Конспект урока по Географии "Природные зоны Африки. Экваториальные леса. Саванны" 7 класс

Управление образования администрации муниципального района

«Город Старый Оскол и Старооскольский район»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная Дмитриевская школа»

$

Природные зоны Африки.

Экваториальные леса.

Саванны.$

$разработка урока

географии в 7 классе

учителя высшей категории

Кудиновой А.И.

с. Дмитриевка

2007 г.

Цель: сформировать понятие природные зоны «экваториальные леса», «саванны».

Задачи:

  1. ра$скрыть причины образования экваториальных лесов и саванн;

  2. показать особенности климата, почв, животного и растительного мира экваториальных лесов и саванн;

  3. развивать знания о влиянии лесов на здоровье человека;

  4. воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: к$омпьютер, диск со слайдами, карты: природные зоны мира и физическая карта Африки, набор таблиц «Природные зоны» карточки.

Ход урока:

  1. Оргмомент: приветствие, знакомство с гостями. (1 мин.)

  2. Работа с карточками по атласу (2 мин.) Проверка.

(все карточки нарезаны прямоугольниками и учащиеся расставляют их в атласе)

п-ов Сомали о.Мадагаскар м.Игольный м.Бен-Сека м.Альмади м.Рас-Хафун

Эфиопское Восточно-Африканское Калаха$ри Атлас Капские Драконовы

нагорье плоскогорье горы горы

влк. Килиманджаро влк. Кения влк. Камерун оз. Виктория оз. Ньяса Нил

оз. Танганьика оз. Чад Нигер Замбези Лимпопо Оранжевая вдп. Виктория

    $

  1. Диктант: что это? (3 мин.). Я диктую название, а учащиеся пишут определение

Бен-Сека (мыс), Атлас (горы), Килиманджаро (вулкан), Сомали (полуостров), Виктория, самум, Альмади, Танганьика, Замбези, Нигер, Мадагаскар, Ньяса, Асуан.

Проверка.

IV. Проверка Д/З (10 мин)

  1. Рассказать о р. Нил.

  2. В чем отличие р. Конго от р$. Нил.

  3. Дать краткую характеристику озер Африки.

Физкультминутка

V. Новый материал (25 мин)

  1. Сообщение темы и цели урока. (Тема и цели урока на слайде)

  2. Назвать источники информации об Африке. Слайд о Н.С. Гумилеве. ( Портрет писателя. Поэт Серебряного века. Родился в 1886 году в Кронштадте. Совершил 4 путешествия в Африку. Собрал ценнейшую коллекцию растений. Выпустил сборник стихотворений «Шатёр», вёл африканский дневник.)

  3. Зачитать отрывок из африканского дневника. С чем сравнивает Гумилев Африку? «Здесь очень хорошо. Каждый вечер мне кажется, что я или вижу сон, или наоборот проснулся на с$воей Родине. Сегодня я не смогу вытерпеть и отправлюсь на охоту. Да, возвращение на Родину будет тяжелым… половина моего сердца навсегда останется здесь, в Африке»

  4. Рассмотреть на карте мира природные зоны. Почему экваториальные леса распространены в бассейне р. Конго и вдоль Гвинейского залива, а не по всему экватору?

  5. Экваториальные леса – легкие нашей планеты, они выр$абатывают кислород, который необходим для жизни на Земле. Здоровье людей зависит от состояния окружающей среды, в том числе от количества зелёных насаждений.$

  6. Рассказ об экваториальных лесах: (гилея), около 1000 видов деревьев, (гуттаперча - каучуконос) Нарисовать на контурной карте зону экваториального леса. Рассказ сопровождается слайдами и таблицами. Вечное лето, вечное равноденствие, деревья переплетены лианами. Животные: окапи, гепард, леопард, капибара, це-це. Прочитать отрывок об экваториальных лесах (стр. 37 в книге Бенькович Т.М. «Опорные конспекты в обучении географии) К сожалению экваториальные леса подвергаются вырубке, так как они ценятся своей древесиной: черное дерево, эбеновое, железное, атласное. Все эти породы деревьев идут на экспорт. Сравнить карты на стр. 130 в учебнике.

(Все подчеркнутые слова записаны на слайде, а учащиеся переписывают их в тетреди)

  1. $ Саванны – 40% площади материка. Нарисовать на контурной карте зону саванн. Рассказ о саваннах сопровождается показом слайдов и таблиц, рисунков в учебнике. Прочитать отрывки из учебника (стр. 126 – последний абзац, стр. 127 – первый абзац). Рассказать о термитах. Записать новые слова: гиены, марабу, термиты, батат, маниока, баобаб.

  2. О каком природном явлении говорится в стихотворении Н.С.Гумилева?

$Оглушенная ревом и топотом,

Облеченная в пламя и дымы,

О тебе, моя Африка, шепотом

В небесах говорят серафимы.

Про деянья свои и фантазии,

Про звериную душу послушай,

$Ты на дереве древнем Евразии

Исполинской висящая грушей.

Беседа об африканских пожарах.

Закрепление по вопросам (2 мин)

  1. назовите существенные признаки экваториальных лесов.

  2. назовите существенные признаки саванн.

$

Подведение итогов урока. (1 мин.)

Домашнее задание стр. 123 – 127 до тропических пустынь. (1 мин.)

Post Comment