Конспект урока по Географии “Виды населенных пунктов. Городское население. Урбанизация” 9 класс

$Урок географии в 9 классе по теме:

«Виды населенных пунктов. Городское население. Урбанизация»

Цель: Формирование знаний об особенностях различных типов населенных пунктов.

Задачи:$

1.Сформировать знания учащихся о типах населённых пунктов, дать их характеристики.

2.Рассказать о факторах формирования городов. Дать понятие урбанизация, показать крупные города страны.

3. Сформировать знания об агломерации. Рассказать о новых агломерациях Казахстана.

4.Сформировать знания об экологической обстановке около крупных городов.

$5.Показать значение городов в материальной и духовной жизни народа.

6.Продолжить обучение приёмам работы с графиками, диаграммами, по схемам, картам.

7.Научить делать выводы, работая с картами, учебником, статистическими данными.

Оборудование: $раздаточный материал, атласы, дополнительная литература, Карта Казахстана

Ход урока:

Организационный момент . Психологический настрой на урок.

Проверка домашнего задания:

Как определяется национальный состав населения?

Что вы знаете о казахской диаспоре?

$Что такое дискриминация и депортация?

Изучение нового материала:

Расселение населения – размещение людей на территории, обусловленное расположением сети населённых пунктов. Населённый пункт – населённое место, первичн$ая единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка. Обязательный признак населённого пункта – постоянство использования его как места обитания из года в год ( хотя бы сезонно).

Как правило, на территории государст$ва один из населённых пунктов имеет статус столицы. Населённые пункты –это поселения с числом жителей 50 и более человек. Населённые пункты классифицируются по видам : города и сельские населённые пункты. Каждый из населённых пунктов характеризуется величиной.

Мотивация на изучение нового материала:

Постановка целей и задач урока самими учащимися:

Однажды один учитель был в большом городе и когда вернулся, сказал: Я перепо$лнен радостью. Это было так интересно, возвышенно.

Тогда его ученик подумал: «Там было так замечательно! Я должен пойти и посмотреть». Он пошел через город, вернулся и сказал: Ужасно! Как ужасен мир! Все куда- то бегут, ничего не замечая. Вот что я видел. Я не чувствовал ничего, кроме подавленности, как будто все мое существо разрывается на части.

Да – сказал учитель: – Ты прав.

Но объясни мне, – сказал ученик, почему ты так восторгался после того, как вернулся, а я разрываюсь на части? Я не могу вынести этого, это ужасно.

$Учитель сказал: «Ты шел н$е в том ритме, в котором шел через город я».

Исторически сложилось так, что бурная стремительная жизнь города резко отличается от спокойной размеренной жизни сельских поселений и сегодня на уроке ребята мы рассмотрим городское население нашего государства.

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Древний Казахстан издревле был страной кочевых народов. Первая информация о городах на территории Казахстана относится к VI веку. Первые города находились в долине реки Сырдарьи и в Семиречье. В настоящее время архео$логами найдены останки городов VI—IX веков на юге страны и в юго-западном Семиречье. Территорию Казахстана населяли кочевники, у которых были весьма сложные отношения с горожанами. Города были для кочевников центрами торговли, но нередко объектом нападения. Из современных городов, своей древностью могут похвастаться лишь Туркестан, Тараз и Чимкент. Древний Сайрам, во многом сохранивший свой средневековый облик и преемственность населения, в настоящее время официально является селом.

$В XVII веке на территории Казахстана появились первые русские города — Яицкий городок, Гурьев. Постепенно с российской колонизацией с севера на юг, русскими казаками были основаны города, большая часть которых существует и сейчас. Большинство современных городов появились в XX веке главным образом в связи с разработкой месторождений полезных ископаемых.

В середине 20-го века рядом с крупными городами возникли города науки – «наукограды» (Курчатов. Приозёрск. Степногорск), города-курорты (Сарыагаш, Щучинск. Каркаралинск). Появились города – центры военной промышленности, так называемые закрытые города (города призраки) (Приозёрск)

Работа груп$п. Вопросы к классу:

Назовите причины роста числа городов. (К росту числа городов привело с$троительство железных дорог. Города, через которые проходила железная дорога, получили преимущество своего развития).

