Конспект урока по Географии "Рельеф и полезные ископаемые Африки" 7 класс

Тема: Рельеф и полезные ископаемые Африки.

Цель: формирование у учащихся представлений о тектоническом , рельефе$, полезных ископаемых материка.

Задачи:

- познакомить учащихся с особенностями рельефа Африки,

- выявить и объяснить закономерности размещения форм рельефа,

- продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, работать с географическими картами и сопоставлять их,

$- развивать знания об особенностях природы Африки.

Планируемый результат:

Учащиеся должны называть и показывать крупные формы рельефа и месторождения полезных ископаемых,

объя$снять происхождение материка, образование крупных форм рельефа,

прогнозировать, что произойдет с Африканской плитой, если процессы раздвижения, происходящие в зоне разломов Восточной Африки будут усиливаться.

Основные термины и понятия: рельеф, плоскогорье, горы, платформа, разлом, вулкан, геосинклиналь.

Оборудование: физическая карта Африки, карта «Строение земной коры», атласы, контурные карты, картины: «В Атласских горах», «Капские горы», «г. Килиманджаро».

План урока

$

Организационный момент

Фаза вызова

Проверка домашнего задания

Актуализация знаний учащихся

Фаза осмысления содержания

Самостоятельная работа

Первичная проверка знаний

Рефлексия

$Домашнее задание

Организационный момент

Здравствуйте! Доброе ласковое слово

Стерлось на нет в ежедневном привете.

$« Здравствуйте» - это же будьте здоровы,

Это же дольше живите на свете.

В небытие теперь уходит часто

Известный смысл давно знакомых слов.

Всегда ли мы роняя слово « здравствуй»,

$ И впрямь хотим, чтоб кто-то был здоров?

Всегда ли помним что самой любовью

Был побуждаем в древности народ,

Желая высшей благости-здоровья-

Всем, с кем судьба когда-нибудь сведет?

Итак, здравствуйте, ребята! Я поприветствовала вас, вы – меня, а теперь я хочу, чтобы вы поздоровались друг с другом:

Фаза вызова.

$Африка – неизлечимая страсть: вдохнешь пыль её красной земли, услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблеске ночных костров в какой-нибудь глухой деревушке мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира.

Проверка домашнего задания.

1.« Да-нет»

Географический диктант « Верно ли утверждение?»

  1. Африка – самый большой материк.

  2. Африка расположена во всех четырех полушариях.

  3. $На севере Африка омывается Черным морем.

  4. Африку и Евразию разделяет Берингов пролив.

  5. На западе Африка омывается Тихим океаном.

  6. Северная крайняя точка – мыс Игольный.

  7. Самый крупный остров у берегов Африки – остров Сицилия.

  8. Большой вклад в открытие внутренних районов внес Васко да Гама.

  9. $В 1926-1927 годах Н.И. Вавилов организовал путешествие в средиземноморские страны Северной Африки.

  10. У юго – восточных берегов проходит Ангольское течение.

Актуализация знаний

2. « Я знаю, что...» ( учащиеся вытягивают карточку со словом и дают ему определение)

1. Рельеф – это…

2. Равнина – это …

3. Горы – это …

4. Платформа – это …

$5. Геосинклинали – это…

6. Вулканы – это …

7. Плато – это…

3. « Путаница»

На доске неправильная логическая цепочка.

Платформа –горы –осадочные породы

Равнины – геосинклиналь – магматические породы

Учащимся предлагается восстановить порядок логической цепочки и объяснить её.

$Фаза осмысления содержания.

Мотивация к изучению новой темы

1.« Бортовой журнал»

$Что я знаю о рельефе и полезных ископаемых Африки

Что я узнал о рельефе и полезных ископаемых Африки

Изучение нового материала

2. « Инсерт»

Работа с учебником параграф 45 стр. 163-164. По ходу чтения простым карандашом на полях учащиеся делают пометки с помощью знаков:

«+»- новая информация,

«-» - думал иначе,

« V$»- уже знал,

« ? » - не понял, есть вопросы

3. « Кластер» Работая с « Физической картой Африки» атласа составить кластер « Рельеф Африки.»

Рельеф Африки

Итак, в Африке есть различные формы рельефа: горы, плоскогорья, нагорья На севере материка находятся молодые складчатые Атласские горы

$На востоке – разрушающиеся глыбовые Драконовы и Капские горы

А сейчас ребята, давайте определим особенности рельефа Африки.

4. « Лови ошибку»

$ В северо-западной части материка расположены такие формы рельефа как Драконовы горы, горы Атлас, Эфиопское нагорье. Средняя высота этой части Африки более 1000 метров На юго-востоке расположены Капские горы, нагорье Ахаггар, Восточно-Африканское плоскогорье. Средняя высота этой части материка менее 1000 метров.

Еще раз ребята обратите внимание на абсолютные высоты.

Назовите самую высокую точку Африки – влк Килиманджаро – 5895м.

А вот несколько лет назад в Африке произошло землетрясение. Все средства массовой информации об этом писали и сообщали … о трагедии в г. Эль-Аснама (Северная Африка). «Люди собрались обедать, когда земля вдруг вздрогнула. Через 20 секунд ¾ всех зданий$ города лежали в руинах. Были разрушены многие деревни. В районе стихийного бедствия погибло и пропали без вести 20 тыс. человек, ранено 60 тыс., остались без крова.

5. « Тонкие и толстые вопросы»

В какой части Северной Африки следует искать этот город?

Чем объясняется эта трагедия?

Назовите высочайшую точку $Африки? Почему вулкан Килиманджаро находится в пределах платформы, а не складчатой области, как на других материках?

К каким горам по высоте относятся горы Африки? В Африке нет таких высоких и протяженных цепей, как например Анды. Кордильеры или Гималаи. Как это можно объяснить

6. « Рекорды Африки» ( $Учащиеся возвращаются к своим записям, анализируют и систематизируют размещение полезных ископаемых на материке)

Африка обладает разнообразным комплексом полезных ископаемых, многие из которых представлены богатейшими месторождениями в мире. Дома вы должны были поработать с дополнительным материалом и определить по запасам каких полезных ископаемых Африка лидирует в мире, где залегают эти полезные ископаемые.

Рефлексия.

1. «Письмо по кругу» Каждый ученик записывает по одному предложению по теме урока. В итоге должен получиться мини-рассказ

2.« Бортовой журнал»

Учащиеся заполняют вторую колонку таблицы

$

Д/ задание: параграф 45, на к/карте отметить главные формы рльефа и полезные ископаемые; индив. задание – вопрос 4 стр.166

Post Comment