает мелко иль глубоко

Бывает в нем соленая вода.

$2 группа: сложите пазл, определите объект, по которому будет проходить путешествие. Приклейте пазл на отдельный лист.

3 группа: по обитателям водоемов, определите, о чем мы будем говорить ?

Нерпа, карп, омуль, тюлень. Приклейте картинки животных и рыб на отдельный лист

4 группа сопоставьте координаты географических объектов, найдите на карте атласа (стр. 14-15) эти объекты, скажите, где будет проходить путешествие? Ответы приклейте на отдельный лист.

2 мин.

Проверка. Ребята, у вас на столах лежат рыбки, желтые и зеленые, если задание вы выполнили полностью, без затру$днения, приклейте на первый лист маршрутного листа урока желтую рыбку, если были затруднения, зеленую рыбку.

-Ребята, что мы будем сегодня исследовать? Тема нашего урока?...

-Озера.

На бортах ваших батискафов лежат карты нашего маршрута, откройте их и запишите тему урока.

- посмотрите на экран, какие красивые, удивительные озера есть на нашей планете. Они как драгоценные камни разбросаны по телу планеты.$

-ребята, как вы думаете, почему озера можно назвать драгоценными?

Знаю хочу знать

Пресная вода чем различаются озера

Рыба, отдых чем похожи

Туризм, транспорт как образовались

$-мы сегодня будем изучать происхождение озер, в чем их различие и чем они похожи. А вы видели озера? Кто видел озеро, может отдыхал на нем?

-ребята, если озера драгоценны, можно добавить следующие слова

Озера – драгоценные ожерелья планеты.

$Добавьте название к написанной теме. Мы получили тему нашего урока: «Озера – драгоценные ожерелья планеты».

Чем же различаются озера?

Предлагаю командам выполнить еще одно задание. Возьмите конверты красного цвета. Ответы попрошу отобразить на отдельных листах.

Задания

1 группа

Дайте свое определение $озера, сравните свое определение с определением, данном на стр. 155 учебника. Запишите ваше определение на отдельном листе.

$2 группа

Подумайте, почему в одних озерах можно плавать не боясь утонуть, а в других тела тонут. Проведите исследование, определите, как на картах обозначаются эти озера приведите примеры.

Результаты исследования схематично оформите на отдельном листе.

3 группа

Подумайте, почему в одних районах озер много, а в других почти нет? Откуда берется вода в озере, чем питаются озера? Ваше исследование оформите на отдельном листе.

4 группа

На территории нашей страны расположено более 2 млн. озер, но есть два уникальных озера: Ладожское – самое крупное в Европе, в народе его называют «матушка», и Онежское – второе по величине в Европе, - его называют «батюшка». Найдите эти озера на карте$ России. Подумайте и запишите небольшую историю , сказку, почему эти озера назвали»матушка» и «батюшка».

Проверка

1 группа

Прочитайте свое определение, ребята, откройте учебник на стр 155, прочитайте вслух определение озера. Запишите в картах урока что такое озер.

Озерные котловины различны по происхожению. Форма озерной котловины связана с образованием его котловины. Различаются тектонические, вулканические, остаточные, запрудные, ледниковые озера. Ребята, как вы думаете, с чем связано образование тектоническог$о озера? Вулканические озера. Приведите примеры этих озер. (вырезать из бумаге фигуры озер и наклеить на проект: тектонические – фигура, вулканическое – фигура …)

2 группа

Каковы результаты вашего иссле$дования.

Вода в озерах бывает пресной и соленой. Соленые озера на карте обозначены розовым цветом,

-выйти, показать соленые и пресные озера.

-озера различаются по солености и по сточности, бывают сточными и бессточными. Посмотрите на экран , скажите, в чем различие озер?

Физкультминутка

Мы озера изучали и немножечко устали.

Встали из-за парт все дружно,

Н$ам озеро представить нужно.

Берег левый, берег правый$

Широко и глубоко.

Волны в озере гуляют

Батискафы подгоняют.

Возвращаться нам пора,

сели дружно, за дела.

3 группа

Какое исследование провели вы?

-озер больше там, где климат более влажный, а где климат сухой озер очень мало.

Выйти к доске и показать.

-что происходит с озерами в жарком климате.

-они высыхают.

$-вода испаряется, что остается в озере?

-соли.

-значит в сухом, жарком климате озера с$оленые. Занесите в карты урока условия образования озер.

4 группа – творческая, написали сказку.

Ребята, в нашей Республике много озер карстового происхождения (на доске надпись карстовые).

Опыт .

В вашем городе есть озе$ра? А где они находятся?. В парке Якутова есть озеро карстового происхождения, которое называется «Солдатское». А еще где расположены озера в вашем городе? Ребята, обратите внимание, на последней стороне карты урока есть домашнее задание, обязательное и творческое, в котором вам предстоит совершить виртуальное путешествие по городу и отыскать озера.

Ребята, что дают озера человеку?

Отдых, вода, добывание соли, рыба, увлажнение климата (на доске прилепить слова)

А человек что дает озеру? (большой вопрос на доске)

2013 год объявлен годом охраны и защиты окружающей среды. Чтобы наши озера действительно были драгоценными ожерельями планеты, нужно следить за чистотой озер. Чтобы в них водилась рыба. В память о нашем уроке я хочу подарить маленьких рыбок – сим$вол чистота и богатства наших озер.

Ребята, наше путешествие подходит к концу, но осталось преодолеть еще один подводный камень. На компьютерах предложены тесты, я попрошу вас выполнить задание и еще раз проплыть нашим маршрутом. (выполняют тест) тест на слайд с правильными ответами.

$-ребята мы с вами погружались в озеро незнания. Покажите жетончиками на какой глубине находится ваш батискаф, если тема вызвала затруднения и многое неясно, приклейте красный флажок. Если тема бала понятной, но остались некоторые вопросы, приклейте желтый флажок. Если тема понравилось, затруднений не было, все понятно, зеленый флажок – вы можете двигаться дальше.

Спасибо за интересное общение. Покажите ваши результаты.

Post Comment