Конспект урока по Географии "Власть климата сильнее всех властей!?"

$$Тема урока « Власть климата сильнее всех властей!?»

«Климат России. Климатообразующие факторы»)

Цели урока:

$1. Обучающая (познавательная): углубление и расширение понятий «климат» и «погода», определение главных факторов, определяющих климат России.

2. Развивающая: создание условий для дальнейшего развития умений работы с картой, географическим текстом; умений использовать географические знания в повседневной жизни.

3. Воспитывающая: формирование ценностного отношения к географическому знанию и к своей родине через раскрытие уникальности климата России.

Тип урока: изучение нового материала

$ Ход урока:

1.Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас открытый урок.

Учитель: - Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

Учащиеся высказывают предположения: климат, погода…

Ребята, обратите внимание на эпиграф к нашему уроку: « Погода – каприз, климат – характер»$.

Давайте попробуем ответить еще на один вопрос: у климата и погоды одинаковые показатели, характеристики, почему эти характеристики называются разными терминами?

Учащиеся вспоминают определения из курсов географии 6 и 7 классов и предполагают

Климат отличается постоянством, а погода – изменчивостью и повторяемостью!

Учитель открывает доску, на которой написана тема «Вл$асть климата сильнее всех властей »

Почему тема урока звучит именно так необычно? Мы ответим с вами в течение нашего урока.

«Если попытаться создать образ климата России, то он, скорее, будет похож на дом, у которого северная стена отсутствует, и холодные ветры с Северного Ледовитого океана зимой и летом беспрепятственно проникают внутрь. Высокая южная стена преграждает путь теплым тропическим воздушным массам. Морской тихоокеанский воздух упирается в восточную горную стену. Западный фасад представляет собой открытое настежь пространство, через $которое проникает тепло с Атлантики. Над большей частью этого дома нет крыши — ее разрушает Азиатский антициклон, и лишь над европейской частью циклоны, приносящие облачную погоду, препятствуют выхолаживанию воздуха»

1.Чтобы объяснить особенности климата, давайте определим влияние климотообразующих факторов на становление климата. Какие климатообразующие факторы вы помните из курса 7 класс?

Ответ учащихся: . географическая широта; влияние воздушных масс; характер подстилающей поверхности: рельеф, влияние морей и океанов. $https://www.youtube.com/watch?v=tsDYSQ0tEOk

климатообразующие факторы

географическое положение циркуляция В.М.

солнечная радиация

близость морей и океанов рельеф подстилающая поверхность

$антропогенное воздействие

Излучение с$олнцем тепла и света называется солнечной радиацией.
Часть солнечной достигает поверхности земли в неизменном виде. Это прямая солнечная радиация. Другая часть преобразуется, проходя через атмосферу, частицы пыли, водяного пара, кристаллами льда, каплями воды. Это рассеянная радиация. Прямая и рассеянная образуют суммарную радиацию. Достигая поверхности Земли, часть радиации отражается. Это отраженная радиация. Оставшаяся часть расходуется на нагревание земной поверхности. Это остаточная радиация.

Определите по формуле: 90-широта места+23,5 высоту Солнца летом для г.Белгород, Мурманск, Краснодар. Сделайте вывод.

Высота Солнца летом для г. Белгород 90-50,6+23,5=62,9

Работа в парах

г. Мурманск 90-69+23,5=44,5

г. Краснодар 90-45+23,5=68,5$

$ Вывод: Чем больше угол падения солнечного луча, тем больше тепла получит территория.

Определите по картам суммарную солнечную радиацию на побережье Северного Ледовитого океана и на Кавказе, объясните разные показатели . Как влияет характер подстилающей поверхности на солнечную радиацию?

1прямая 2рассеянная 3 отражённая

4поглащённая

Суммарная = прямая + рассеянная. В районе Северного Ледовитого океана 60 ккал/ см, на Кавказе 120 ккал/см. Суммарная радиация на севере мала, т.к. преобладает там$ больше рассеянная, а на Кавказе больше показатели прямой радиации. http://onlineslovari.com/geograficheskiy_atlas/page/summarnaya_solnechnaya_radiatsiya_sssr.161/

Снег отражает 85-95% солнечной радиации, чернозем 8-12%, зеленые леса 10-20%, пустыня 29-35%, море 78%.

Что такое воздушные массы? 

$ Перечислите воздушные массы преобладающие в России? Какой океан оказывает наибольшее значение на климат нашей страны?

Деятельность учащихся: В России АВ, УВ, ТВ. Морские и континентальные. Наибольшее значение на климат оказывает Атлантический океан – западный перенос.

$Наша страна лежит в умеренных широтах и влияние на климат оказывают западные ветры-ветры умеренных широт. На востоке страны оказывают влияние муссоны

Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка, 
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись, 
А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

Рассмотрим фактор подстилающая поверхность.

На свойства воздушных масс (их температуру, влажность, запыленность) огромное влияние$ оказывает подстилающая поверхность, над которой они формируются (вода, суша или лёд). Поэтому все воздушные массы подразделяют на морские и континентальные.

Какими свойствами обладают эти воздушные массы? (морские влажные, континентальные сухие)

Велико влияние рельефа на климат. Отсутствие высоких горных хребтов на севере и западе страны облегчает проникновение арктических и атлантических воздушных масс во внутренние районы страны. Наличие горных сооружений по восточной окраине ограничивает воздействие Тихого океана;$ низко- и среднегорный Урал, лежащий на пути атлантического воздуха, не препятствует его проникновению в Западную Сибирь, а высокогорный Кавказ задерживает у своего подножия холодный воздух умеренных широт.

«Предположим что…»

Учащимся предлагается смоделировать ситуацию.

А) Предположим что на побережье Северного Ледовитого океана воз-

никли горные хребты. Как это изменит климат европейской части страны?

Б) Предположим что тихоокеанское побережье стало равнинным. Как$

изменится климат Восточной Сибири (Якутии)?

В) Предположим что Уральские горы протянулись не на востоке Европейской части, а по западной границе страны. Каким станет климат в европейской части страны?

А теперь давайте ответим на вопросы.

1.Что такое климат? 
2. Что такое погода? 
3. Что такое климатообразующие факторы? 
4. Перечислите климатообразующие факторы.

$

И чтобы подвести итог, я предлагаю вам использовать синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал по определенной теме.(алгоритм написания представлен на листочках)

Примеры защиты работ:

Климат.

Холодный, тёплый.$

Возникает, господствует, преображает.

Он управляет природой

Интересно

$Климат.

Холодный, тёплый.

Формируется, господствует, показывает.

С помощью климата мы узнаём о режиме погоды

Это очень интересно!

$ Климат.

Разнообразный, п$остоянный.

Удивляюсь, изучаю, понимаю.

Климатообразующие факторы влияют.

Меня это очень удивляет!

Post Comment