Конспект урока по Географии "Воды суши. Реки" 6 класс

МОУ Номженская СОШ

$ Нейского района Костромской области

Урок географии

на тему

«Воды суши. Реки»

6 класс

Учитель:

Герцен Ольга Николаевна

$ 1 категория

2013-2014 уч. год

Урок географии в 6 классе $

(урок в стихах с применением ИКТ)

Тема урока: « Воды суши. Реки»

Цели урока:

1.образовательные: познакомить учащихся со строением реки, выявить зависимость направления и скор$ости течения от рельефа

2.развивающие: развивать умение работать с картами атласа, художественной литературой, а также развивать логическое мышление

3.воспитательные: воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, воспитывать экологическую культуру. Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников

Задачи урока:$

  • Начать формирование у учащихся представления о реках.

  • Познакомить учащихся с основными понятиями, терминами, определениями по данной теме

  • Продолжить формирование умения работать с географической картой.

  • Прод$олжить формирование умения составлять описание географического объекта – реки.

Планируемый результат: Учащиеся должны уметь:
Называть и правильно показывать реки, основные части реки, бассейн, водораздел.
Объяснять понятия: река, речная долина,исток, устье, приток, бассейн, водораздел, речная система.
Описывать реку по плану.
Определять направление течения, характер реки в зависимости от рельефа.
Формы организации учебной деяте$льности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: наглядно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский.

Приемы: Анализ, синтез, умозаключение, обобщение.

Оборудование: учебник географии автор Герасимова,физическая карта РФ, карта полушарий, интерактивная доска, проектор, учебный диск по физической географии «Реки Кавказа»

Ход урока:

1.Организационный момент. (1 мин.)

2.Сообщение темы и целей урока:

Учитель: - Мы сегодня на уроке

О реке поговорим.

Много нового узнаем,

То, что $знаем, повторим.

Чтобы крепче были знания

По географии у вас,

Не большую я разминку

Провести хочу се$йчас

3. Повторение пройденного материала (« Географическая разминка») 5 минут

а) Найти лишнее слово (Слайд на интерактивной доске)

- Волна, цунами, океан, течение, впадина

- Море, материк, остров, полуостров, архипелаг

- Море, пролив, губа, бухта, океан, залив, остров

- Японские острова, острова Индонезии, Филиппинские острова, остров Шри –Ланка

б) Показать по физической карте России и карте полушарий (в виде эстафеты, ученики сами выбирают, кто будет показывать на карте объекты и передают указку)

- Материки в порядке убывания их площади

- океаны в порядке увеличения их площади

- 3 внутренних моря

- 3 окраинных моря

- 3 острова

- 3 полуострова

- 3 архипелага

- 3 залива

- 3 прол$ива

- 3 течения

3. Изучение нового материала. (25 мин.)

Учитель: - Сегодня мы узнаем дети

О реке и речной сети,

Об истоках и притоках,

Ну а также о порогах,

О речной долине, русле,

И, конечно же, об устье.

О водопаде и бассейне

Поговорим мы, несомненно.

Правый, левый берега,

Отличите без труда.

Тема эта необъятна,

Мы начнем с азов, ребя$та.

Для начала мне скажите.

Ум свой быстро напрягите,

И ответьте не тая,

Что такое все ж река?

Ответы учащихся. Вместе формулируем определение:

« Река – это поток воды, текущий в выработанном им углублении на суше, называемом руслом»

Учитель: Русло находится на дне более широкого углубления, которое называется речной дол$иной

( Слайд « Речная долина»)

Работа по схеме, выявление основных частей речной долины

Учитель: Толковых среди вас немало.

Где река берет нач$ало?

( Ответы учащихся)

Учитель: Место, где река берет свое начало, называется истоком.

( Слайд « Строение реки»)

Некоторые реки берут свое начало из родников, другие из озера, третьи из болот, а четвертые с гор, их питают тающие ледники. Чем дальше она течет, становится шире, полноводнее. Только в жарких пустынях они теряются. Как вы думаете, почему?

( Ответы учащихся)

Учитель: Координаты проходили,

Устья рек мы находили.

На карте часто их искали,

Устьем что мы называли?$

( Ответы детей)

Большинство рек впадают в море, в океан, а иногда в озеро. Более мелкие реки впадают в другие реки и являются их притоками. Как определить. Где левый приток, а где правый?

( Работа с физической картой РФ в атласе)

Определите, каким притоком является р. Иртыш, а также р. Ока, р. Кама, р. Ангара.

Учитель: Я не забуду в этой теме

Поговорить и о речной системе

Речная система- это главная река со всеми притоками$.

( Работа с картой полушарий в атласе) – определите у какой из рек речная система больше? У Амазонки или Нила? У Енисея или Волги?