В дореволюционном Казахстане не было ни одного города с населением свыше 100 000 человек. То сегодня число таких городов превышает 20. Что привело к росту городов в последующем? Почему изменилась численность городов? (к росту городов привели: принятие оседлости коренного населения, процесс индустриализации 30-х годов 20-го века). К 90-м годам доля городского населения составляла 60%. Однако сейчас по статистическим данным на 2005 год доля городского населения составляет 57%. Как вы думаете.почему снизилось количество городского населения республики? (в малых городах останавливались частично и полностью прекращали работу градостроительные предприятия, население столкнулось с безработицей).

Однако н$есмотря ни на что в Казахстане существуют современные города – миллионники. Посмотрите на карте , назовите их и п$окажите (Алматы). Один из крупнейших городов Казахстана – Караганда.

Какой населённый пункт считается городом? (городом считается населённый пункт с населением более 12 000 человек, которые работают не в сельском хозяйстве.)Всего в Казахстане 86 городов.

Города различают по функциям и по численности населения: $

Вычерчивание кластера:

По численности населения:

Малые до 20 000 жителей

Средние до 50 000 жителей

Крупные – до 100 000

$Большие – до 250 000

Крупнейшие города – до 500 000 жителей.

Города-миллионеры

В Казахстане находятся 30 городов, с населением, насчитывающим 50 тысяч и более жителей. Самым крупным городом Казахстана является Алма-Ата, где проживает 1400 тыс. человек (в агломерации около 2100 тыс. человек)

В Астане – 785 559 человек

$Города с численностью от 600 тыс. жителей: Караганда, Шымкент, Актау.

Города с численностью от 400 тыс. жителей: Тараз, Усть-Каменогорск, Павлодар, Семипалатинск, Актюбинск.

Города с численностью от 200 тыс. жителей: Костанай, Петропавловск$, Уральск, Темиртау, Атырау, Кызылорда.

Города с численностью от 100 тыс. жителей: Туркестан, Экибастуз, Кокшетау, Рудный, Жезказган, Талдыкорган.

Остальные города имеют численность населения менее 100 тыс. человек: Риддер, Байконур, Балхаш, Сатпаев, Кентау, Степногорск, Жанаозен, Шахтинск.

По функциям:

$Центральные места Отраслевые центры

Столица (Астана)

1. Промышленные центры (Экибастуз, Лисаковск, Аркалык)

Центры областей (Костанай.$Атырау…)

Транспортные центры: 8 городов: Кандыагаш, Эмба, Шалкар, Аягоз, Чарск, Шу, Арыс, Казалинск.

Неофициальные столицы (Алматы)

Наукограды (Курчатов, Приозёрск, Степногорск.)

Районные центры

Туристические центры

Города-курорты (Сарыагаш, Щучинск, Каркаралинск.)

Города – многофункциональные центры, т.к они выполняют множество функций: административные, промышленные центры, культурные, научные, транспортные.

Работа с терминологией:$

Запись в тетрадь:

Урбанизация – увеличение доли городского населения

Мегаполис – наиболее крупная форма расселения, возникшая в результате срастани$я нескольких городских агломераций.

Городская агломерация – это группы близкорасположенных городов, объединённых тесными связями:

1) трудовыми (из одного города в другой на работу)

2) культурно-бытовые (поездки на выставки, в театры…)

3) производственные (поставки сырья, материалов…)

$4) инфраструктурными – совместное использование коммуникаций. Сетей (тепло-. Энерго-…)

Самостоятельная работа, уметь объяснить:

– Где в Казахстане наибольшая доля городского населения, т.е. где выше уровень урбанизации? Почему? (Кызылординская, Актюбинская, Карагандинская, Северо-Казахстанская, Костанайская, Алматы, Астана)

Рабо$та с классом:

– Как вы понимаете понятие «посёлок городского типа»? (населённые пункты с числом жителей более 3 000, из которых 85% не занято в сельском хозяйстве.)

– Какие населённые пункты считаются сельскими? (населённые пункты с населением менее 12 000 человек.)

Закрепление: Прием «Тонкие,$ толстые вопросы»

Назовите факторы, влияющие на формирование городов.

Что такое урбанизация?

Как классифицируются казахстанские города?

Какое влияние оказывают городские населённые пункты на окружающую среду?

$Домашнее задание.

Рефлексия урока. Оценивание.

Еще записи

Leave a Comment