Учитель: Знать должны ученики,

Что есть еще бассейн реки.

Слайд « Бассейн реки»

Здесь вы видите реку Лену. С территории, обведенной красной линией вся вода стекает в эту реку. Если выпадет дождь над этой территорией, то часть воды обязательно попадет в эту реку. Я говорю часть, потому что часть воды$ просачивается в землю, другая часть испарится. Так вот, та площадь с которой вся вода стекает в одну реку и называется речным бассейном.

( Работа с физической картой РФ) С какой площади собирает воду р. Обь? А р. Амазонка?

Учитель: Как соседние две речки

Делят воду меж собой?

Водораздел им помогает

Сейчас мы это разъясним с тобой.

Так Уральские горы будут водоразделом для р. Волги и р. Обь. С восточных склонов Урала вода стекает в Обь, а с западных в Волгу.

Границу между соседними речными бассейнами называют водоразделом.

(Найдите по карте $РФ, водораздел между Леной и Енисеем, Печорой и Северной Двиной.)

Учитель: От рельефа же зависит

Почему одна река

Так раздольн$а и спокойна,

А другая бурная.

Почему одни петляют,

Свои русла углубляют,

С малой скоростью текут.

Другие же грохочут и бегут?

- Как вы думаете. Чем отличаются реки, текущие по равнине от рек, текущих в горах?

( Ответы учащихся)

- Да действительно, реки текущие по равнине более спокойные, русла широкие. Волга – равнинная река, скорость ее течения всего 1 метр в секунду. Такие реки обходят препятствия, так как у них нет напора.

Горные реки текут быстрее, они не образуют извилин. Многие из них потом выходят на равнины и становятся равнинными. Например, река Терек (найти на карте) берет свое начало в Кавказских горах на высоте 5000 м. и далее выходит на равнину.

( Видеоролик « Реки Кавказа») из учебного диска 8 класса

Учитель: Часто твердые породы

Путь реке преграждают,

Зат$рудняют им теченье,

Их порогом называют

-Самая порожистая река в России Ангара. Пороги мешают судоходству. На таких реках строят гидроэлектростанции.

Учитель: Вдруг с высокого уступа

С шумом падает река,

Водопад здесь образует,

Брызги, пенится вода.

Самый высокий водопад в мире водопад Анхель, находится он в Южной Америке на

р. Ориноко, его высота 1045 м$. Его обнаружил летчик Анхель в 1935 г.. Пролетая над ним, он услышал странный шум, подумал, что у его самолета сломался двигатель, но вскоре он увидел красивое зрелище – вода падала с огромной высоты. Позднее этот водопад был назван в его честь.

Дополнительная информация о водопаде Виктория в Африке, о водопаде Илья Муромец в России, о Ниагарском водопаде в Северной Америке - рассказывают учащиеся по презентациям (Задание было дано предварительно)

4. Закрепление пройденного $материала (5-9 мин.)

Учащиеся получают карточки – задания по пройденному на уроке материалу.

( Приложение 1)

5. Домашнее задание (1-2 мин)

Выучить определения по теме «Реки»

Творческое задание - подготовить интересный материал о реке, водопаде или составить загадки, ребусы, презентацию.

Приложение 2 Презентация по теме «Река»

Карточка – задание по теме «Река» (Приложение 1)

$1.Дорисуй схему (подписать название частей и дорисовать недостающие части рек).

2.Определите, к $бассейну ,какого океана относятся перечисленные реки:

А - Амур (1) Тихий океан

Б - Амазонка (2) Атлантический океан

В - Миссисипи (3) Индийский океан

Г - Конго (4) Северный Ледовитый океана

3.Распределите реки по материкам:

А - Муррей (1) Евразия

Б $- Волга (2) Африка

В - Нил (3) Северная Америка

Г - Парана (4) Южная Америка

Д - Макензи (5) Австралия

4. Подберите пару: р$ека – исток.

А - Амазонка (1) Байкал

Б - Волга (2) Анды

В - Нил (3) Валдайская возвышенность

Г - Ангара (4) озеро Виктор$ия

5. Подберите пару: река – устье.

А - Нигер (1) Азовское море

Б - Ганг (2) Аравийское море

В - Обь (3) Карское море

Г - Дон (4) Гвинейский залив

$6. Найди соответствие:

1. Устье А) Начало реки

2. Речной бассейн Б) Граница, разделяющая соседние речные бассейны

3. Водораздел В) Площадь суши, с которой вода стекает в одну реку

4. Исток Г)$ Место, где река впадает в другую реку, море, озеро

5. Речная система Д) Река со всеми ее притоками

Post Comment